Стыдно, но в стране, которая первая отправила человека в космос, астрономия в школах стала исчезать с 1993 года. Некоторые из образовательных учреждений дотянули до 2009 года. За это время астрономическая грамотность упала: 32% людей в России считают, что Солнце вращается вокруг Земли. Вопрос возвращения астрономии в школьный курс давно назрел, и вот в июне 2017 года министр образования и науки РФ Ольга Васильева с лёгкой руки подписала приказ о внесении изменений в действующий образовательный стандарт, согласно которым астрономия становится отдельным предметом в школе с нынешнего учебного года. Однако как оказалось, ни школы, ни учителя не были готовы к такому быстрому развитию событий, поэтому пока возвращение астрономии идёт шероховато.
Больше всего было волнений среди учителей по поводу того, за счёт какого предмета астрономию введут в школы России. Никто из предметников своими часами жертвовать не хотел. Были разговоры, что отнимут час у иностранных языков. В пресс-службе департамента образования Иркутска порталу «ИрСити» пояснили, что отнимать часы ни у какого другого школьного предмета в министерстве образования не стали, а просто добавили один дополнительный час в неделю на изучение астрономии.
Согласно внесённым изменениям в действующий государственный образовательный стандарт, астрономия становится обязательным для изучения в школе предметом в 10-11 классах. Продолжительность курса – 35 часов, то есть курс астрономии можно пройти за один учебный год. По желанию можно и за полгода, если выделять на астрономию 2 часа в неделю. Есть и другой вариант: изучать астрономию во втором полугодии 10 класса и в первом 11-го.
Администрация школы самостоятельно решает, в каком, 10 или 11 классе, включать астрономию в программу, согласно приоритетам самих учеников. По словам астронома, профессора, директора обсерватории ИГУ Сергея Язева, в 11 классе дети сосредоточены на подготовке к ЕГЭ, поэтому интереса к астрономии у них будет меньше. В идеале, по мнению учёного, преподавать астрономию в школе нужно в 8-9 классах: во-первых, в это время у детей ещё работает любознательность, тогда как к 11 классу проявляется прагматизм, во-вторых, есть много школьников, которые уходят из образовательного учреждения после 9 класса, а это значит, что с астрономией они никогда не столкнутся.
Учителя не готовы, учебников нет
Фото: https://www.chita.ru
То, что астрономия вернулась в школы России, специалисты называют прорывом в образовании, однако возвращение падчерицы физики проходит «со скрипом».
На данный момент в Иркутске астрономия даётся в 24 школах города из 79. Это значит, что только 24 учителя физики успели пройти переподготовку и могут преподавать астрономию. По информации пресс-службы мэрии Иркутска, в остальных школах курс астрономии будет вводиться по мере готовности самих школ.
Астроном Сергей Язев, который и проводил курсы переподготовки для иркутских учителей, а сейчас дистанционно читает курсы и для педагогов других регионов, заявил, что в Иркутске большой проблемы с подготовкой кадров не возникло, так как в пединституте, который сейчас входит в состав ИГУ, никогда не прекращалось преподавание астрономии и астрофизики будущим учителям физики. То есть сейчас учителям в Иркутске, просто надо освежить и обновить изученное в университете, ознакомиться с новыми астрономическими понятиями. Но в других регионах страны ситуация намного плачевнее.
«Очень много регионов, где астрономия в университетах, пединститутах физикам не преподавалась, также есть проблемы на переподготовках, так как эти курсы просто не кому вести, нет специалистов, ведь астрономией не везде профессионально занимаются. Я сейчас веду онлайн-курсы, дистанционно, учителя меня могут видеть и задавать вопросы в чате», — объясняет Язев.
По оценке иркутского астронома, подавляющее большинство школ страны оказались не готовы к приказу госпожи Васильевой, который вышел летом, слишком мало было времени для подготовки образовательных учреждений. В школах просто не оказалось специалистов, которые могут объяснить детям, как устроена Вселенная.
«Я не очень понимаю, что мешало заранее это сделать. Поэтому во многих школах страны преподавание астрономии начнётся с января, курс разделят на второе и первое полугодие разных классов», — пояснил директор обсерватории ИГУ.
Помимо того, что не во всех школах страны есть учителя, есть ещё огромная, по мнению учёных, проблема, связанная с учебными пособиями. В официальном федеральном перечне есть всего два учебника по астрономии. Первый – Бориса Воронцова-Вельяминова и Евгения Страута. Воронцов-Вельяминов, который написал учебник в 1960 году XX века, умер в 1994-м. Страут сначала просто обновлял пособие советского астронома, а потом добавился в соавторы. В 2014 году и он ушёл из жизни.
«Если мы сейчас даже взглянем на оглавление этого учебника, то мы увидим, что он катастрофически не соответствует новому стандарту, в июне утверждённому. Знаю, что Сергей Борисович Попов из государственного астрономического института имени Штернберга при МГУ давал какие-тодополнения к этому учебнику, которые можно найти где-то в интернете, но насколько это удобно, и как учителя будут добывать эти обновления, я не знаю», — говорит профессор Язев.
Второй учебник, который есть в федеральном перечне, появился там совсем недавно. Он написан профессором астрофизики Виктором Чаругиным в 2017 году.
«В мае на совещании, где обсуждались новые образовательные стандарты по астрономии, Чаругин присутствовал и держал в руках только что изданный учебник. Я видел этот учебник, его в июле ввели в перечень, книжка гораздо более современная, но, с моей точки зрения, учебник очень сырой, его надо доводить, редактировать, улучшать. Там есть неудачные обороты, расходятся некоторые данные, любой ребёнок спросит: «А где правильно?». Видно по учебнику, что очень торопились издать его к новому учебному году», — рассказывает иркутский астроном.
Получается, что дети будут изучать астрономию либо по устаревшему учебнику, либо по «сырому».
Учебное пособие, над которым работают местные учёные, в том числе Сергей Язев, будет готово до конца октября. Но по формальным признакам по нему заниматься нельзя, потому что учебник должен пройти методическую экспертизу на федеральном уровне.
«У нас, конечно, есть региональные курсы, которые читаются только в Иркутской области, например, «Байкаловедение» или «История родного края». И когда затевалось написание иркутского учебника по астрономии, а было это летом 2016 года, ещё до нового приказа и до самой Васильевой, предполагалось, что Иркутск станет первым городом в стране, в котором астрономия вернётся в школы, но в качестве необязательного компонента», — поясняет Язев.
Черновик иркутского учебника
Фото: ИА "БайкалПост"
Но всё же местное учебное пособие поступит в школы Иркутска, где уже начали вести астрономию. Сергей Язев отметил, что с учителями будет налажена обратная связь: они смогут создателям рассказать о плюсах и минусах учебника.
«А дальше посмотрим – если он пройдёт апробацию в Иркутске, мы покажем его и на федеральном уровне», — говорит директор обсерватории ИГУ.
По словам Язева, на заседании в Министерстве образования астрономы давали рекомендации министру Ольге Васильевой, какие новые понятия должный появится в обновлённом образовательном стандарте по астрономии.
«В старых программах и учебниках, например, нет таких понятий, как тёмная материя, тёмная энергия, экзопланеты. И нашим коллегиальным решением были высказаны предложения, что именно нужно включить в новый образовательный стандарт по астрономии, и Васильева учла эти предложения, ведь нужно, чтобы курс был современный», — отмечает Сергей Язев.
Если учитывать, что астрономия – это очень динамичная наука: учёные в день открывают по несколько новых астероидов — в идеале учитель должен сам отслеживать новые открытия, чтобы быть в курсе всего происходящего, и учебные пособия должны часто обновляться. Существование тех же экзопланет, о которых сейчас так много говорят учёные, было подтверждено всего несколько лет назад.
Почему астрономия нужна?
Фото: ИА "БайкалПост"
Астрономия – основа всего, наука, которая даёт общие понятия не только о далёком (как кажется многим) космосе, но и может объяснить, почему жизнь на Земле устроена именно так, а не иначе.
«Моё убеждение таково, что современный человек, который хочет называть себя образованным, должен представлять себе базисно всё, что касается современных достижений науки: как устроен мир, почему Вселенная расширяется, должен знать, что в ней есть галактики, которые состоят из звёзд, почему звёзды светят. Точно также человек должен знать основы генетики, чтобы понимать, например, принципы наследования», — говорит Сергей Язев.
Астрономия очень обширная, в неё входит и астрофизика, и космография, и история космонавтики. Последнее – немаловажный фактор для изучения в школе.
«Мы должны знать вклад отечественной космонавтики и науки, как граждане страны, потому что у нас много выдающихся достижений. Был у меня пример, когда я студентам-журналистам давал список из 15 достижений космонавтики с вопросом, какие достижения принадлежат России. На самом деле все эти достижений относились к нам, но студенты не верили, что всё это может быть нашим, приписывали достижения американцам», — вспоминает профессор.
Некоторые федеральные эксперты выражали точку зрения, что преподавание астрономии актуально только в школах с естественно-научной направленностью. По мнению Сергея Язева, это категорически неправильно.
«Как раз-таки гуманитариям астрономию надо давать в обязательном порядке. Какие-то куски от картины мира естественники получают из физики, геологии, географии, а гуманитарии совершенно этого не знают, к этому не прикасаются», — поясняет астроном.
Профессор подтверждает, что астрономическая грамотность населения страны действительно упала.
«Опросы Всероссийского центра изучения общественного мнения показывают, что количество людей, считающих, что Солнце вращается вокруг Земли за последние годы существенно выросло. И продолжает расти с каждым годом. По результатам 2011 года доля так отвечавших людей возросла до 32%. Никто не знает, почему происходит смена времён года, люди не понимают разницы между планетой и звездой, не понимают астрономических расстояний, не знают, что такое затмение. Много людей, которые доверяют астрологии, а не астрономии», — сетует директор обсерватории ИГУ.
При этом, по его словам, люди, которые раньше хорошо знали астрономию, сейчас стали знать её ещё лучше, так как появилось больше возможностей для изучения с развитием интернета, а вот те, кто астрономией не интересовались и не знали её, ухудшили свои показатели.
Падение астрономической грамотности фиксируется и во время проведения региональной олимпиады школьников по астрономии.
«Бывает, что родители занимаются астрономией с ребёнком, где-тоэнтузиаст-учитель что-то вкладывает в детей. Сохранились школы, которые дотянули до сегодняшнего дня, где астрономия каким-то образом преподавалась в рамках физики. Из Саянска, из Братска на олимпиаду традиционно приезжают сильные ребятишки, потому что там есть учительницы, которые возятся с детьми», — отмечает Язев.
Если специалисты били в набат и требовали вернуть астрономию в школу, сетуя на низкий уровень знаний населения, то есть ли общественный запрос на астрономию, хотят ли люди поднимать свою космическую грамотность?
«Общественный запрос – это хороший вопрос, но сложный. Интерес в общем к астрономии есть. Астрономия – это одна из немногих наук, количество любителей которой существенно превосходит количество профессионалов. Профессионалов-астрономов мало, их всего-то несколько десятков тысяч человек во всём мире, в России астрономов несколько сотен. Но около такого небольшого ядра профессионалов есть большое количество любителей. Поэтому я бы хотел надеяться, что общественный запрос есть», — отмечает астроном Сергей Язев.