Дети гибнут на уроках: почему из школьных медкабинетов пропали врачи

РЕН ТВ
Дети гибнут на уроках: почему из школьных медкабинетов пропали врачи

 

Медики разрываются между поликлиниками и школами, а учителя не имеют права оказывать медицинскую помощь без квалификации.

Проблемы, которые предстоит решать будущим лидерам России, конечно, в своем большинстве страшно запущены. Вот пример. Министр образования Ольга Васильева заявляет: за прошлый учебный год в стране 211 детей погибли на уроках физкультуры. Только на уроках физкультуры! Это что — проблема уроков физкультуры? Нет, конечно. Это крохотная верхушка огромного айсберга: после укрупнения школ в них почти нет никакой медицинской помощи детям. На сотни школьников — одна медсестра с баночкой йода. И то не везде. Скорую вызывают в крайнем случае — и дай бог, чтобы она приехала быстро.

Прямо на глазах у матери из школы выносят тело ее ребенка. Сердце 13-летней Тахмины остановилось на уроке физкультуры — во время пробежки. Спасать девочку было некому: врача в школе нет. Приехавшей скорой оставалось лишь зафиксировать смерть подростка. 

"Она не жаловалась никогда, ни болела ни разу", — говорит мать. 

И таких уроков с летальным исходом все больше. Шокирующие цифры озвучивает Министерство образования: только за прошлый учебный год в стенах российских школ умерло 211 детей. Во многих случаях трагедии можно было избежать: требовался только врач или квалифицированная медсестра, которые способны оказать минимум неотложной помощи. 

Все проекты послевоенных лет предполагали в составе школы наличие медкабинета. Сейчас эти кабинеты тоже есть. Там нет одной детали — медработника. Большая перемена произошла в 2013 году: медиков исключили из системы образования, закрепив за Минздравом. 56 тысяч школ по всей стране остались без штатных врачей. По каким дням заботиться о здоровье учащихся, теперь решает поликлиника. Школы тут бессильны.

"Конечно, медсестра — этот специалист, который знает особенности ребенка — должен быть на протяжении всего учебного процесса. Почему он не находится на протяжении всего времени, вопрос не к нам. Наша задача создать все условия для этого работника — медкабинеты идут в безвозмездное пользование. А все, что касается специалиста, графика, его квалификации, времени пребывания, все здравоохранение", — говорит замдиректора департамента образования Жанна Садовникова.

Согласно приказу Минздрава, максимальная нагрузка на одного врача — тысяча детей. 500 на медсестру. С учетом того, что в России 15 миллионов учеников, в идеале в образовательных центрах должны находиться 15 тысяч врачей и 30 тысяч медсестер. На деле нет и половины. Медик приходит в лучшем случае раз в неделю. На жалобы учащихся — пара часов. И без них нагрузки хватает. 

"Температуру снизить можем, давление низкое или высокое, травмы. В две смены работаем до полседьмого", — говорит фельдшер из Йошкар-Олы. 

Как и во всех школах Йошкар-Олы, врач здесь приходящий. Вот только когда именно — не знает даже директор. Сколько ни возмущался, медкабинет почти всегда закрыт. А вызывать сотрудника поликлиники принудительно запрещено.

"Он живет по своему собственному графику: может в первую половину или во вторую. Или вообще нет. Он же на приемах в поликлинике", — сетует директор.

Заложники ситуации не только школьники, но и педагоги. Ведь именно они отвечают за здоровье ребенка, не имея даже права обработать рану зеленкой. Случись что, преподаватель вынужден выбирать: помогать ученику или следовать букве закона.

"Ребенок остается ребенком — это святая обязанность. Пусть медицинскую или какую необходимо помощь — мы обязаны оказать", — считает учитель школы.

Новые правила разделили ответственность за детей. Образовательный центр должен охранять здоровье — например, обеспечить правильное питание. Ну а если ребенок заболел — звоните в неотложку. Позиция Минздрава непреклонна: в школе нужно учить, а не лечить.

"Есть детская поликлиника, там спецотделение по оказанию образовательных учреждений. И к этому отделению прикрепляются школы. Не врач к школе, как раньше. Если малокомплектные школы, например в сельской местности, там медкабинет нерационален, но рядом есть медучреждение — и они оказывают помощь учащимся", — говорит представитель Минздрава.

Логика правильная и понятная. Не предусмотрели лишь одного — тех самых экстренных ситуаций, когда счет идет на минуты. В итоге расплачиваться за двойную ответственность взрослых приходится детям. 

"Они обращаются за помощью. А она недовольная говорит: "как вы мне все надоели". На своем примере: ребенок плохо почувствовал себя. Пошла в медкабинет. Она ей даже температуру не померила, ни мне не позвонила. Отправила обратно в класс. А вечером у нас поднялась страшенная температура и нас увезли в больницу", — рассказывает мать школьницы.

У восьмилетней Аси — диабет. Как минимум один раз в день ребенку нужно измерять уровень сахара и делать укол инсулина. Врач одной из московских школ брать на себя такую ответственность отказался. Жизненно важные процедуры девочке проводила мама. На просьбу Екатерины пускать ее с дочерью в медкабинет директор ответил отказом, предложив альтернативный вариант. 

"Все шли кушать, я сказала, что нужно сделать укол, и меня отправили в туалет", — говорит девочка.

"Нас попросили не травмировать психику детей со своими уколами, кровью, шприцами. А вот туалет — идите", — говорит мать Аси.

После скандала директора уволили, а семья сменила школу. Мама девочки рассказывает: в классе началась настоящая травля. Дошло до того, что семья переехала в Санкт-Петербург. Но до сих пор, вспоминая теперь уже бывших одноклассников, малышка не может сдержать слез.

На личном внимании и доверии сейчас держится практически вся школьная медицина. Закон о персональных данных запрещает знать учителю о диагнозе ребенка — если только сам родитель не поставит педагога в известность. Давать рекомендации по уходу может еще и врач. Но ведь он чаще всего в поликлинике. А в медкабинетах — лишь самое необходимое. 

Наличие стандартного комплекта оборудования: весы, кушетка, перевязочный стол — обязательное требование, утвержденное СанПиН. Но главное — это, конечно, аптечка, состав которой санитарными правилами никак не определен. Типичный набор медикаментов для оказания неотложной помощи ребенку — парацетамол, зеленка, пластырь, хлоргексидин. Но чего в этом перечне действительно не хватает, так это врача. Поэтому в случае недомогания, как легкого, так и серьезного, детям и учителям приходится рассчитывать только на скорую. Экстренные бригады реагируют на каждый сигнал и появляются у школ гораздо чаще, чем раньше. От звонка до звонка.  

И если в Москве неотложка приедет уже через несколько минут, то в сельской местности она вообще одна на весь райцентр. Как, например, в Воронежской области. Но даже в таких условиях деревенский фельдшер Екатерина Павловна, для детей — баба Катя, без выходных и перерыва на обед старается уделить внимание каждому ребенку. 

"Я на детей смотрю как на своих! Как на родных! И, когда я вижу тяжелого ребенка, я представляю, что это мой ребенок, мой внук. Очень болезненно все воспринимаю", — говорит она.

Но это скорее исключение из правил. Отсутствие полноценного контроля уже привело к тому, что за 11 лет учебы коэффициент здоровья школьников падает с 80 до 20 процентов. Эксперты  бьют тревогу и требуют вызвать в школу врача.

"Детей с 1-й группой здоровья немного: 10–20%. Остальные дети — либо с функциональными отклонениями в здоровье, либо хроническими. Со всеми должен уметь работать медицинский персонал — фельдшер или медсестра, если они нормальной квалификации", — говорят в НИИ педиатрии. 

То, что правовой вакуум надо устранить, поняли и в Госдуме, беспокоясь о будущем детей даже не как депутаты, а как родители.

"Когда я, как отец, отдаю ребенка в школу, я еще согласие должен дать, как отец. Я должен бросить работу и ринуться туда. Кто педагог? И он даже не знает, что у моего ребенка астма", — говорит депутат.

Как в идеале должна работать школьная медицина, показали в пяти регионах страны. Учитывая все замечания, Минздрав запустил там пилотный проект. Это — один из образовательных центров Чувашии. На одном этаже кабинеты педиатра, стоматолога и гигиениста. 

"Здорово, что наши дети под контролем. Не нужно посещать кучу больниц и поликлиник. Под постоянным медицинским присмотром", — говорит мать школьника. 

Заработай такая система раньше, а главное по всей стране, многих трагедий в стенах школ удалось бы избежать. Ведь, как покажет предварительное заключение судмедэкспертов, жизнь Тахмины можно было спасти. Причина смерти девочки — отсутствие экстренной медпомощи, оказать которую способен обычный школьный врач.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Хотите узнавать первыми обо всех изменениях, касающихся
жизни учителей? Подписывайтесь на наш инстаграм ЗДЕСЬ

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии
Пользователь

16032, уже появилось на сайте про наказание учителей: http://www.zavuch.ru/news/news_main/981/

18 октября 2017, 03:54
Пользователь

МВД предложило наказывать учителей за участие детей в протестных акциях.

17 октября 2017, 17:49
Пользователь

Несколько сот частных вузов России закрыто, хотя это государственная политика, повод - проблемы с медицинским кабинетом, на муниципальных школах государство экономит, хотя бы для проформы посмотрели, как обстоят дела с медицинской помощью учащимся

17 октября 2017, 09:49
Пользователь

После 15-летнего роста цен на нефть, цены упали. Нужно искать новые источники обогащения. Учителя и врачи - вот наша новая нефть!

17 октября 2017, 00:34
Лев

В России не хватает 30 000 врачей и 170 000 среднего мед.персонала. По данным минздрава. Вопросы ещё есть?

16 октября 2017, 19:22