Среднее время обучения в развивающихся странах с 1950 по 2010 год выросло с 2 лет до 7,2 года. Но школьное образование всё равно переживает кризис, пишут «Ведомости» со ссылкой на доклад Всемирного банка.
Многие из жителей развивающих стран ходят в школу, но не учатся там, и в итоге не овладевают элементарными навыками. Они не могут правильно посчитать сдачу в магазине или прочесть рекомендации лечащего врача. При этом им нужно значительно больше знаний и навыков, чтобы стать успешными, чем населению развитых экономик.
В некоторых странах даже попасть в школу проблема — где-то это происходит из-за бедности родителей, этнической принадлежности, пола, инвалидности или военного конфликта в стране. А те, кто все-таки ходят в школу, могут быть к ней не готовы.
25% лучших учеников в странах со средним доходом, среди которых и Россия, оказались бы среди 25% отстающих в странах с высоким доходом. Например, в Перу половина второклассников не могут прочесть простейшие слова, половина третьеклассников в Никарагуа — сложить пять и шесть. Более 60% учеников начальной школы в развивающихся странах не обладают минимальными навыками — они не могут выполнить расчёты с целыми числами и объяснить столбчатую диаграмму. В странах с высоким доходом это могут почти все ученики начальных классов: 99% в Японии, 98% в Норвегии, 91% в Австралии».
«В России 15% школьников, судя по результатам ЕГЭ, так и не овладевают базовыми знаниями и навыками, оценивает директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко, — правда, ситуация улучшается: четыре года назад таких было 25%», — пишут «Ведомости».
Проблемы есть и у стран, которые идут по пути инноваций. В Южной Корее школьники дополнительно посещают частные школы, где их натаскивают на тесты. А привить везде модель финской школы, которая считается лучшей, невозможно, считают во Всемирном банке.
Плохое обучение приводит и к низкому качеству рабочей силы: «Проблема даже не в недостатке сотрудников с образованием, а в недостатке работников, в принципе способных к обучению. Такие люди всю жизнь работают в местах, где требуется минимум навыков чтения и счета, их заработки и мобильность крайне низки».
Всемирный банк предложил повышать качество подготовки учителей и мотивировать их работать не только с сильными учениками, но и проводить дополнительные занятия для отстающих. В докладе говорится, что стоит помогать родителям школьников, в том числе снижать финансовую нагрузку. Для этого надо помогать матерям с питанием, создавать условия для обучения на дому, развивать систему яслей и детских садов. В школах стоит вводить бесплатное питание, а для тех, кто уже её закончил — разрабатывать обучающие курсы, чтобы они могли овладеть навыками, необходимыми для работы.