Первоклашек учат ненавидеть школу

УТРО
Первоклашек учат ненавидеть школу

Ребенок моей подруги в этом году пойдет в первый класс. Прошлой осенью радости в семье не было предела – ребенка записали на подготовительные курсы в одну из лучших московских школ! Конкурс был 50 человек на место. Правда, в чем он заключался, никто из родителей так и не понял – вроде были какие-то задания, какие-то собеседования. Когда школа вывесила списки зачисленных, оказалось, что из всего дома поступить удалось только сыну моей знакомой.

 

С тех пор соседки с ней не разговаривают. Почему именно он? За какие заслуги? "Я думаю, они по биографии родителей выбирали", – предположила моя знакомая. Она – архитектор, муж – архитектор, бабушки и дедушки – кандидаты и доктора наук. Наивная московская интеллигенция! "Видимо, поняли, что наш ребенок должен быть умный", – размышляла моя счастливая на тот моментзнакомая.

Однако вскоре счастью пришел конец. С курсов, на которые поступали с таким трудом, ребенка пришлось забрать. Выяснилось: его взяли туда не за то, что архитекторы такие умные, а за то, что у них, как рассудило руководство школы, должны водиться деньжата. Одним словом, пришлось записаться в обычную школу рядом с домом, а курсы проходить в детском саду.

Вчера в РИА "Новости" состоялся круглый стол на тему подготовки к школе. Как и следовало ожидать, озвученные там цифры заставляют задуматься. Выяснилось, что только 3,4% будущих первоклассников не записаны на специальные курсы – и это вроде бы хорошо. Больше половины (53,8%) проходят курсы в детском саду, 34,3% посещают курсы в той школе, где собираются учиться, 14,8% – ходят на курсы в другой школе, 7,4% – занимаются с репетитором, причем есть дети, которые проходят подготовку к школе сразу в нескольких местах.

Только каков же результат? А результат просто потрясающий: среди пришедших в прошлом году в первый класс детей 29,2% не умели читать, 41% – писать, 17,5% – считать. То есть как минимум по одному показателю получается, что 41% родителей выкинули деньги на ветер. При этом, согласно опросам родителей нынешних первоклассников, только 2,3% из них считали, что их ребенок недостаточно подготовлен.

"Папы и мамы уверены, что, раз они возили ребенка на курсы, значит, к школе он полностью готов", – констатировала директор московской школы №753 Ирина Патрикеева.

Неготовность усваивать материал приводит к тому, что примерно 40% учеников с первого класса попадают в разряд отстающих. "В результате 30% выпускников школ сдают ЕГЭ по математике на "неудовлетворительно", а мы еще этому удивляемся", – говорит руководитель Центра оценки качества образования Института содержания методов обучения РАО Галина Ковалева.

Но отсутствие результата – это еще не самый худший итог. По словам детского психолога, соавтора проекта "Изучение готовности первоклассников к обучению в школе" Ольги Даниленко, многие дети на курсах просто "перегорают": "Пройдя подготовительные курсы в школе, ребенок уже не ждет от школы ничего феерического, волшебного, а ждет одних только неприятностей. На курсах уже и тетрадки, и отметки, пусть в виде зайчиков и солнышек. Дети утомляются, у них исчезает мотивация".

По словам Даниленко, курсы в школе – самый неподходящий вариант: "Он основан на том, чтобы перенести принципы школьного обучения на более младший возраст. При этом учителя не учитывают, что с дошкольником надо заниматься совсем по-другому – в более образной, игровой форме".

Одна из причин неграмотности первоклашек – в безалаберности родителей. Опросы показали, что только с каждым третьим из них подготовкой к школе занимались родители. Две трети родителей считают, что достаточно запихнуть чадо на курсы – и можно больше ни о чем не беспокоиться.

По мнению же психологов, школьные курсы – это просто платный билет в школу. Курсы в детских садах если и не более продуктивны, то хотя бы менее травматичны для детской психики. Вообще, по мнению многих специалистов, дошкольные курсы пора сертифицировать. Иначе ситуация получается непонятная – учит кто попало и чему попало, с родителей берутся деньги, а за результат никто не несет никакой ответственности.

Не в лучшую сторону меняется и менталитет самих родителей. Они не понимают, что важно не просто научить ребенка читать по слогам, но и привить ему любовь к чтению. Самое главное, уверяют психологи, – это семейное чтение: "Когда родители и ребенок читают вместе, он начинает понимать, что читать – это интересно, что взрослым это нравится", – говорит Ольга Даниленко.

При том, что две трети родителей не желают помогать ребенку готовиться к школе, амбиции у современных родителей более чем высокие. Так, согласно опросам, 26,6% родителей считают, что их чадо должно учиться исключительно на "отлично", 36,9% согласны на хорошие оценки. Остальные заявили, что "оценки – не главное".

Как готовят детей к школе сегодняшние родители? Примерно 74% заявили, что хотя бы иногда читают с ними книги, 31% предпочитает обучать детей на компьютере, 47,5% готовы смотреть с детьми обучающие фильмы и передачи, 64,2% читают вместе со своими детьми надписи на этикетках и вывесках. Еще 17,7% уверены, что лучший способ научить ребенка математике – это считать вместе с ним сдачу в магазине. Почти половина (45,8%) родителей заявили, что готовят ребенка к школе, занимаясь с ним физподготовкой.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.