Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Учителя устали жить в течение 20 лет в состоянии постоянной реформы без значимых результатов.
Год назад министерство образования и науки РФ возглавила новый руководитель — доктор исторических наук Ольга Васильева. За прошедшее время многие педагоги, ждавшие перемен к лучшему, успели разочароваться. Другие еще надеются на позитивные реформы. Третьи же и не ждали ничего хорошего. Большинство констатируют продолжение спада.
В российской образовательной политике за последний год произошли преимущественно «идеологические» перемены, считает первый зампред комитета по образованию Госдумы Олег Смолин. «Министр образования и науки Ольга Васильева заявила о том, что министерство покончило с идеологией так называемых образовательных услуг, и это встречает поддержку практически всего образовательного сообщества. Ольга Юрьевна, в отличие от предыдущего министра, заявила о том, что министерство будет заниматься содержанием образования, и первые предложения в части образовательного стандарта появились. Новый министр заявила, что министерство будет активно заниматься проблемой воспитания, и августовские совещания в этом году были посвящены этой теме. Ольга Васильева заявила о том, что она приостановила массовое закрытие российских вузов. Насколько я вижу, количество закрытых российских вузов в этом году заметно снизилось; в общем, процесс не остановился, хотя значительно замедлился», — перечислил Олег Смолин.
Мы понимаем, что министр образования — это не министр финансов. Существенных финансовых изменений в образовательной политике не произошло. В этом году федеральные расходы на образование, в отличие от многих других расходов, немного увеличены. Но они увеличены меньше, чем ожидаемая официальная инфляция. То есть в реальных деньгах будет происходить, хотя и небольшое, сокращение расходов на образование», — отметил Олег Смолин.
Он подчеркнул, что, несмотря на это, значительная часть образовательного сообщества по-прежнему связывает с министром образования серьезные надежды на перемены.
По словам сопредседателя профсоюза «Учитель» Всеволода Луховицкого, с приходом на должность министра Ольга Васильева высказала идеи, одни из которых вызывают беспокойство, а другие были положительно встречены в учительской среде. Но последние пока остаются нереализованными. «Думаю, что от одной фигуры, от одного человека и не может произойти резких перемен. Но это уже хорошо, что их не произошло. Мы постоянно говорим о том, что хватит производить быстрые и неожиданные, ни с кем не обсужденные реформы в школе», — сказал Луховицкий.
Школьные педагоги испытывают чувство разочарования от работы министерства образования и науки РФ, считает председатель профсоюза работников образования Череповца Наталия Кукушкина. Как рассказала профлидер корреспонденту «Росбалта», с приходом на должность министра Ольги Васильевой учителя ждали позитивных перемен, но ожидания не оправдались.
Самым первым разочарованием, по словам Кукушкиной, стало заявление министра, что единых подходов к формированию зарплат не будет. «Разброс в ставках базовых окладов очень велик. Например, в Вологодской области минимальная ставка — 3 тыс. 150 рублей. Столько стоит учитель. В Москве в разы выше, в Петербурге выше. В разных регионах все по-разному, нет единого подхода. Это неправильно: учитель в Череповце и учитель в Москве выполняют одни функции. Поскольку у нас „майскими указами“ зарплата привязана к средней по региону, то логично было бы, если бы эти показатели достигались какими-то доплатами. Базовая ставка, то, сколько должен получать учитель в любом регионе, должна быть изначально везде одинаковой. Педагоги ждали, что заявление министра будет о том, что подходы должны быть единые, и надбавки, и принцип начисления. Оказалось, что этого сделано не будет», — сообщила профлидер.
Учителя также ждали конкретных шагов по уменьшению бюрократизации образовательного процесса. «Огромное количество жалоб поступает на нарастающий вал разной отчетности. Причем, эта отчетность не только профильная, которая была всегда, а это еще дополнительные функции, которые образовательные учреждения выполняют по заявкам разных органов, начиная от УВД и ФСИН. Складывается такое впечатление, что чиновники, чтобы показать свою значимость, изобретают очередную отчетность. И хотя наше министерство занимает очень интересную позицию, что это все сделано на местах, но я не могу в это поверить. Вал бумажной отчетности не снижается», — сказала Наталия Кукушкина.
Профлидер подчеркнула, что педагогическое сообщество также встревожено планируемыми изменениями в подходе к аттестации педагогов. «В этом году в 13 регионах будет апробирована проверка знаний учителей русского языка и литературы и математики, то есть некий экзамен. Тревога вызвана не тем, что педагоги в себе не уверены, что они не сдадут этот экзамен. Они его сдадут. Но у опытных педагогов — „стажистов“ — такая новация вызывает чувство унижения. Почему мы в очередной раз должны кому-то доказывать собственную значимость и профессиональную состоятельность? Специфика труда педагога такова, что каждые три года в обязательном порядке все педагоги проходят курсы повышения квалификации, каждые пять лет аттестуются, чтобы иметь допуск к работе. Такого тотального контроля я не знаю ни за одним представителем какой-то другой профессии, может за исключением врачей. Да и там, мне кажется, порядки мягче. Многие „стажисты“, с которыми я разговаривала, которые давно работают и у которых уже есть пенсия, говорят: как только это будет сделано, мы уйдем из школы, мы не будем терпеть дальше эти унижения. А ведь на „стажистах“ образование и держится», — заявила профактивистка.
Наталия Кукушкина отметила, что педагоги устали жить в течение 20 лет в состоянии постоянной реформы, а новые изменения в стандартах, программах, линейке учебников, планы по введению обязательных экзаменов по иностранному языку, при нехватке педагогов, не добавляют оптимизма ни учителям, ни детям, ни их родителям.
В отечественной системе образования не происходит заметных сдвигов, считает и сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность», доцент Павел Кудюкин.
«Деклараций, большей частью странных, было немало. Например, о том, что нужно в образовательных организациях делать упор на разного рода воспитательную работу. Очевидно, что на это влияли личные взгляды министра Ольги Васильевой — с ее очень заметным клерикальным оттенком. Под воспитательной работой понималось не столько общегражданское воспитание, сколько специфическая религиозно-патриотическая пропаганда, которая, по определению, нарушает российскую Конституцию. Потом было несколько пока еще нереализованных инициатив довольно странного характера, вроде введения обязательных ЕГЭ по иностранному языку и по истории. Инициативы, с моей точки зрения, плохо проработанные и весьма спорные. Ну и, наконец, недавнее заявление о необходимости устранить из учебников варваризмы, заимствованные слова. Сама по себе постановка вопроса звучит очень смешно», — полагает Павел Кудюкин.
По словам эксперта, он не видит улучшений ни в системе общего образования, ни в системе среднего профессионального образования, ни высшего. «В системе высшего образования единственный, может, плюс — это то, что приостановили слияние вузов. Но только приостановили, а даже не сказали, что эта практика весьма спорная. А в целом в системе образования продолжается деградация, которая идет уже давно. Понятно, что тут накоплена инерция, и даже если бы пришел министр с четкой концепцией по улучшению обстановки, то это сразу бы процесс вспять не повернуло бы. Но я не вижу ни действий по реализации какой-то концепции, ни самой концепции. Особенно ярко деградация проявляется в результатах ЕГЭ по математике после введения двух уровней. Базовый уровень — это вообще позорище, это уровень, наверно, даже не 8-го класса той школы, которую я заканчивал, а то еще и менее того», — сказал Кудюкин.
Уровень образования в стране продолжает снижаться, считают все специалисты, проработавшие в этой сфере не один десяток лет. Министры образования до сих пор лишь помогали ему скатываться все ниже. Есть ли опции «затормозить», «остановить» или, наконец, «поднять» у процедуры реформ, до сих пор остается неясным.
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Согласна, что с отчетностью надо что-то делать. Только за сегодня я сдала два отчета и одно анкетирование (на двух страницах). Доходит до смешного: один и тот же отчет отправляем в департамент дважды. А знаете почему? Потому что специалисты сидят в разных кабинетах и требуют одно и то же, никакой согласованности. Зато создается видимость их бурной деятельности, что не зря свой хлеб едят. В школе требуют 36-часового пребывания в неделю, но для полноценной работы в кабинете нет интернета, принтера. Готовиться к урокам я могу только дома. Почему в это время не включают домашнюю подготовку? А ведь это 3-4 часа сверх. Родители сваливают все на школу и требуют результатов. А бедному (в прямом смысле слова) учителю некогда вздохнуть. Мониторинги в виде ВПР, РДР, НИКО и прочее, повышения квалификации, про аттестацию даже думать страшно. Может когда департаменты образования будут только на региональном уровне, меньше станет чиновников и хоть как-то улучшится положение учителя? Мы пока верим, пока очень надеемся, но насколько хватит нашего терпения?
Чтобы появился результат надо запретить смартфоны и планшеты детям в школе, а то вместо того чтобы повторять они играют. Но самое правильное на мой взгляд нужно вернутся к советским программам, отменить ЕГЭ или сделать его пожеланию, сделать педагогам нормальную зарплату за ставку (как в Москве), убрать ненужные бумажки и требовать не с учителей а в первую очередь с родителей.
Достаточно даже при игнорировании домашних заданий, при пренебрежительном отношении к учебе переводить в коррекционный класс с более слабой программой, не дающей права поступления в 9 классы, не говоря уж о высшем образовании. Родители точно встрепенутся и будут требовать от детей усердия в учебе. Необходимо также вернутся во всех школах к раздельному обучению мальчиков и девочек, это назрело. Не принимать к рассмотрению анонимные жалобы, а то сейчас во всем виноват учитель, иногда с помощью анонимных жалоб руководство школы (которое само же часто и сочиняет и пишет их ) выживает неугодных, тех, кто требует справедливости при распределении стимулирующих
Действительно, учителей замучили нескончаемые отчёты ВСЕМ!!! На сегодняшний день мы не можем заставить детей учиться. родителям нет никакого дела до их детей. Во всём винят школу. Где та система, я подчёркиваю, система, при которой не скажешь 6 я так хочу, а это не буду. Дети путают желания с обязанностями, и мы не в праве повлиять на ситуацию. А ещё нас чуть ли не в приказном порядке заставляют участвовать во всевозможных конкурсах. а ведь самое главное для школы - знания, экзамены. Я ни в коем случае не против развития детей, но есть дома творчества, кружки. Всё очень сложно...
А в 40 км от Москвы в школе уже 30 лет нет спортивного зала, дети физкультурой занимаются в коридоре...((( И ничего!!! При проверках главное, чтобы была правильная маркировка на стульях, а дети в коридоре...это не нарушение....
ЕГЭ по иностранному языку!!! Когда сельские школы да и городские в глубинке тоже не оснащены даже одним единственным компьютером для учителя. А как же учить аудированию?! А где же обещанные лингафонные кабинеты, когда вводили ФГОСы?Министр отчиталась, что во всех школах России высокоскоростной интернет. Наверное, наша школа, да и соседние тоже находятся не В России. А новые школьные автобусы?! Где? Ау!!! А вот учительские зарплаты больше 33 тысяч. Здорово. Нам нужно четыре ставки брать, чтоб столько получать. Можно возразить "никто вас в школе не держит", но ведь многие из нас любят свою профессию, да и , будучи уже на пенсию (тоже смешной), куда идти?!!! Как у Шекспира "Вот в чём вопрос..."
"В одну телегу впрячь не можно / Коня и трепетную лань." В своё время было совершена принципиальная ошибка - объединение 3 принципиально разных структур: Министерства просвещения, Министерства высшего и среднего специального образования и научных структур. С тех пор всё пошло через пень-колоду и это будет продолжаться, пока народ не поймет, что "выход находится обычно там же где и вход". "Никто не обнимет необъятного" - "Ни царь, ни бог и не герой", а уж тем более министр. Впихнули в одну контору невпихуемое и надеются, что проблема сама собой рассосётся. "Получилось как всегда". Обилие цитат просто показывает, что мир уже неоднократно наступал на грабли, а Россия - в особенности.
Ах да! Вы забыли добавить: "Все пропало!!! Мы все погибнем!!!"
Какие ваши предложения? Критиковать может каждый. А вы пойдите и сделайте конфетку. Мое предложение: не учишь уроки - учись платно. Повторное обучение - платно. Нечего плодить дармоедов, протирающих штаны за государственные деньги. За отличную учебу - путевка в Артек. А то развели тут, понимаешь, права ребенка (никаких обязанностей).