Тук-тук, это шахматы

Лев Годованник / Фонтанка
 
Похоже, шахматистам повезло. Их вид спорта стучится в двери российских школ. Стучится громко, по-настоящему - руками чемпиона мира, гроссмейстера Сергея Карякина и голосом члена Общественной палаты России, ректора Российского государственного социального университета Натальи Починок.

Последняя заявила: два-три года, и во всех российских школах появятся преподаватели, которые сумеют обучать детей шахматам, а в педагогических вузах, скорее всего, появятся курсы по их подготовке. Правда, последний тезис пока под вопросом.

Зато со школами сомнений как будто нет – министр образования и науки России Ольга Васильева тоже считает, что без шахмат школам никак нельзя. Неудивительно, что и место для будущего урока уже заранее найдено – вместо третьей физкультуры. Что в чем-то даже логично – тоже спорт. Но идее, продвинувшей эту самую третью «физру» в неделю, не совсем соответствует: там речь шла об увеличении физических нагрузок для школьников, и без того перегруженных умственными.

Тут можно спорить – много или мало российским школьникам грузят мозги? Однозначно правых в таком споре не предвидится. Что не мешает поговорить о другом: хорошо или плохо появление в наших школах «обязательных» шахмат?

В целом мне кажется, что хорошо. Прекрасная игра, великолепно развивает мыслительные способности – счёт, память и так далее. Смущает лишь одно: не сложновато ли для среднестатистического школьника?

Кто-то скажет: считаешь, что сложновато, – обоснуй! Признаюсь: не готов. Но не могу не порассуждать про два очевидных обстоятельства. 

Во-первых, меня смущает случайность выбора. Сергей Карякин оказался в Общественной палате России – и в школы стучатся шахматы. Наверное, если бы там заседала Мария Шарапова, то третьей физкультурой стал бы теннис. Что тоже неплохо, но дополним этот фантазийный ряд Константином Цзю… 

Нет, я считаю, что выбор нового обязательного предмета для всех российских школ должен происходить как-то по-другому.

И второе. Любой человек, хотя бы поверхностно знакомый с интеллектуальными играми, знает, что начинать всегда проще с шашек. Доступнее они для начального восприятия, проще, понятнее, а учат тому же самому – счету, памяти. Я думаю, что для нового обязательного предмета фактор простоты немаловажен. Мы же ориентируемся на среднестатистического школьника. А ему всяко проще будет освоить шашки, чем шахматы. Потом уже он решит, продолжить ему заниматься шашками, пойти в шахматный кружок или все-таки теннис. Но начинать всегда лучше с простого, это позволяет избежать главного побочного эффекта школьного обучения – отвращения к предметам не потому, что предметы плохие, а потому, что нельзя взваливать на ребенка сразу много всего сложного. 

Кто-то скажет: да шашки вообще никому не интересны! И не могут быть интересными! Неужели?

Откроем отчет Федерации шашек СССР за 1980 год. Число шашистов в СССР – 2 651 000 человек.

Смотрим статистику Министерства спорта РФ. На конец 2016 года шашками как массовым споротом официально занималось 366 365 человек, шашками как профессиональным спортом – 11 047 человек. Это почти в 7 раз меньше, чем было в 1980 году в Советском Союзе. 

Кстати, шашки в СССР благополучно сосуществовали с шахматами – и никому не приходило в голову, будто одна игра интереснее другой. Более того, шахматы, как известно, в СССР были не просто развиты – они были одним из видов оружия холодной войны. Да, шахматистов было больше – около 10 миллионов человек, включая примерно 100 международных гроссмейстеров (советских гроссмейстеров-шашистов было в 1980 году 17). Но тогда в школах работали и шашечные, и шахматные кружки, куда с удовольствием бегали остававшиеся на продлёнках дети.

Где же эти шашисты сегодня? Наверное, все мы понимаем, куда делись парни и девчонки, лишившиеся после развала Союза возможности посещать любимые секции. Фигурально выражаясь, они на улице. Хотя, конечно, кто-то стал заниматься шахматами.

Но почему же шашкам как виду спорта, намного более доступному для изучения в школе, опять не повезло? Похоже, причина в том, что чемпион мира по шашкам Сергей Белошеев не работает в Общественной палате России, а чемпион мира по шахматам Сергей Карякин – работает. 

 

Лев Годованник,
помощник председателя правления Фонда «Русские шашки»

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Пользователь

Автор не совсем прав. Во многих школах шашки остались, но не в виде кружков, а просто как игра. В начальных классах есть обычно 5-6 комплектов шашек, дети играют на продленке, многие умеют играть в шашки, соревнования проводятся в школах.. Да, с подготовкой спортсменов по шашкам, с рейтинговыми турнирами, с присвоением разрядов глухо, но ведь речь о всеобуче, а не о подготовке чемпионов. Сама третий год веду шахматный кружок в обычной школе (именно всеобуч), знаю ситуацию и в других школах, поэтому и говорю. С шахматами сложнее, тут вот какие проблемы обозначились. Во-первых, проблема с оборудованием: комплекты фигур, доски нужны, экран, проектор вместо традиционной демонстрационной доски желательно. Кстати, уже чувствуется, что хотят и деньги на учебниках и раздаточных рабочих тетрадях сделать, школы стали снабжать. Здесь не надо торопиться, лучше оставить вариативность программ, а не навязывать одну. У меня 10 часов в неделю, 5 классов (2,3,4), 10 групп, то есть по одному часу на группу в неделю.Большинство играть не умели совсем. За год правила игры осваивают 85% детей, играют без нарушений правил, причем очень много внимания уделяю психологической подготовке, чтобы дети не воспринимали проигрыш как поражение.То есть вполне посильно и доступно даже для первых-вторых классов, а имеющиеся программы, на мой взгляд, простоваты, слишком примитивны, даже те, кто не освоил, они просто пропускали занятия. Во-вторых, столкнулась с тем, многие профессиональные тренеры-шахматисты против всеобуча в школах, кто чем руководствуется, кто-то опасается лишиться платных занятий, кто-то считает, что шахматы для избранных, что если играть в шахматы, то именно этому надо всю жизнь посвятить, а иначе нечего и играть. То есть как и в других видах спорта: или подготовка профессиональных спортсменов, или вообще ничего. Это неправильная и вредная позиция, поэтому и понастроили стадионов, а большинству они недоступны! Надо развивать массовый спорт для здоровья и для всех, в школах и во двораха не только для участия в соревнованиях. Так и с шахматами. В-третьих, не хватает тренеров для шахмат, причем не просто так их можно будет подготовить, ведь выучить правила еще не значит научиться играть в шахматы. Тренер, учитель, которого должны подготовить, должен не просто курсы пройти, а в течение нескольких лет накопить игровую практику, участвовать в турнирах, чтобы не только фигуры передвигать. Поэтому оптимальный вариант, работать школьному тренеру в тесном контакте с тренером-спортсменом, передавая самых талантливых в большой спорт. Вот эти моменты надо продумать, а вообще шахматы в школах для всех - это здорово!

11 сентября 2017, 14:18
Лев

Всеобщая шахматизация - это круто! Особенно на фоне падения качества математического образования. Похоже
МинОбнауке заняться больше нечем и оно шахматы лижет.

09 сентября 2017, 10:24
Пользователь

а в чапаевца даже невальный сможет

09 сентября 2017, 06:24
Пользователь

Шашки гораздо более интересная и массовая игра - как раз для школьников. А вот шахматы не для всех. Автор прав.

08 сентября 2017, 10:32
Пользователь

В шахматы и шашки в школах раньше играли, были секции, турниры

08 сентября 2017, 10:05