Последняя заявила: два-три года, и во всех российских школах появятся преподаватели, которые сумеют обучать детей шахматам, а в педагогических вузах, скорее всего, появятся курсы по их подготовке. Правда, последний тезис пока под вопросом.
Зато со школами сомнений как будто нет – министр образования и науки России Ольга Васильева тоже считает, что без шахмат школам никак нельзя. Неудивительно, что и место для будущего урока уже заранее найдено – вместо третьей физкультуры. Что в чем-то даже логично – тоже спорт. Но идее, продвинувшей эту самую третью «физру» в неделю, не совсем соответствует: там речь шла об увеличении физических нагрузок для школьников, и без того перегруженных умственными.
Тут можно спорить – много или мало российским школьникам грузят мозги? Однозначно правых в таком споре не предвидится. Что не мешает поговорить о другом: хорошо или плохо появление в наших школах «обязательных» шахмат?
В целом мне кажется, что хорошо. Прекрасная игра, великолепно развивает мыслительные способности – счёт, память и так далее. Смущает лишь одно: не сложновато ли для среднестатистического школьника?
Кто-то скажет: считаешь, что сложновато, – обоснуй! Признаюсь: не готов. Но не могу не порассуждать про два очевидных обстоятельства.
Во-первых, меня смущает случайность выбора. Сергей Карякин оказался в Общественной палате России – и в школы стучатся шахматы. Наверное, если бы там заседала Мария Шарапова, то третьей физкультурой стал бы теннис. Что тоже неплохо, но дополним этот фантазийный ряд Константином Цзю…
Нет, я считаю, что выбор нового обязательного предмета для всех российских школ должен происходить как-то по-другому.
И второе. Любой человек, хотя бы поверхностно знакомый с интеллектуальными играми, знает, что начинать всегда проще с шашек. Доступнее они для начального восприятия, проще, понятнее, а учат тому же самому – счету, памяти. Я думаю, что для нового обязательного предмета фактор простоты немаловажен. Мы же ориентируемся на среднестатистического школьника. А ему всяко проще будет освоить шашки, чем шахматы. Потом уже он решит, продолжить ему заниматься шашками, пойти в шахматный кружок или все-таки теннис. Но начинать всегда лучше с простого, это позволяет избежать главного побочного эффекта школьного обучения – отвращения к предметам не потому, что предметы плохие, а потому, что нельзя взваливать на ребенка сразу много всего сложного.
Кто-то скажет: да шашки вообще никому не интересны! И не могут быть интересными! Неужели?
Откроем отчет Федерации шашек СССР за 1980 год. Число шашистов в СССР – 2 651 000 человек.
Смотрим статистику Министерства спорта РФ. На конец 2016 года шашками как массовым споротом официально занималось 366 365 человек, шашками как профессиональным спортом – 11 047 человек. Это почти в 7 раз меньше, чем было в 1980 году в Советском Союзе.
Кстати, шашки в СССР благополучно сосуществовали с шахматами – и никому не приходило в голову, будто одна игра интереснее другой. Более того, шахматы, как известно, в СССР были не просто развиты – они были одним из видов оружия холодной войны. Да, шахматистов было больше – около 10 миллионов человек, включая примерно 100 международных гроссмейстеров (советских гроссмейстеров-шашистов было в 1980 году 17). Но тогда в школах работали и шашечные, и шахматные кружки, куда с удовольствием бегали остававшиеся на продлёнках дети.
Где же эти шашисты сегодня? Наверное, все мы понимаем, куда делись парни и девчонки, лишившиеся после развала Союза возможности посещать любимые секции. Фигурально выражаясь, они на улице. Хотя, конечно, кто-то стал заниматься шахматами.
Но почему же шашкам как виду спорта, намного более доступному для изучения в школе, опять не повезло? Похоже, причина в том, что чемпион мира по шашкам Сергей Белошеев не работает в Общественной палате России, а чемпион мира по шахматам Сергей Карякин – работает.
Лев Годованник,
помощник председателя правления Фонда «Русские шашки»