На что жалуемся: Общественная палата собирает отзывы о ЕГЭ

Наталья АФАНАСЬЕВА / Учеба.ру

Общественная палата РФ продолжает собирать предложения по совершенствованию ЕГЭ от выпускников, их родителей, педагогов и экспертов. Получено более сотни отзывов, чаще всего — это жалобы на нарушения правил проведения экзамена, плохую аппаратуру для устной части иностранного языка, нехватку дополнительных бланков. А также несправедливые оценки и результаты апелляции.
 

Общественная палата РФ продолжает собирать предложения по совершенствованию ЕГЭ от выпускников 2017 года, их родителей, педагогов и экспертов. Свои мнения, жалобы и предложения по поводу единого государственного экзамена еще можно оставить на сайте. «Обратная связь с теми, кто уже прошел через ЕГЭ, поможет нам посмотреть на экзамен со стороны сдающего и зафиксировать проблемные места как с процедурной, так и с содержательной точки зрения», — сообщила первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова.

Ранее на сайте ОП РФ была открыта интернет-приемная, где на горячие вопросы детей, которые сдавали экзамен, педагогов и родителей отвечали эксперты Комиссии по развитию науки и образования, представители Рособрнадзора, Департамента образования города Москвы и ФГБНУ (Федерального института педагогических измерений). Всего в приемную поступило 120 обращений. Из них 71% — жалобы. Чаще всего выпускники 2017 года жаловались на нарушения установленного порядка проведения ЕГЭ (35% от общего числа), в том числе несоблюдение временных рамок (15%), на отказы в выдаче дополнительных бланков (31%) и плохое качество аппаратуры для устной части экзамена по английскому языку (19%). После того как экзамен закончился и были подведены итоги, многие стали жаловаться на заниженные баллы и несправедливую экспертизу на апелляции.

АПЕЛЛЯЦИЮ ПРОВЕЛИ БЕЗ НАС И ЕЩЕ С ПОНИЖЕНИЕМ БАЛЛОВ

«Мой сын подавал апелляцию по профильной математике, но после консультации с учителем и по отзывам в интернете поняли, что делать там нечего. Мы и не пошли, со спокойной душой живем, и сегодня выясняется, что апелляцию провели без нас и еще с понижением баллов. Помогите пожалуйста, что делать?», — спрашивает Наталья Колганова. Эксперты пояснили родительнице, что «апелляция о несогласии с выставленными баллами, если она была подана участником ЕГЭ, рассматривается в любом случае, присутствовали на ней или нет. При этом в случае удовлетворения апелляции количество ранее выставленных баллов может измениться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения количества баллов».

Сами дети чаще всего жаловались на членов экзаменационной комиссии. Например, Елена Штинова рассказала, что «30 мая на ОГЭ по русскому языку член ГЭК Смирнова Т.Б. заходила в кабинеты на 1-м этаже во время экзамена, кричала на нас, запрещала нам выходить в туалет. Куда можно обратиться?». Обращаться в подобных случаях советуют на горячую линию и линию доверия Рособрнадзора.

ПРАКТИЧЕСКИ ИСЧЕЗЛИ РАБОТЫ, В КОТОРЫХ «НЕ» С ГЛАГОЛОМ БЫЛО БЫ НАПИСАНО СЛИТНО

Действительно множество нареканий к технической организации устной части экзамена по иностранному языку. Например: «Моя дочь сдавала устный ЕГЭ по английскому языку 15.06.2017 в гимназии № 528 г. Санкт-Петербурга. Она вышла из кабинета со слезами. Сказала, что детей вызывали по три человека в отдельный кабинет, они должны были выполнять задания в компьютере в наушниках, при этом их речь должна была быть громкой и четкой... На ЕГЭ элементарно тяжело было прочитать текст, потому что говорят одновременно втроем, друг друга перебивая, и никаких пауз нет, время ограничено», — жалуется Наталья Однокольцева. Многие не могут согласиться с оценкой, особенно это касается сочинений в рамках экзамена по русскому языку. «Моей дочери неправомерно снизили оценку по русскому языку, ссылаясь на то, что в сочинении нельзя употреблять слово „чадо“, так как оно устаревшее, а слово „чувство“ нельзя заменять местоимением „оно“», — возмущается Татьяна Хрестина.

Член ОП РФ, доцент кафедры русского языка Северо-Восточного государственного университета Ольга Ежкова, комментируя жалобы, поступившие в интернет-приемную, заметила, что с экзаменом по русскому языку остается целый ряд проблем. «Дети научились чуть лучше писать, но вот что писать — это большой вопрос. Сейчас в трудах и невероятных сложностях решается эта проблема. Детей уже научили вычленять главную мысль, комментировать ее. До аргументации своей позиции доходят, к сожалению, не все, но это задача следующего этапа».

По словам эксперта, «ЕГЭ по русскому языку научил все-таки школьников выбирать те грамматические конструкции, которые они могут построить более-менее грамотно. Научил ставить запятую в сложносочиненном предложении — уже победа. Практически исчезли работы, в которых „не“ с глаголом было бы написано слитно. Когда ЕГЭ начинался 13 лет назад, такие работы шли потоком, так что мы выбрались из очень страшной ямы».

ТАКАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ — ВЕРНАЯ ДОРОГА К ДЕГРАДАЦИИ

Но есть и другие мнения. Так, например, выпускница этого года Алина Гурицкая, которая сдавала ЕГЭ сразу по пяти предметам, назвала существующую сегодня форму экзамена «верной дорогой к деградации»: «В этом году мне довелось сдать ЕГЭ по пяти предметам. Я и раньше относилась к этому виду экзамена скептически, но после поняла, что такая система оценки знаний — верная дорога к деградации.

Дело даже не в том, что одним достался вариант сложнее, другим — легче. Проблема в следующем: дети последние два-три года в школе готовятся к предмету только по своему направлению, забывая о существовании остальных. Но на самом ЕГЭ выпускники видят слишком сложные вопросы, которые даже не проходят в школе, либо элементарные, на уровне начальной школы.

Разделение на базовую и профильную математику — это самая настоящая чушь, прошу простить за просторечия. Профиль чрезмерно сложный (средний балл по моему городу около 60 баллов), а базовый настолько элементарный, что он не может точно оценить знания ученика. Русский язык — отдельная тема. Я поразилась, что двоечники и абсолютно неграмотные люди из моего класса получили такой же балл, как и те, кто умел писать красиво и без ошибок. Литература: как ее вообще можно правильно оценить? Я вижу такую картину: люди, обладающие прекрасным чувством слога, умением делать из простых слов что-то красивое, получают низкие баллы из-за того, что экзаменатору не понравилось то или иное сочетание слов.

ЕГЭ по истории в этом году в себя включил такие вопросы, которые застали ребят врасплох (особенно задание с картой у одного варианта). Создатели всей этой системы ЕГЭ, его вариантов бросаются из крайности в крайности. То они делают абсолютно, как говорится, „дегроидные“ тесты, то какие-то „академические“, предназначенные докторам наук. Я поступила в этом году. И в один из самых достойных вузов... мне крайне обидно, что из-за такой системы действительно умные ребята могут не получить заслуженное вознаграждение в виде поступления, а какие-то двоечники забирают его себе. И, конечно, еще обиднее становится при мысли, что от такой системы школьники перестают мыслить и охватывать все сферы».

Эксперты, отвечающие на сайте ОП, посоветовали Алине адресовать ее обращение в адрес Рособрнадзора. А доцент кафедры русского языка Ольга Ежкова, видимо, отвечая как раз на этот эмоциональный анализ, фактически согласилась с выпускницей: «Единый государственный экзамен — это рабочая лошадка, которая вытягивает средний уровень. Да, очень медленно, чем недовольно все общество... На все нужно время. Но, например, ЕГЭ выполняет на сегодняшний момент сложную образовательную функцию — формирование того самого среднего уровня образования, некогда утраченного. К сожалению, с высшим уровнем у нас остается целый ряд проблем, об этом нужно думать. Но это уже задача, наверное, не ЕГЭ, но пока что кроме Единого государственного экзамена мы ничего не придумали».

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.