Потерялся Чехов

Наталья Лихачева / Российская газета
 
 
По просьбе минобрнауки в этом году во вторых классах прошли проверочные работы по русскому языку.

Большинство детей справились с типовыми заданиями, но 75 процентов не сумели выполнить более сложное упражнение - составить из набранных слов предложение.

Эксперты говорят: мы потеряли не просто любовь к чтению, а функциональное чтение. Отсюда и зубрежка.

Проблема чтения, литературы наглядно и, что называется, в полный рост проявляется в старших классах. Вот несколько примеров того, как современные школьники знают классическую литературу: "Наташа Ростова - героиня Тургенева", "Печорин - главный герой "Мертвых душ" (еще варианты - "Отцов и детей", "кого-то из Пушкина"). На просьбу продолжить фразу из басни "Кукушка хвалит петуха за то, что..." школьники и студенты дали такие ответы: "он рано встает", "поет не очень". А когда их попросили назвать самые известные произведения Чехонте, ответили: "Мцыри", "Собачье сердце".

- Мы потеряли предметный подход, гнались за новыми технологиями, а потеряли учителя-предметника, - высказала мнение министр образования и науки Ольга Васильева. - Есть претензии к учебникам. Одни усложнены, а другие интеллектуально снижены. Мы проводим экспертизу учебников, а нужна еще и апробация, которая будет проходить в лучших школах. В этом году пройдут всероссийские проверочные работы. Когда мы объявили об этом, учителя сказали: "а когда же мы будем готовиться к ЕГЭ"? Но хочу напомнить, ЕГЭ - лишь оценочная процедура.

70 процентов выпускников вузов не смогли назвать два произведения Пушкина

Да, написать контрольную и проверочную работу сложно. Для этого надо трудиться. И в школах должно измениться отношение к труду - и к физическому, и к интеллектуальному.

Как вернуть классическую литературу в школу? Как привить детям любовь к чтению? Ректор МГУ Виктор Садовничий считает, что стихи классиков наизусть надо учить уже в детском саду, а в школе обучать учеников осмысленному чтению.

 

Еще одна важная задача - синхронизация программ по гуманитарным дисциплинам.

- Школьники учат "Полтавскую битву", а по истории проходят ее через два года. Надо сделать так, чтобы эти программы совпадали, - высказал мнение ректор МГУ.

Именно по этой причине пятиклашки не понимают "Муму" Тургенева: крепостное право в школе проходят гораздо позже. И глубину стихотворения Пушкина "К Пущину" осилят далеко не все - движение декабристов по программе идет в старших классах. Садовничий считает: надо подумать над тем, чтобы объединить в высшей школе программы по русскому языку и литературе и ввести в вузах курс словесности.

На этом проблемы высшей школы не заканчиваются. В педвузах, которых, к слову, осталось в России всего 28, в программах исторических факультетов нет курса старославянских языков и древнерусской литературы. Почему? То, что раньше будущие историки учили за пять лет, сейчас надо выучить за четыре. Старославянский язык, между прочим, очень сложный предмет, и раньше в университетах на него отводился целый год. А сейчас в программах педвузов много внимания уделяют новым технологиям, методике преподавания, а вот сам предмет, которому учителя будут обучать детей, иногда уходит на второй план. И что получается? По результатам одного из опросов среди выпускников вузов, в том числе гуманитарных, 75 процентов не смогли назвать два произведения Пушкина.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Пользователь

Я считаю что в начальной школе нужно больше стихов давать учить наизусть,прививать любовь к библиотекам.Примером служит не только школа но и семья.В семье прежде нужно прививать любовь к чтению.

12 июля 2017, 18:15
Пользователь

Здесь злую шутку играет подготовка к ЕГЭ и перегрузка учителей литературы, которые львиную долю времени отдают репетиторству.

02 июля 2017, 07:16