Вне всякого сомнения, именно космос сегодня главный законодатель информационных трендов и основной ньюсмейкер, который обошел по популярности политиков и звезд шоу-бизнеса. О космосе пишут, читают, его изучают и стремятся постичь. Не удивительно, что волна повышенного интереса к Вселенной прокатилась и по образованию, принеся с собой идею возродить преподавание астрономии в школах. Давайте разберемся: откуда, зачем и каким образом состоится это возвращение, и будет ли оно триумфальным.
Зачем нужна астрономия?
На часах практически семь вечера. Создается впечатление, что еще немного и вагон метро буквально разойдется по швам, неспособный вместить всех желающих поскорее добраться домой. Хотя понять, кто и что в этом вагоне желает на самом деле, невозможно, ведь у всех взгляд наперегонки с пальцами бегает по экранам смартфонов.
А я что? Я тоже листаю новостную ленту и просматриваю заголовки: «Наши доходы растут», «Потепления не ждите», «Четверть россиян убеждены, что Солнце вращается вокруг Земли»… Стоп. Внимательно читаю сообщение об очередном соцопросе ВЦИОМ. И не верю своим глазам.
Оказывается, главный центр по изучению общественного мнения вот уже несколько лет подряд периодически задает жителям России один и тот же вопрос: «Земля вращается вокруг Солнца или Солнце – вокруг Земли?» И каждый раз вырисовывается достаточно большой процент людей, которые считают, что именно небесное светило кружит вокруг нашей планеты, а не наоборот. Я поднимаю глаза на толпу пассажиров и представляю, как каждый четвертый уверен в этом своем заблуждении. Становится грустно.
Тут же я вспоминаю недавние новостные сюжеты о возвращении в школьную программу самостоятельного предмета «астрономия». И невольно задумываюсь, а поможет ли это в борьбе с не то чтобы научным «узкозором», а банальным невежеством? Вопрос на самом деле неоднозначный.
Звездные войны в образовании
А неоднозначный он потому, что судьба у школьной дисциплины о космосе в нашей стране довольно непростая. Сейчас, когда говорят о ее возвращении в программу среднего образования, ссылаются на советский период и то, как предмет «Астрономия» канул в Лету вместе с СССР. Но многие забывают, что базовые знания о небесных телах и законах Вселенной ученики школ начали получать еще со времен Петра I. Традиция эта была продолжена и в царской, и в советской России. Правда, тогда информация о внеземных объектах и явлениях носила, скорее, космографический характер.
В советское время, а особенно во второй половине XX века, когда человечество стало активно осваивать космос (или хотя бы ближайшее к Земле пространство), в разы возрос и объем, и само значение знаний по астрономии. Возрос настолько, что уже не помещался в учебники по природоведению и физике, так и выделилась самостоятельная предметная дисциплина «астрономия» – наука о Вселенной, небесных телах и явлениях. Однако долго она не продержалась и выпала из школьной программы в 1993 году.
Точнее, ей попросту не нашлось места в новом образовательном стандарте. Никто астрономию не запрещал, школы вполне могли вводить этот факультативный предмет так же, как экономику, право или логику. Но в большинстве своем базовые знания по астрономии преподавались (и преподаются) в курсе физики. Но в последнее десятилетие космический лед в сфере образования существенно тронулся.
Астрономический пиар
В то время как поезд перемещается по ветке метрополитена, я пытаюсь обнаружить того самого героя, который решился вытащить астрономию из забвения. Однако следы этого освободителя найти не так-то легко.
Примерно с 2009 года о необходимости вернуть астрономию в образовательную программу стали говорить политики, ученые, представители СМИ и все кому не лень. А особенно риторика усилилась после небезызвестного эпического падения метеорита в районе Челябинска. Тогда парламентарии в свойственной им манере отреагировали призывом повсеместно вводить обязательный курс астрономии, поскольку люди не понимают природу элементарных космических явлений и при виде сгорающих метеоритных обломков наводят лишнюю панику.
Но куда более серьезную пиар-кампанию для астрономии организовал Роскосмос: и открытые лекции, и совместный проект с Московским планетарием, вплоть до сбора подписей за возвращение науки о небесных телах в школы. И, кажется, масштабная агитация все-таки сделала свое дело.
В начале апреля этого года министр образования и науки Ольга Васильева объявила, что астрономия официально возвращается в школьную программу, и вести этот предмет предстоит учителям физики. При этом отдельных часов под новую дисциплину выделено не будет.
Тут же развернулась дискуссия по поводу того, что времени на уроки астрономии в действительности не хватит – отведенные под нее занятия, скорее всего, посвятят лишней возможности подготовиться к ЕГЭ. В то же время, как отмечают специалисты по астрофизике, астрономия – это очень хорошая возможность преподносить знания интересно и нескучно, благо невероятной красоты фотографий и видеозаписей по космической тематике можно найти множество. Что ж, остается надеяться, что в числе первых образовательных роликов будет тот, на котором Земля в компании других планет Солнечной системы кружится вокруг «белой звезды».