Астрономия: звездное возвращение

Мария Орлова / sciencepop.ru

Плеяды, звёздное скопление. Старинное русское название — Стожары или Волосожары. NASA, ESA, AURA/Caltech, Palomar Observatory / wikimedia.org

Вне всякого сомнения, именно космос сегодня главный законодатель информационных трендов и основной ньюсмейкер, который обошел по популярности политиков и звезд шоу-бизнеса. О космосе пишут, читают, его изучают и стремятся постичь. Не удивительно, что волна повышенного интереса к Вселенной прокатилась и по образованию, принеся с собой идею возродить преподавание астрономии в школах. Давайте разберемся: откуда, зачем и каким образом состоится это возвращение, и будет ли оно триумфальным.

Зачем нужна астрономия?

На часах практически семь вечера. Создается впечатление, что еще немного и вагон метро буквально разойдется по швам, неспособный вместить всех желающих поскорее добраться домой. Хотя понять, кто и что в этом вагоне желает на самом деле, невозможно, ведь у всех взгляд наперегонки с пальцами бегает по экранам смартфонов.

А я что? Я тоже листаю новостную ленту и просматриваю заголовки: «Наши доходы растут»«Потепления не ждите», «Четверть россиян убеждены, что Солнце вращается вокруг Земли»… Стоп. Внимательно читаю сообщение об очередном соцопросе ВЦИОМ. И не верю своим глазам.

Оказывается, главный центр по изучению общественного мнения вот уже несколько лет подряд периодически задает жителям России один и тот же вопрос: «Земля вращается вокруг Солнца или Солнце – вокруг Земли?» И каждый раз вырисовывается достаточно большой процент людей, которые считают, что именно небесное светило кружит вокруг нашей планеты, а не наоборот. Я поднимаю глаза на толпу пассажиров и представляю, как каждый четвертый уверен в этом своем заблуждении. Становится грустно.

Тут же я вспоминаю недавние новостные сюжеты о возвращении в школьную программу самостоятельного предмета «астрономия». И невольно задумываюсь, а поможет ли это в борьбе с не то чтобы научным «узкозором», а банальным невежеством? Вопрос на самом деле неоднозначный.

Звездные войны в образовании

А неоднозначный он потому, что судьба у школьной дисциплины о космосе в нашей стране довольно непростая. Сейчас, когда говорят о ее возвращении в программу среднего образования, ссылаются на советский период и то, как предмет «Астрономия» канул в Лету вместе с СССР. Но многие забывают, что базовые знания о небесных телах и законах Вселенной ученики школ начали получать еще со времен Петра I. Традиция эта была продолжена и в царской, и в советской России. Правда, тогда информация о внеземных объектах и явлениях носила, скорее, космографический характер.

В советское время, а особенно во второй половине XX века, когда человечество стало активно осваивать космос (или хотя бы ближайшее к Земле пространство), в разы возрос и объем, и само значение знаний по астрономии. Возрос настолько, что уже не помещался в учебники по природоведению и физике, так и выделилась самостоятельная предметная дисциплина «астрономия» – наука о Вселенной, небесных телах и явлениях. Однако долго она не продержалась и выпала из школьной программы в 1993 году.

Точнее, ей попросту не нашлось места в новом образовательном стандарте. Никто астрономию не запрещал, школы вполне могли вводить этот факультативный предмет так же, как экономику, право или логику. Но в большинстве своем базовые знания по астрономии преподавались (и преподаются) в курсе физики. Но в последнее десятилетие космический лед в сфере образования существенно тронулся.

Астрономический пиар

В то время как поезд перемещается по ветке метрополитена, я пытаюсь обнаружить того самого героя, который решился вытащить астрономию из забвения. Однако следы этого освободителя найти не так-то легко.

Примерно с 2009 года о необходимости вернуть астрономию в образовательную программу стали говорить политики, ученые, представители СМИ и все кому не лень. А особенно риторика усилилась после небезызвестного эпического падения метеорита в районе Челябинска. Тогда парламентарии в свойственной им манере отреагировали призывом повсеместно вводить обязательный курс астрономии, поскольку люди не понимают природу элементарных космических явлений и при виде сгорающих метеоритных обломков наводят лишнюю панику.

Но куда более серьезную пиар-кампанию для астрономии организовал Роскосмос: и открытые лекции, и совместный проект с Московским планетарием, вплоть до сбора подписей за возвращение науки о небесных телах в школы. И, кажется, масштабная агитация все-таки сделала свое дело.

В начале апреля этого года министр образования и науки Ольга Васильева объявила, что астрономия официально возвращается в школьную программу, и вести этот предмет предстоит учителям физики. При этом отдельных часов под новую дисциплину выделено не будет.

Тут же развернулась дискуссия по поводу того, что времени на уроки астрономии в действительности не хватит – отведенные под нее занятия, скорее всего, посвятят лишней возможности подготовиться к ЕГЭ. В то же время, как отмечают специалисты по астрофизике, астрономия – это очень хорошая возможность преподносить знания интересно и нескучно, благо невероятной красоты фотографий и видеозаписей по космической тематике можно найти множество. Что ж, остается надеяться, что в числе первых образовательных роликов будет тот, на котором Земля в компании других планет Солнечной системы кружится вокруг «белой звезды».

Поезд резко тормозит в перегоне, и я невольно перевожу взгляд на экран чужого смартфона, светящийся в руках у соседа по вагону. Вот те раз. И здесь астрономия – я вижу, как парень листает «Яндекс.Новости» и читает очередное сообщение про грандиозные планы Илона Маска по колонизации Марса. А ведь правда, космос, определенно, та область знаний, с которой мы не расстаемся даже после того, как покинули школьную скамью. У меня, например, предмета «астрономия» не было, а жаль.

К слову, знакомство с наукой о космосе хорошо не только для тех, кто мечтает о карьере астрофизика или астронавта. Согласитесь, человек еще многого не знает о Вселенной, поэтому исследования ее объектов и законов, по которым она живет, не лишены философских размышлений. Так, раннее знакомство с космическим миром полезно для развития у детей творческого начала.

А еще это может стать источником вдохновения для хобби, которое вполне может перерасти в серьезное дело. Например, известна история одного китайского студента по имени Тан Ту Янг, который после факультативов по астрономии завел в соцсети Facebook страничку, на которой выкладывал фотографии необычных астрономических явлений и их объяснения. Например, изображения суперлуния и взрывов звезд. И страничка эта стала настолько популярна, что наш любитель астрономии основал целый проект по выпуску учебных пособий для школьников младших и средних классов, интересующихся астрономией. Параллельно с этим Тан Ту Янг получил докторскую степень по физике.

К слову, в нашей стране существуют около полусотни астрономических обсерваторий и около десятка вузов, готовящих специалистов, так или иначе связанных с космическими исследованиями. То есть простор для научных и практических изысканий в этой сфере огромен, остается надеяться, что возвращенная в школы астрономия действительно будет знакомить учащихся с удивительным миром Вселенной, а не быть предметом для галочки в классном журнале.

А тем временем (совпадение ли?) мой поезд прибывает на «Звездную», и мне пора выходить. Я смотрю на толпу людей, несущихся потоком к эскалатору, и думаю уже не о том, почему четверть этой самой толпы заблуждается относительно базовых космических законов, а о ребятах-школьниках, которым предстоит открыть для себя фантастический мир знаний о Вселенной. Я им даже завидую.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Пользователь

О необходимости введения в школах Астрономии нужно было сообщить хотя бы в период заказа учебников. Теперь же только на роликах из Интернета преподавать. Да и часов действительно нет лишних, особенно на пятидневке. Остается только внеурочная деятельность, а на нее, как известно, ходят по желанию. Вот и опять мы возвращаемся к обычному кружку с одним отличием - ни пособий, ни оборудования, ни специалиста. Учитель физики - это не учитель астрономии. И времени все это обеспечить тоже нет. Так что все сведется, снова, к профанации (к преподаванию на бумаге).

13 июня 2017, 17:55
Пользователь

Отличное дело, ВУЗы разработали программу, готовы начать занятия с учителями, но им говорят, что предмет будет преподаваться в нескольких школах Москвы в порядке эксперимента.

13 июня 2017, 12:09