Опыт реального перехода на ФГОС: чем он отличается от имитации?

Анатолий Витковский /Директория-онлайн

По мнению экспертов лучший способ понять это — побывать в школе, которая дальше других продвинулась в введении и реализации образовательных стандартов. В этой связи, мы кратко представим опыт школы № 36 города Калининграда.

Но прежде — о том, как определить, что школа реально работает по новым стандартам, а не имитируют эту деятельность.

 
фото с сайта https://www.shkola36.ru

Слова-то все правильные…

Формально все школы переходят на работу по новым ФГОС, но мы-то знаем, что где-то идет реальное обновление содержания образования, а где-то переход состоялся только в документации. По каким признакам можно судить о том, что введение ФГОС в основной школе не имитация, а реальные перемены?

Как утверждает доцент кафедры управления и экономики в образовании Ленинградского института развития образования, кандидат педагогических наук Татьяна Рогозина реально перейти на новые ФГОС — значит «начать работать по несколько другой или по абсолютно другой образовательной программе». Но! Открыв образовательную программу, довольно сложно понять: это просто слова о работе по новому стандарту или реальный переход. Слова-то все правильные — из стандарта, из примерной программы, а что за ними стоит?

 

Приметы перемен

Чтобы прояснить ситуацию Татьяна Рогозина предлагает перейти к разделу программы, в котором говорится об учебном плане.

Как известно, учебный план делится на две части: обязательную и вариативную, формируемую участниками образовательных отношений.

Так вот, вариативная часть дает возможность формировать такой учебный план, который бы отвечал запросам участников образовательных отношений.

Именно содержание вариативной части может служить четким индикатором: есть ли изменения на уровне учебного плана или изменения ожидаются только на уровне урока.

Как это можно увидеть?

Прежде всего по соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Согласно требованию ФГОС ООО, это соотношение должно быть: 70% и 30% (хотя даже в Примерной основной программе это соотношение не соблюдается).

Смотрим дальше. Школа может сама решить: на что она потратит часы из вариативной части — усилить предметную составляющую и/или развивать метапредметную.

И мы видим, что в школе такое-то количество часов добавлено 
к учебным предметам. Например, добавлен дополнительный час математики, русского языка или каких-то других предметов. А после уроков в рамках внеурочной деятельности, введено несколько предметных курсов, например, «Занимательная математика» 
и «Удивительный русский язык».

При этом расписание остается линейным, учитель занимается с целым классом. Такая картина показывает, что школа продолжает работать, в основном, на предметные результаты.

А как же определить, что переориентация на достижение метапредметных и личностных результатов в конкретном ОО действительно происходит?

Формирование метапредметных результатов направлено на развитие учебной самостоятельности ребенка. А для этого необходимо широкое поле выбора, в том числе, выбора той сферы учебной деятельности, которая нравится ребенку и на том уровне сложности, который для него оптимален.

А как школа может расширить пространство выбора?

Один из путей — создание разноуровневых групп.

 
Фрагмент расписания параллели 5-х классов, фото с сайта https://www.shkola36.ru

Самоделкин и волшебная стружка

В этом плане ценный для руководителей-практиков опыт есть в школах Калининградской области.

К примеру, в школе № 36 вариативная часть учебного плана основной школы составляет 36%.

Познакомиться с учебным планом параллели 5-х классов можно здесь , с учебным планом параллели 7-х классов — здесь .

В 5–11-х классах созданы разноуровневые группы по разным предметам. Параллели разделяются на группы, и одна группа направляется, к примеру, на урок русского языка базового уровня, другая — на занятие повышенного уровня.

По рекомендации учителя или по согласованию с родителями ребята могут переходить из одной группы в другую.

Что дают детям разноуровневые группы? Для одних ребят — это возможность подтянуть проблемные предметы, для других — благоприятные условия для развития в избранных областях.

Кроме того, некоторые предметы делятся на отдельные модули. 
И, скажем, в пятом классе каждый ученик может выбрать один из четырех модулей «Технологии», один из трех модулей физкультуры.

На примере «Технологии» это может быть выбор среди модулей: «Волшебная стружка», «Деревянная игрушка», «Винтик и Шпунтик», «Самоделкин».

При этом расписание меняется каждый месяц для всей школы. Изменения происходят, потому что в школе ученикам ежемесячно предлагается разный набор внепредметных модулей. О них — чуть ниже.

 
 
Внепредметная часть учебного плана основной школы (потоки модулей — 5 классы; курсы по выбору — 7–9 классы; исследовательская и проектная деятельность — 5–6 и 7–8 классы), фото с сайта с сайта https://www.shkola36.ru

Курс на многообразие

Еще одна важная предпосылка реализации ФГОС — создание богатой, насыщенной разными видами и форматами учебной деятельности.

Руководители, которые это понимают, включают в вариативную часть учебного плана межпредментные и метапредметные курсы.

Так, в 36-й школе существует более 40 разнообразных внепредметных модулей в 5−6-х классах («Сладкоежка», «Лавка здоровья», «Английский в твоем планшете» , «Кенигсберг в Калининграде», «3D-печать» и другие).

В 7–8–9-х классах ребятам предлагаются различные курсы по выбору. Это может быть, к примеру, курс, направленный на то, чтобы ребята лучше узнали историю и культуру родного края. Но курс выстроен не по принципу «раз в неделю в такой-то день у нас будет такой-то урок»,
а в разных форматах: занятия в классе, библиотеке, на экскурсиях, во время встреч с интересными людьми, при просмотре фильмов, участии в социальных акциях и играх.

А еще есть ежемесячные «Ярмарки межпредметных модулей», образовательные события, выездные сезонные практики (по естественно-научному и другим направлениям), неделя погружения 
в исследовательскую и проектную деятельности и другое. Главное, что это не просто существует на бумаге, а работает и дает результат.

Чтобы увидеть, как это происходит в реальности, в 36-ю школу приезжают директора и педагоги из других регионов (в рамках межсетевого взаимодействия школ).

Если у вас тоже возникло такое желание, вы можете найти на сайте школы № 36 координаты директора и договориться о визите.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Хотите узнавать первыми обо всех изменениях, касающихся
жизни учителей? Подписывайтесь на наш инстаграм ЗДЕСЬ

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии
Пользователь

геймофикация, игроизация и протчие эвфемизмы, прикрывающие подмену обучения - все по Андерсену и его короля.
«Английский в твоем планшете» - хаха, а почему не в голове.

29 мая 2017, 14:57