По мнению экспертов лучший способ понять это — побывать в школе, которая дальше других продвинулась в введении и реализации образовательных стандартов. В этой связи, мы кратко представим опыт школы № 36 города Калининграда.
Но прежде — о том, как определить, что школа реально работает по новым стандартам, а не имитируют эту деятельность.
Слова-то все правильные…
Формально все школы переходят на работу по новым ФГОС, но мы-то знаем, что где-то идет реальное обновление содержания образования, а где-то переход состоялся только в документации. По каким признакам можно судить о том, что введение ФГОС в основной школе не имитация, а реальные перемены?
Как утверждает доцент кафедры управления и экономики в образовании Ленинградского института развития образования, кандидат педагогических наук Татьяна Рогозина реально перейти на новые ФГОС — значит «начать работать по несколько другой или по абсолютно другой образовательной программе». Но! Открыв образовательную программу, довольно сложно понять: это просто слова о работе по новому стандарту или реальный переход. Слова-то все правильные — из стандарта, из примерной программы, а что за ними стоит?
Приметы перемен
Чтобы прояснить ситуацию Татьяна Рогозина предлагает перейти к разделу программы, в котором говорится об учебном плане.
Как известно, учебный план делится на две части: обязательную и вариативную, формируемую участниками образовательных отношений.
Так вот, вариативная часть дает возможность формировать такой учебный план, который бы отвечал запросам участников образовательных отношений.
Именно содержание вариативной части может служить четким индикатором: есть ли изменения на уровне учебного плана или изменения ожидаются только на уровне урока.
Как это можно увидеть?
Прежде всего по соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Согласно требованию ФГОС ООО, это соотношение должно быть: 70% и 30% (хотя даже в Примерной основной программе это соотношение не соблюдается).
Смотрим дальше. Школа может сама решить: на что она потратит часы из вариативной части — усилить предметную составляющую и/или развивать метапредметную.
И мы видим, что в школе такое-то количество часов добавлено
к учебным предметам. Например, добавлен дополнительный час математики, русского языка или каких-то других предметов. А после уроков в рамках внеурочной деятельности, введено несколько предметных курсов, например, «Занимательная математика»
и «Удивительный русский язык».
При этом расписание остается линейным, учитель занимается с целым классом. Такая картина показывает, что школа продолжает работать, в основном, на предметные результаты.
А как же определить, что переориентация на достижение метапредметных и личностных результатов в конкретном ОО действительно происходит?
Формирование метапредметных результатов направлено на развитие учебной самостоятельности ребенка. А для этого необходимо широкое поле выбора, в том числе, выбора той сферы учебной деятельности, которая нравится ребенку и на том уровне сложности, который для него оптимален.
А как школа может расширить пространство выбора?
Один из путей — создание разноуровневых групп.
Самоделкин и волшебная стружка
В этом плане ценный для руководителей-практиков опыт есть в школах Калининградской области.
К примеру, в школе № 36 вариативная часть учебного плана основной школы составляет 36%.
Познакомиться с учебным планом параллели 5-х классов можно здесь , с учебным планом параллели 7-х классов — здесь .
В 5–11-х классах созданы разноуровневые группы по разным предметам. Параллели разделяются на группы, и одна группа направляется, к примеру, на урок русского языка базового уровня, другая — на занятие повышенного уровня.
По рекомендации учителя или по согласованию с родителями ребята могут переходить из одной группы в другую.
Что дают детям разноуровневые группы? Для одних ребят — это возможность подтянуть проблемные предметы, для других — благоприятные условия для развития в избранных областях.
Кроме того, некоторые предметы делятся на отдельные модули.
И, скажем, в пятом классе каждый ученик может выбрать один из четырех модулей «Технологии», один из трех модулей физкультуры.
На примере «Технологии» это может быть выбор среди модулей: «Волшебная стружка», «Деревянная игрушка», «Винтик и Шпунтик», «Самоделкин».
При этом расписание меняется каждый месяц для всей школы. Изменения происходят, потому что в школе ученикам ежемесячно предлагается разный набор внепредметных модулей. О них — чуть ниже.
Курс на многообразие
Еще одна важная предпосылка реализации ФГОС — создание богатой, насыщенной разными видами и форматами учебной деятельности.
Руководители, которые это понимают, включают в вариативную часть учебного плана межпредментные и метапредметные курсы.
Так, в 36-й школе существует более 40 разнообразных внепредметных модулей в 5−6-х классах («Сладкоежка», «Лавка здоровья», «Английский в твоем планшете» , «Кенигсберг в Калининграде», «3D-печать» и другие).
В 7–8–9-х классах ребятам предлагаются различные курсы по выбору. Это может быть, к примеру, курс, направленный на то, чтобы ребята лучше узнали историю и культуру родного края. Но курс выстроен не по принципу «раз в неделю в такой-то день у нас будет такой-то урок»,
а в разных форматах: занятия в классе, библиотеке, на экскурсиях, во время встреч с интересными людьми, при просмотре фильмов, участии в социальных акциях и играх.
А еще есть ежемесячные «Ярмарки межпредметных модулей», образовательные события, выездные сезонные практики (по естественно-научному и другим направлениям), неделя погружения
в исследовательскую и проектную деятельности и другое. Главное, что это не просто существует на бумаге, а работает и дает результат.
Чтобы увидеть, как это происходит в реальности, в 36-ю школу приезжают директора и педагоги из других регионов (в рамках межсетевого взаимодействия школ).
Если у вас тоже возникло такое желание, вы можете найти на сайте школы № 36 координаты директора и договориться о визите.