Профессиональное сообщество защитило одаренных детей

ЭКСПЕРТ
Профессиональное сообщество защитило одаренных детей

Лавину, именуемую модернизацией образования, кажется, можно приостановить, по крайней мере на отдельных участках фронта. На прошлой неделе продолжилось публичное обсуждение готовящейся концепции работы с одаренными детьми. Итоги скорее обнадеживающие. Есть основания думать, что по итогам доработки из текста концепции будут исключены положения, вызывавшие резкие возражения психологов и педагогов.

Напомним, что еще в 2009 году группа педагогов и ученых, представляющих лучшие школы страны, которые обладают уникальным и многолетним опытом работы с одаренными детьми, представила Колмогоровский проект — программу развития сети подобных школ по всей стране. Такие школы создавали бы среду для развития талантливых детей, для выработки и совершенствования новых педагогических методик, для выращивания педагогических кадров — и все это затем могло бы помочь в работе обычным учителям и школам. Модернизаторы образования Колмогоровский проект проигнорировали и вместо него написали свой, с труднопроизносимым названием: «Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему».

В Минобре сложилась практика принятия основополагающих документов по реформе образования фактически без публичного обсуждения. Но на этот раз келейности не вышло. Сначала прошел организованный «Экспертом» круглый стол, где сравнивались Колмогоровский проект и «Концепция». (См. «О границах дискуссии», «Эксперт» № 10 от 12 марта 2012 г.) На прошлой неделе — обсуждение в Общественной палате. Из выступлений оппонентов «Концепции» следовало, что ее следует переписать от первого до последнего слова. Марина Холодная, заведующая лабораторией способностей Института психологии РАН, говорила, что нормативное закрепление одаренности приведет к социальной селекции, поощрение школ деньгами за «процент одаренности» вредно для психологического благополучия детей и этически неприемлемо. Зал ей аплодировал. АлександрКовальджи, заместитель директора знаменитой Второй школы, говорил, что, если «Концепция» будет реализована, талантливые дети станут заложниками собственной одаренности, из них будут выжимать все соки, чтобы получать гранты, и есть опасность за очередной реформой потерять имеющееся у страны сейчас. А для развития детей нужны не гранты, а особая среда.

Содержательных выступлений за «Концепцию» корреспонденты «Эксперта», присутствовавшие на обсуждении, не услышали. Те, кто возражал критикам, упирали либо на то, что профессиональное сообщество якобы не может прийти к согласию, — это сказал замминистра образования Максим Дулинов (заметим, согласие педагогов и психологов по поводу документа было видно невооруженным глазом). Либо на то, что это «только концепция», надо ее принять и двигаться дальше, — простая бюрократическая разводка.

На совещание к Аркадию Дворковичу в минувшую пятницу впервые были приглашены те, кто не входит в узкий кружок модернизаторов образования: Александр Ковальджи, член-корреспондент Российской академии образованияАлександр АбрамовИгорь Рубанов — организатор нескольких всероссийских и международных олимпиад, проводящихся без помощи государства и охватывающих до трех миллионов детей. По словам Александра Абрамова, их предложения слушали и записывали, документ радикально переделан, из него исключено само понятие «одаренность» в прежней опасной трактовке. В начале этой недели итоговый текст обещали разослать всем участникам совещания, 30 марта он должен лечь на стол президенту. Вернуться к первоначальному варианту теперь можно только путем прямого подлога. Если подлога не будет — мы поздравим читателей, учителей и родителей с первой победой в борьбе за качественное образование для наших детей.         

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.