Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Мы не сдадимся и будем бороться дальше!" - говорит Кира Лопатина. В интонациях молодой женщины чувствуется угроза: "В Петербурге у нас больше 12 тыс. сторонников, плюс поддержка восьми регионов России. Мы будем протестовать!"
Голос Киры холоден, во взгляде читается решимость. Нет, она не пламенный оппозиционер, а всего лишь активист общественного движения "Питерские родители". Эти родители на протяжении нескольких лет борются против скандальной реформы образования в школе, которая грядет в рамках ФЗ-83 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Закон вступил в силу, и первоклашкам этого года предстоит жить и учиться по новым правилам. Каковы эти правила, как оказалось, никто не знает.
Официально ФЗ-83 начал работать с января. Переходный период, после которого все пункты закона должны вступить в окончательную силу, истекает 1 июля. А это значит, что в школе в любом случае что-то будет.
Согласно основным постулатам закона изменилась статусность школ. "Каждое бюджетное учреждение стало считаться автономным, то есть могущим самостоятельно распоряжаться поступающими финансами", - поясняет Кира Лопатина. "Теперь в школе устанавливается так называемое государственное задание, которое оплачивается из бюджетных денег, - говорит директор классической гимназии №610 Сергей Бурячко. - Госзадание зависит от учебного плана, то есть от количества уроков, количества часов преподавания в неделю, а также количества учеников".
Первый дракон, которого возмущенные родители попытались убить в новом законе еще год назад, - как раз упрощение перевода муниципальной образовательной недвижимости на коммерческие рельсы. "Правительство кричит, что это хорошо, классно, - говорит Кира Лопатина. - Мол, школам даются дополнительные возможности заработать денег себе же на оборудование. Но все прекрасно понимают, что эти деньги пойдут в карман". "Нам удалось отстоять две школы в Петербурге, которым из-за нового закона просто грозило закрытие", - уверяет представитель "Питерских родителей" Ольга Зеленская.
Борцы с реформой считают, что с принятием коммерческой статусности учреждения детские кружки и школы не смогут оказать необходимый набор услуг. "Закроются музыкальные школы, появятся платные музыкальные кружки", - перечисляет представитель движения "Гражданская инициатива за бесплатное образование" Максим Малышев.
Еще один кит реформы - изменение стандарта, то есть собственно содержания образования. Для средней школы, то есть для тех, кто находится между 5-м и 9-м классом, - вступает в силу с сентября этого года.
"В какой-то момент руководитель рабочей группы по разработке новых стандартов среднего образования Александр Кондаков, следуя, видимо, модному тренду инноваций, предложил сделать, "как в Америке": оставить 8-10 основных предметов, а остальные будут идти как факультатив", - вспоминает Кира Лопатина. Для сравнения: сейчас в школе существует порядка 17-20 основных предметов, в зависимости от того, гимназия это или простая школа.
"Кондаков же выделил 10 предметов, по одному из каждой области - точные науки, гуманитарные и т.д. Например, в этот список вошел русский язык, но не вошла литература. Это типа факультатив к русскому языку. Вошла физика, но не вошла астрономия. Зачем нам астрономия? Пусть дети сами образовываются. Солнце вращается вокруг Земли, и этого достаточно", - вздыхает Кира Лопатина.
Благодаря широкому общественному протесту инициативу в ее изначальном варианте зарубили, но ничего нового не возникло. В итоге до сих пор непонятно, что будет включать образовательный стандарт.
"Сейчас устанавливается некий усредненный вариант, хотя саму идею реформирования уже не отменить, - разводит руками Кира Лопатина. - Идея производственного факультатива в старших классах будет оставаться. Хотя, как это будет выглядеть на практике, непонятно. И как, в частности, будет решаться этот вопрос в специализированных гимназиях, где ряд предметов априори изучается углубленно, а не на базовом уровне. После протестов в базовые предметы вернулась литература, а вот астрономия - нет. В обязательных предметах почему-то оставили информатику, физкультуру, а также некие уроки патриотизма и такой предмет, как "Россия в мире". Есть история, а есть "Россия в мире". В чем разница - не ясно. Сам Фурсенко не смог ответить на этот вопрос, когда его об этом спросили в лоб. Запомнилась его фраза: "Ну, нам нужно определить свое место в мире".
По мнению Сергея Бурячко, родителям учеников 5-9 классов по крайней мере в этом году опасаться нечего: "Остается вся та же номенклатура предметов и то же количество часов по предметам, которые оплачиваются из бюджета. 70% обязательных предметов, а 30% - вариативные, то, что добавляет школа. Количество часов, оплачиваемых из бюджета, устанавливается так называемой предельно допустимой нагрузкой. И сейчас это 37 часов (уроков) в неделю. Это даже больше, чем раньше, за счет введенного обязательного предмета "физкультура".
В условиях неопределенности школы готовятся к новому учебному году по старым учебным планам (они утверждаются как раз в марте). "Мы отслеживаем информацию сверху, но пока мы живем и готовимся к новому учебному году, исходя из старых учебных планов", - утверждает Сергей Бурячко. К примеру, лоббируемого властью предмета "Россия в мире", скорее всего, не будет. Пока. Однако астрономия тоже не появится, по крайней мере в бюджетном ее исполнении.
Новый раунд реформ ожидается со сменой кабинета правительства. "Я не думаю, что нынешний состав правительства будет давать добро на окончательную конкретику по ФЗ-83, - говорит Сергей Бурячко. - А если власти будут что-то менять в законе после инаугурации нового президента 7 мая, будет уже поздно. Если что-то начнет меняться с мая, то это в любом случае уже коснется только нового финансового года, то есть 2013-го. На этот учебный год все уже сверстано, и измениться что-то может только с 1 января 2013 года".
Тем не менее Сергей Бурячко не исключает, что в будущем ситуация по урезанию муниципального школьного бюджета и требования восполнить эти финансовые пробелы за счет родителей могут стать реальностью: "Такая тенденция прослеживается, если следить за всеми неумелыми шагами нашего законодательства. Бюджет военных расходов увеличивается, а бюджет на образование уменьшается".
Доля ВВП в России на образование составляет порядка 4%. Это соответствует слаборазвитым странам. В развитых странах этот показатель составляет 7% и выше. В Америке - около 8%, в Финляндии доходит до 9%. При этом, если предмет в школе есть, за него платит государство с помощью налогоплательщиков. "Может, в Нигерии где-нибудь есть такое, что в государственной школе какие-то уроки проводятся за деньги, - развел руками Сергей Бурячко. - Однако в цивилизованных странах этого нет. В какой-нибудь Франции вы об этом скажите - там директор в обморок упадет. Мы, граждане, уже заплатили налогами деньги вперед. А теперь, оказывается, не хватает. Тогда у нас возникает вопрос к государственным деятелям: а вообще, правильно ли вы их потратили и на что?"
О размере доплаты за обучение эксперты рассуждают только гипотетически. Оценки, как правило, не превышают 10 тыс. рублей в месяц, но, скорее всего, доплата не превысит 3-5 тыс.
"Бесплатное образование должно остаться в любом случае в рамках определенного стандарта, - обтекаемо комментирует представитель губернатора Петербурга в городском Законодательном собрании Михаил Бродский. - Все должны получать образование, достаточное для того, чтобы жить в обществе и за счет этого общества". По словам Бродского, если ребенка интересует что-то более глубоко, за пределами стандарта, то здесь уже возможны два варианта: "Первый - для особо одаренных детей. Скажем, обучение ребенка, который обладает определенными способностями, например, к балету и из которого может вырасти великая балерина, государство может взять на себя. А если девочка просто интересуется балетом, не проявляет особых способностей, но любит это дело, то она должна иметь возможность заниматься, наверное, за деньги. Не думаю, что государство должно это обеспечивать".
Журналист и преподаватель истории Лев Лурье тем не менее видит нездоровую тенденцию в том, что в школе "стандартизируют", а по факту сокращают часы по основным предметам за счет увеличения "вермишели". "Если депутат Милонов борется с гомосексуализмом, то в школе будет введен урок борьбы с гомосексуализмом, - иронизирует он. - А если первоклассники не знают правил дорожного движения, то будет введен урок правила дорожного движения".
"Эта реформа может привести к тому, что люди будут уметь читать, писать, считать и знать, что существующая власть - от Бога, - еще более категоричен председатель постоянной комиссии в ЗС по образованию, культуре и науке, учитель истории Максим Резник. - Действительно, зачем людям знать, кто такие Фамусовы, Чичиковы, Скалозубы и т.д.? Хотя если сегодня человек будет знать о них, то легко увидит, что они сидят в высоких кабинетах. То же самое и с историей. Людей, не знающих историю собственной страны, мировую историю, гораздо легче подвергнуть пропаганде, всякой идеологической жвачке, которую пытаются втюхать сегодня населению".
Активисты многочисленных общественных движений, выступающие против реформы образования, уверены, что сегодняшнее затишье - перед бурей. Кто-то из них ждет "веского учительского слова" от старого нового президента. "Неизвестно пока, как себя поведет Путин в данном вопросе. Мы ждем какого-то хода, из которого будет ясно, что делать дальше, - говорит Кира Лопатина. - У нас есть поддержка учителей. Правда, преподаватели часто боятся об этом сказать, потому что их увольняют, причем по статье "несоответствие занимаемой должности". Другие борцы считают, что после реального старта реформаторских ноу-хау миллионы людей поймут их ущербность. "Когда начнутся денежные поборы с родителей, протест возобновится", - уверен Максим Малышев.
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.