Учительские зарплаты следует увеличить вдвое

Ольга Шульга/Парламентская газета
Учительские зарплаты следует увеличить вдвое

Как это сделать, хотят обсудить на парламентских слушаниях в Госдуме

 

Ещё в 2012 году в майских указах президент поручил поэтапно, до 1 января 2018 года, повысить оплату труда бюджетников. К этому времени зарплата школьных учителей, медсестёр, работников культуры должна сравняться со средней по региону. Врачи, преподаватели вузов и учёные должны получать как минимум 200 процентов от средней в субъекте зарплаты.

 

Указ президента не выполняется в 75 регионах     

Если верить отчётам чиновников, указ президента они выполняют. Однако многие эксперты относятся к таким утверждениям скептически: попытка посчитать повышением зарплаты возросший доход педагога после его решения взять дополнительные часы и ставки — далеко не самая хитроумная в данном случае уловка.

«Как именно делаются такие оптимистичные расчёты, пусть останется тайной статистики, — сказал первый зампред Комитета Госдумы по образованию и науке  Олег Смолин (КПРФ) на заседании комитета 6 апреля. — Насколько я знаю, опрос общественного мнения,  в котором приняли участие пять тысяч педагогов, показал, что по крайней мере в 75 регионах России этот указ президента не выполняется».

Неоднократно эта тема поднималась и в Совете Федерации. Недавно во время встречи председателя палаты регионов Валентины Матвиенко с работниками социальной сферы села учительница из Ивановской области Вера Маранова рассказала сенаторам, что зарплаты учителей в малокомплектных школах региона резко сократились. Сейчас их оклад составляет в лучшем случае 14 тысяч рублей, а где-то — и семь тысяч рублей. Причём за такие деньги вынуждены работать педагоги, награждённые международными профессиональными премиями. Чтобы не быть голословной, Маранова достала телефон и показала: прямо во время встречи к ней пришло сообщение о начислении половины зарплаты в шесть тысяч рублей.

На вопрос Матвиенко, как именно учителям объяснили падение зарплаты, Вера Маранова призналась, что довольно просто — уменьшилось финансирование. Спикер Совета Федерации констатировала, что это нарушение майских указов Президента РФ и пообещала разобраться в ситуации. Заинтересовалась произошедшим и министр образования Ольга Васильева, также присутствовавшая в зале, — после встречи она ещё несколько минут общалась с ивановской учительницей.

Справятся ли регионы?

С тем, что эта проблема требует скорейшего решения, члены Комитета Госдумы по образованию и науке согласились.

«Вопрос оплаты труда педагогов — один из самых главных в системе образования, — сказала член Комитета Госдумы по образованию и науке Алёна Аршинова. — Противников того, что её надо повышать, среди нас нет. Нужно менять систему оплаты труда педагогов, их зарплаты должны быть увеличены хотя бы в два раза и приведены к некоему единообразию по регионам. Но для этого нужны финансовые источники. Надо оценить, насколько регионы готовы к этому в кризисное время».

В том числе из этих соображений депутаты не поддержали 6 апреля на заседании профильного комитета законопроект Олега Смолина, предписывающий, что зарплаты воспитателей детсадов и учителей должны превышать размер средней зарплаты по региону и быть не меньше, чем размер средней зарплаты в целом по России.

Для мастеров производственного обучения и педагогов профессиональных образовательных учреждений парламентарий предложил утвердить зарплаты, не менее чем в полтора раза превышающие размер средней в субъекте и не меньше полуторного размера средней зарплаты в целом по России. У профессорско-преподавательского состава в вузах, по мнению Смолина, зарплаты должны не менее чем в два раза превышать размер средней по региону и быть не меньше двукратного размера средней зарплаты по России.

Рассчитывать эти зарплаты коммунист предложил, отталкиваясь от фиксированной нормы рабочего времени. В дошкольном и общем образовании она должна составить 18 часов в неделю, в профессиональном и высшем образовании — 720 часов в год.

Отклонить законопроект комитет рекомендовал и по формальным причинам. «Планка среднего оклада законом вообще не устанавливается, — пояснил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов. — Это делается в «дорожных картах» министерства, в указе президента — как целеполагание, вектор движения».

В свою очередь, Олег Смолин предложил провести на эту тему парламентские слушания. По его мнению, необходимо заняться анализом альтернативных способов повышения благосостояния педагогов.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.