«Мы превратились в изгоев». Манифест затравленных прокурорскими проверками педагогов Екатеринбурга

Евгений Барановский

Любой перелом, синяк и ушиб, полученный ребенком во время учебного процесса, становится поводом для появления в учебном заведении полиции и прокуратуры. Что об этом думают сами педагоги и какой выход из ситуации они видят

На минувшей неделе стало известно о двух случаях, когда школьники получили травмы на занятиях в школе. Оба ЧП произошли на уроках физкультуры. В первом случае ученица 2-го класса во время урока физкультуры упала с горки и сломала руку, в то время когда остальные дети занимались ходьбой на лыжах. Во втором — дети спускались по лестнице, один мальчик решил пошутить и прыгнул своей однокласснице на спину. Та оступилась, стала падать, хулиган запнулся и рухнул на нее сверху — в итоге у девочки перелом грудных позвонков.

Будем честными, оба случая произошли из-за детских шалостей. Но винят во всем учителей, грозят им уголовными делами и увольнениями. Потому что закон совсем не на их стороне.

Когда я училась в школе, мой класс, скажу честно, был самым диким не то что в параллели, а во всем образовательном учреждении. Мы были неуправляемыми, и на просьбы учителей — вести себя аккуратно, не бегать, не прыгать, не драться — нам было абсолютно наплевать. Травмы, в том числе и переломы, полученные по вине одноклассника на уроке физкультуры, в нашем классе были постоянно. Но никто никогда не обвинял ни в чем учителей. Все всё понимали. Родители драчунов договаривались между собой, мирили их, обсуждали конфликты в кабинете директора и на классных собраниях. Никому и в голову не приходило пойти жаловаться в полицию или прокуратуру. А уж тем более — писать об этом посты в соцсетях или звонить журналистам.

Хотя и социальных сетей тогда не было, как и тысячи форумов и мессенджеров, в которых родители школьников сейчас обсуждают все, что происходит в учебном учреждении. Возможно, проблема в этом. Не в интернете как таковом, а в людях и возможностях, которые он им дает. Мамочка может написать пост-рассуждение о небольшом ЧП, произошедшем в классе ее ребенка. Она никого ни в чем не обвиняет, просто рассказывает случай, но кто-то сделает репост, история побежит по соцсетям и доплывет до журналистов. Мы напишем новость — и уже через полчаса и прокуратура, и полиция будут стоять на пороге злополучной школы. А ведь ничто не предвещало беды...

«Поймите, к нам сильно за последние годы изменилось отношение. Мы из авторитетных людей превратились в «никто», — говорят директора нескольких школ, с которыми поговорили журналисты Портала 66.ru. Мы не будем называть их имен, чтобы не создавать им проблем. Потому что придраться можно к любому слову.

Закон, говорят учителя, не на их стороне. В федеральном законе «Об образовании» четко прописано, что образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса. Также в законе прописано, что учитель отвечает за нанесенный вред, если не докажет, что он возник не по его вине.

Но как говорит один из директоров, с которыми мы общались, понятие вины предполагает умысел. «Был ли умысел у учителей ломать в этих историях ребенку что-либо? Нет, а виноваты все равно они», — говорит он.

Другой директор приводит еще один пример из практики: ребенок идет по классу и запинается за чей-то портфель, стоящий на полу у парты. Школьник падает и разбивает нос. Насколько бы абсурдно это ни было, но и в этой ситуации виноватым оказался учитель: он недоглядел и дал возможность ребенку упасть.

Сейчас при любом ЧП должна пролиться «капля крови учителя», говорят педагоги. По их словам, инциденты, которые все обсуждали на прошлой неделе, были и будут всегда. Но если раньше у преподавателей был авторитет и их все уважали, то сейчас люди сделали из учителей, врачей и полицейских личных врагов. «Этот образ внутреннего врага курсирует от одной профессии к другой, чтобы не приедалось. Видимо, сейчас наш черед», — говорят педагоги.

Учитель школы:

— Я вам приведу пример из своего детства. Учиться я не хотел, и вот в один из дней учительница стукнула меня по руке линейкой. Дома я нажаловался своему отцу, ожидая, что он поймет, какая учительница плохая, и мне больше не придется идти в школу. Я думал, что нашел железную отговорку, чтобы туда не возвращаться никогда. Но отец взял ремень и выдрал меня со словами: «Как же ты так довел учителя, паразит, что ему пришлось пришугнуть тебя указкой».

Педагогов, с которыми общались журналисты Портала 66.ru, удивляет и тот момент, что и полиция, и прокуратура во всем винят школу и никакого внимания не обращают на родителей детей. «Они же тоже их воспитывают и должны дома объяснять как минимум правила поведения», — недоумевают работники школ.

При этом все педагоги подчеркивают, что они не хотят снимать с себя ответственность за безопасность детей, но хотят, чтобы каждый подобный случай разбирался объективно.

Директор школы:

— Поверьте, мы искренне и горячо желаем, чтобы с детьми ничего никогда не случалось, но мы не всесильны! Давайте каждый случай рассматривать индивидуально и не спешить сразу делать нас виновными. После таких инцидентов черные метки в трудовые книжки заносят не одному педагогу — под удар обычно попадают несколько учителей. И сейчас, когда мы стали во всем виновными изгоями, у многих встанет вопрос о продолжении своей карьеры. Поверьте, никаких очередей на замещение наших должностей нет. 

Позицию педагогов поддерживает начальник городского Управления образования Екатерина Сибирцева. Как рассказала журналистам Портала 66.ru чиновник, она сама сторонник того, чтобы спокойно во всем разбираться в индивидуальном порядке.

По ее словам, школа должна быть местом безопасного пребывания ребенка, но абсолютной гарантии, что с ним там никогда ничего не случится, никто не даст. Ведь с подвижным и игривым ребенком что-то может произойти в любом месте: и дома, и на улице. Поэтому складывать всю вину на педагога — не совсем правильно с точки зрения здравого смысла, говорит чиновник.

Екатерина Сибирцева, начальник Управления образования Екатеринбурга:

— Ответственность никто с учителя не снимает, но родители тоже должны участвовать в воспитательном процессе. По закону, педагог несет ответственность и будет наказан, но с точки зрения здравого смысла лучше детей учить безопасному поведению в абсолютно разных ситуациях — как в быту, так и в общественных местах.

«Не нужно сразу бежать на форумы и в СМИ, — говорит Сибирцева. — Приходите в школы, разговаривайте с учителями, ищите выходы из ситуации и решение проблемы, а не виноватых. Мы же сами даем детям пример, что проблемы нужно решать не поиском компромисса, а исками и заявлениями».

 

 

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Елена

Никто ни от чего не застрахован. Даже пассивный, спокойный ребёнок может сидя дома на диване, просто резко повернув голову, получить травму несовместимую с жизнью. Педагог будет отвечать за травму ребёнка только в том случае, если получена по вине педагога, а именно: он против данного ребёнка умышленно совершил противоправные действия(применил физическую силу: толкнул,ударил, избил....) Всё остальное стечение обстоятельств. На уроке ФК мы учим детей правильно падать, знакомим с правилами по Т.Б. И всё равно случаются травмы: синяки, ушибы, растяжения, переломы. Ни один учитель ФК этого не желает. Просто нужно физкультуру в школе отменить, как самый травмоопасный урок и пусть дети растут физически слабыми и хилыми. Беда в том, что вообще учить детей в нашей стране скоро будет НЕ КОМУ...

08 февраля 2017, 18:44
Пользователь

произошло ЧП.Ребенок травмирован. Т.е. он и родители уже как то наказаны. А у чиновника повод показать, что он "радеет". На ком? Ответ очевиден. За одно еще раз дать понять, что платить вам не за что.

07 февраля 2017, 19:39