«Уволился из школы и уехал на вахту»

http://ngs24.ru
«Уволился из школы и уехал на вахту»

5 молодых учителей честно рассказали, почему бросили работать в школе: нечестность и наглость директоров, зарплата не больше 20 тысяч и дерзость родителей

Половина красноярских учителей уходят из школы через 1–2 года работы. Об этом на своем сайте накануне сообщило краевое министерство образования. Говоря о проблемах в современном образовании, чиновники привели данные статистиков: более 50 % молодых педагогов не меняют школы, а переходят в другие сферы деятельности. 5 молодых учителей рассказали нам о трудностях работы в школе, конфликтах с начальством и почему там не держится молодежь.

Семен, 28 лет, 1,5 года отработал учителем физкультуры: «Дисциплину держал по-мужски — только индивидуальными беседами и строгостью. Даже стоящие на учете в детской комнате милиции после меня становились шелковыми. Были лелеяные и холеные дети, а родители еще хуже — их ребенок всегда прав, а преподаватели дураки.

Получал на полной ставке в среднем 20 тыс. в месяц, зарплата плавала, потолок — 27 тыс. С утра до 5 часов — уроки, потом тренировки, отчеты, — домой к 19:00 в лучшем случае. Баллы зависели от нагрузки и комиссии, в которой правит бал директор. Эту систему нужно искоренять — это внутренняя борьба между преподавателями, мешающая воспитанию детей, зависть коллег, дополнительная бумажная волокита.

Бюрократия — это не просто бич образования, это дубина, которая бьет по хребту и мешает работать. В какой-то момент понял: этот объем работы, ответственность, маленькая зарплата — все надоело. Уволился, уехал на вахту обычным слесарем за зарплату в 3 раза больше. Реформируют образование — вернусь обратно в школу».

Кристина, 24 года, 2 года отработала учителем русского языка: «Вела русский и была педагогом-организатором — занималась школьными праздниками, обычно именно молодых преподавателей и подряжают на эти дела. В качестве организатора контактировала со всеми классами, а русский вела у 6–9-х классов. Проблемы с дисциплиной всегда бывают — в каждом классе своя атмосфера, и нужно просто под нее подстраиваться.

В школе много бюрократии — система так построена. Например, помимо обычного журнала обязателен и электронный, а это двойная работа. Каждый шаг согласовываешь с начальством. Сильно мешает работать — лучше бы тратила это время на подготовку к урокам.

При шестидневке зарабатывала не больше 20 тыс. в месяц. Рабочий день зависел от нагрузки — в среднем с 8:30 до 16:00, но так как помимо предметов было еще и организаторство, то 2-3 дня в неделю задерживалась до позднего вечера. В школах действует сложная балловая система — чем больше учитель участвует в школьной деятельности, чем больше ученики успевают, тем выше эффективность учителя и его зарплата. Система загоняет в рамки неестественной конкуренции, нужно постоянно участвовать в каких-то мероприятиях ради баллов, урвать свой кусок — больше напряга эмоционального, чем денежной выгоды.

Ушла из-за атмосферы в коллективе — нервы дороже. Коллектив старый — чужаков принимали тяжело. Директор установила диктатуру — отдавала должности знакомым и плодила «мертвые души»: люди числились, а по факту не работали. Не заинтересована была в молодых кадрах, инициатива в школе не одобрялась — нужно делать лишь то, что прикажут.

Сейчас работаю в университете филологом и пишу диссертацию. В деньгах совсем не выиграла, но появилось больше времени на хобби — фотографирую за деньги. О потраченных годах в педе не жалею, но в школу вряд ли вернусь. Молодежь приходит в школы с горящими глазами, желая пустить свою энергию во благо, но весь энтузиазм убивает консервативная среда внутри школ, ничего там не меняется».

Алена, 27 лет, 4 года отработала учителем информатики и физики: «Еще числюсь в школе, но уже официально устроилась на другую работу — администратором в коммерческой школе, учителем больше быть не хочу. Три года вела физику, год — информатику в 5–11-х классах. С детьми проблем не было, скорее с начальством. С родителями напрямую не конфликтовала, но работала в маленькой деревне — не всем нравилось, как я веду уроки, за глаза ругали, сплетни плодили, но в лицо боялись что-то говорить.

2 года назад получала 28 тыс. в месяц, в последние полгода — 16 тыс. при прежней нагрузке. Директор стала воровать в открытую — дело дошло до прокуратуры, но повисло. Моя ставка — 18 часов в неделю, по 3–5 уроков в день. Но к ним же надо еще подготовиться, плюс классное руководство, дополнительные мероприятия — приходила к половине девятого утра и часа в четыре только уходила. Давят сверху бесконечными бумажками, методиста в школе нет — никто не учит правильно вести уроки. Директор платит нормальную зарплату только приближенным — кто ей улыбается, кто ей стучит. Остальным откровенно говорила, мол, вы работаете за идею — вечная отговорка, что денег не хватает. Балльная система абсолютно непрозрачна: учительнице начальных за организацию выпускного, например, заплатили 200 руб., ее коллеге из старших классов — 4 тыс. за то же самое. И ничего не докажешь, кто прав, — протоколы для нас вывешиваются одни, в управление отправляются другие.

Работать нравилось, но педсостав отвратительный, не ценит начальство учителей, надоело. На новой работе хотя бы свои прежние и стабильные хочу 28 тыс. вернуть и графика спокойного.

На молодых в школах сильно давят стажисты (педагоги с большим стажем работы. — М.К.) — не дают им нормальное количество часов, даже на ставку не хватает. Естественно, ребята не хотят работать за копейки. Не учат, не помогают им — стажисты, наоборот, чуть ли не отпихиваются от молодых. Плюс — проблемные дети, родители».

Екатерина, 26 лет, 1 год отработала учителем начальных классов: «С 21 года работала на замещении в начальных классах и по организации культмассовых мероприятий у 5–11-х классов. Эта должность называлась "вожатая". С дисциплиной проблем не было, как-то сразу с ребятами на дружеской волне стала общаться и то же время была разумная дистанция. Если учитель грамотно начнет свой диалог с родителем и с учеником, то конфликтов не будет.

Получала не больше 12 тыс., из них 4 тыс. за замещение, 8 тыс. за организатора. Пока нет категории — зарплата у молодого специалиста крайне низкая. При этом мероприятия школьные идут нескончаемым потоком, график не нормирован — приходила в 8:00, а домой минимум в 17:00, а порой в 21:00. Балльная система в то время только начиналась — если до этого у всех были разные оклады, а молодым давали надбавку 50 %, то как раз, когда я пришла, оклады всем сравняли: 3620, по-моему, у всех, а потом уже шли накрутки. Северные-районные, категории, какие-то премии, причем премии стали не ежемесячными, а квартальными — выдавали их в основном одним и тем же людям. Гранты тоже получали те, кто к руководству поближе. Кроме того, учителя стали работать не на учеников, а на министерство — основное время убивается не на подготовку к занятиям, а отчеты за все подряд: за каждый проведенный урок, за поведение детей и прочее-прочее. Время непосредственного обучения детей сокращается — образование становится все хуже.

Ушла исключительно из-за зарплаты. Давно сменила сферу деятельности — работаю менеджером в строительстве, получаю от 30 тыс. в месяц при пятидневке с 9:00 до 18:00. Об учебе в вузе не жалею — много чему научилась, что-то применяю на практике. Что касается школы: негативный опыт — это тоже опыт.

Молодым специалистам сейчас для того, чтобы получать категории, нужно в течение года очень интенсивно работать не только на школу, но и заниматься научной деятельностью — получать какие-то гранты, разрабатывать программы. Бывает, то, чему нас научили в вузе, не соответствует тому, что происходит в школах в реальности — после подготовки к урокам и бесконечной отчетности на науку времени нет совсем. И помощи от руководства почти нет. Посидит молодежь на маленькой зарплате, потом понимает, что тем же репетиторством можно больше заработать и без нервотрепки».

Марина, 26 лет, более 2,5 лет отработала учителем английского языка: «Сейчас ищу работу переводчика. После вуза год работала в частном центре, потом решила прийти в школу, чтобы взять ипотеку. Мне нужно было год отработать, но потом все субсидии отменили, однако в школе осталась — надо было красный диплом подтверждать, иначе он потом никому не нужен будет. Веду английский у 2–11-х классов. Дисциплину держу лишь строгостью и дистанцией, иначе никак.

Другая сторона медали — родители, их вечно не устраивают результаты обучения, например, жалуются на учебники, содержание которых от меня не зависит. Виноват во всем лишь учитель, у которого нет рычагов давления, а родитель всегда на стороне ребенка.

Зарплата на ставке — 25 тыс. в месяц. Прихожу в 7:50, в 15 классах веду английский, плюс классное руководство, но не столько уроки ведешь, сколько за них отчитываешься — до 16:00–17:00 уроки, потом до 20:00 с отчетами сидишь. Балльная система есть, но физически нет времени эти баллы зарабатывать. В итоге 28 тыс. за 36 учебных часов в неделю, за головную боль, за детей, за их родителей — давление со всех сторон.

Ухожу, потому что теряю языковые навыки — в школе английский забывается, фразы заезжены, профессионально не двигаешься. Деградировать начинаю. Всегда хотела быть переводчиком — не ниже зарплату можно найти. Школа — это не мое, на молодежи как хотят, так и ездят стажисты».

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Хотите узнавать первыми обо всех изменениях, касающихся
жизни учителей? Подписывайтесь на наш инстаграм ЗДЕСЬ

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии
Пользователь

15 лет проработ ушел и не жалею. Бегите пока не поздно)))

15 апреля 2017, 14:31
Пользователь

Полностью согласна, я тоже уволилась из школы, т.к. "садятся на шею" по полной программе. Я работала учителем английского языка. У меня даже ставки не было, все у стажистов. Приходилось совмещать несколько подработок, чтобы хоть что-то заработать. Но, как проводить праздники, подготовить какое-то внеклассное для начальства - отговорка "Дак у нас вон, молодые пусть трудятся!". Зарплата 10 тыс. с копейками за 17ч, включая продленку, библиотеку и организаторство. В плане языковом - также, почувствовала, что начинала деградировать. Ушла и нисколько не жалею. Осталась на совместительстве в сельской школе, чтобы стаж шел, а так сейчас работаю в частной организации - зарплата выше, нервов меньше, языковая практика и эмоционально не так выгораешь. В нашей стране правительство не бюджетниках заботится, а своих кошельках. Также хотела взять учительскую ипотеку, но мне сказали, что у меня зарплаты не хватает, даже работая 3-х (!!!) работах. О чем тут говорить! Вывод один - нашей стране профессионалы своего дела не нужны.

03 августа 2016, 08:59