Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Два законопроекта – две концепции образовательной политики
Концепция проекта федерального закона «Об образовании - для всех»
в сравнении с действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
Линии сравнения |
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (закон) |
проект федерального закона «Об образовании – для всех» (законопроект) |
Примечания |
1. Концептуальные (идеологические) установки, фактически положенные в основу закона (законопроекта) и государственной образовательной политики
|
|||
1.1. Место образования в обществе
|
Образование принадлежит к сфере услуг |
Образование не является частью сферы обслуживания, но относится к сфере производства, причем самой важной – обеспечивает социальное и духовно-нравственное воспроизводство самого человека |
|
1.2. Характер педагогической деятельности |
Педагогическая деятельность – разновидность оказания услуг |
Педагогическая деятельность – разновидность социального служения, миссия |
В законопроекте ОДВ-КПРФ услугой признается исключительно деятельность за пределами реализации образовательных программ (консультационные услуги, репетиторство и т.п.) |
1.3. Механизмы регулирования |
Сочетание государственного и рыночного регулирования при расширении последнего (коммерциализация образования) |
Образование (по крайней мере, дошкольное и школьное) – преимущественно внерыночная сфера. Рыночные механизмы могут использоваться лишь как дополнительные |
|
1.4. Эффективность затрат на образование |
Затраты на образование – социальная нагрузка на экономику и бюджет, «бремя государства». Экономические гарантии развития образования практически отсутствуют |
Затраты на образование – не «бремя государства», но долгосрочные инвестиции в будущее, чрезвычайно выгодные для общества |
|
1.5. Основная цель образования |
Формирование «квалифицированного потребителя» и исполнителя (педагогика потребительства) |
Многостороннее развитие способностей личности (творческая педагогика) |
О необходимости пересмотра целей образования и переориентации на «квалифицированного потребителя» говорил экс-министр образования и науки А.Фурсенко на Селигере в 2008 года. Современная образовательная политика предполагает воспитание творцов и новаторов по преимуществу из так называемых одаренных детей и талантливой молодежи. Законопроект ставит целью развитие творческих способностей каждого человека.
|
1.6. Образовательные отношения |
Отношения учителя и ученика в широком смысле должны иметь преимущественно функциональный характер (формализованная педагогика) |
Отношения учителя и ученика (в широком смысле) должны иметь преимущественно личностный характер. Образование в собственном смысле есть только там, где личность воздействует на личность (педагогика сотрудничества) |
|
1.7. Ориентация содержания образования |
Ориентация преимущественно на прагматические задачи образования, включая функциональную грамотность (образование ради успеха и личной выгоды) |
Ориентация на фундаментальное образование (образование ради культуры) |
|
1.8. Образование и свобода совести |
Формальное провозглашение светского характера образования при фактических шагах к клерикализации школы |
Светский характер образования в государственных учебных заведениях |
|
1.9. Социальная направленность образования |
Ориентация преимущественно на элитарное образование: массовое примитивизированное образование – для большинства; высококачественное образование – для избранных (в основном для богатых и управляющих) |
Ориентация преимущественно на эгалитарное образование: обеспечение максимально равных образовательных возможностей, высококачественное образование – для всех |
|
2. Экономика образования
|
|||
2.1. Доля расходов консолидированного бюджета РФ на образование |
Нормы отсутствуют |
Не менее 7% от объема ВВП в РФ |
В настоящее время, по данным Росстата, доля расходов консолидированного бюджета России на образование составляет около 4 процентов. |
2.2. Доля расходов федерального бюджета на высшее образование |
Нормы отсутствуют |
Не менее 7% от расходной части федерального бюджета |
В Законе РФ «Об образовании» в редакции 1996 г. расходы на высшее образование должны были составлять не менее 3%, однако в условиях передачи большей части социальных расходов в бюджеты субъектов РФ, в связи с чем расходная часть федерального бюджета сократилась. Этот показатель необходимо повысить. |
2.3. Финансовые гарантии бесплатного высшего образования |
За счет средств федерального бюджета гарантируется финансирование высшего образования не менее 800 граждан из каждых 10 тыс. в возрасте от 17 до 30 лет
|
За счет средств Федерального бюджета гарантируется финансирование высшего образования не менее 220 студентов на 10 тыс. населения |
В 1980 г. в расчёте на 10 тыс. населения в СССР было 220 бюджетных студентов. В настоящее время этот показатель составляет 138,5 и к 2020 году может снизиться до 125 в связи со снижением численности населения в возрасте от 17 до 30 лет.
|
2.4. Принципы финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений |
Подушевое финансирование с оговорками в отношении малокомплектных и (или) сельских школ |
Нормативное финансирование, при котором не менее 30% финансовых средств учреждение получает по смете, независимо от количества учащихся, а остальные средства – по подушевому принципу |
Опыт развитых стран показывает, что подушевой принцип финансирования образовательных учреждений используется практически везде, но нигде – в качестве единственного. В противном случае неравенство возможностей в сфере образования резко усиливается |
2.5. Налогообложение образовательных организаций |
Нормы отсутствуют |
В части доходов, направляемых в образовательный процесс (включая зарплату) в данном учреждении (в т.ч. негосударственном), учреждение освобождается от всех налогов и платежей.
|
Законопроект ОДВ – КПРФ в этой части соответствует нормам российских законов «Об образовании» 1992 и 1996 гг. и практике большинства индустриально развитых стран. Напротив, налогообложение образовательных учреждений приводит к повышению платы за обучение и нарушает принцип равенства условий деятельности государственных и негосударственных учреждений. |
2.6. Образовательное кредитование |
Предусматривается в самом общем виде для студентов ссузов и вузов (включая основной и сопутствующий образовательные кредиты); условия, размеры и порядок государственной поддержки образовательного кредитования устанавливается исключительно Правительством РФ. |
Предусматривается возможность получения всеми нуждающимися образовательного и социального образовательного кредитов; ставка по кредитам устанавливается на уровне половины ставки рефинансирования ЦБ РФ. Срок погашения кредита – не менее 20 лет; кредит погашается при наличии у выпускника зарплаты не менее пяти прожиточных минимумов в субъекте РФ, где проживает выпускник. В случае отъезда гражданина на постоянное место жительства за рубеж кредит возвращается полностью до отъезда |
С учётом отечественных особенностей соответствует практике государств с либеральной моделью экономики и низкой долей бюджетных студентов (Великобритания, США) |
3. Система образования
|
|||
3.1. Структура системы образования |
Включает: образовательные стандарты, образовательные программы, организации, осуществляющие образовательную деятельность, органы управления образованием, объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения. |
Дополнительно включены профессиональные союзы |
Действующий закон не включает в структуру системы образования профессиональные союзы, в том числе объединения педагогических работников |
3.2. Информационно-образовательная политика |
Нормы отсутствуют |
Государство создает общедоступные теле- радиоканалы (программы), специально предназначенные для реализации образовательных программ и повышения образовательного уровня населения. Государство поддерживает негосударственные теле- радиоканалы, реализующие образовательные программы для населения, в том числе выделяя гранты и предоставляя налоговые льготы |
Одна из главных причин падения образовательного уровня населения РФ, признанного Президентом страны и зафиксированного сравнительными международными исследованиями, – явный недостаток образовательных программ на федеральных теле-радио каналах, их примитивно развлекательная ориентация. Воссоздание специальных образовательных каналов и стимулирование производства образовательных программ на иных каналах представляется абсолютно необходимым условием повышения престижа образования и уровня культуры в обществе |
3.3. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии |
Образовательные организации вправе использовать дистанционные образовательные технологии и (или) электронное обучение при реализации программ различных уровней и направленности при всех формах обучения и их сочетании, за исключением случаев, установленных законом |
Нормы в основном совпадают. Кроме того Федеральная программа развития образования в обязательном порядке должна включать подпрограмму развития электронного обучения |
В высокоразвитых странах использование современных образовательных технологий, включая электронное обучение, рассматривается как основное направление повышения конкурентоспособности образования и образовательного уровня населения в целом. По признанию Д. Медведева, Российская Федерация в этом отношении существенно отстает, причем отставание увеличивается. |
3.4. Материально-техническое обеспечение электронного обучения и дистанционного образования |
Нормы отсутствуют |
Учащиеся, осваивающие образовательные программы посредством электронного обучения, в т.ч. дистанционных образовательных технологий, за счет средств бюджетов РФ, должны быть обеспечены компьютерной и иной электронной техникой, программным обеспечением, доступом к телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам за счет средств этих бюджетов;
|
|
3.5. Особенности лицензирования при реализация образовательных программ посредством электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Лицензионные требования должны учитывать реализацию образовательных программ посредством электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Нормы совпадают |
|
3.6. Электронные университеты |
Нормы отсутствуют |
Наряду с категориями «Федеральный университет» и «Национальный исследовательский университет» вводится категория «электронный университет» |
|
3.7. Права иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность |
Могут реализовывать только дополнительные образовательные программы, программы профессионального обучения и программы дошкольного образования |
Могут реализовывать любые образовательные программы при наличии лицензии |
Действующий закон необоснованно ограничивает права других организаций иметь подразделения, реализующие образовательные программы профессионального или высшего образования |
3.8. Право на индивидуальную педагогическую деятельность |
Индивидуальная педагогическая деятельность характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая индивидуальным предпринимателем непосредственно. Может осуществляться только при реализации общеобразовательных программ и программ профессионального обучения.
|
Может осуществляться при реализации любых программ, которые могут осваиваться в форме самообразования и семейного образования |
Действующий закон ограничивает возможность получения профессионального и высшего образования в форме самообразования, поскольку эта форма часто предполагает индивидуальную педагогическую деятельность.
|
4. Статус и социальные гарантии учащихся (родителей, законных представителей)
|
|||
4.1. Финансовое обеспечение семейного образования |
Нормы отсутствуют |
Родителям, обеспечивающим получение детьми общего образования в семье, выплачивается компенсация в размере соответствующих нормативов финансирования государственных (муниципальных) образовательных учреждений за исключением расходов на прохождение промежуточных и итоговых государственных аттестаций |
Соответствует требованиям многочисленных родительских объединений |
4.2. Права учащихся, осваивающих программы общего образования в форме семейного образования (самообразования) |
Предоставляются академические права учащихся школ только на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации. Социальные права учащихся школ им не предоставляются. |
Относятся к категории учащихся школ, поэтому им предоставляются все академические и социальные права учащихся. |
|
4.3. Финансирование питания школьников в государственных (муниципальных) учебных заведениях |
Конкретные нормы отсутствуют. Определяется решениями органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. |
Организация питания софинансируется из федерального и региональных бюджетов по принципу 50:50, при этом финансирование из федерального бюджета составляет не менее 1% от прожиточного минимума по РФ в целом в день в расчёте на одного учащегося |
По данным Минобрнауки, в настоящее время около 30% «школьных» болезней связаны с некачественным или недостаточным питанием. Около 90 тыс. юношей ежегодно не призываются в армию из-за дефицита массы тела |
4.4. Финансирование питания в государственных (муниципальных) средних профессиональных учебных заведениях |
нормы отсутствуют за исключением финансирования питания обучающихся, находящихся на полном государственном обеспечении. |
Питание финансируется учредителем из расчёта 2% от прожиточного минимума в соответствующем регионе |
Норма законопроекта направлена на сохранение здоровья, социальную поддержку и помогает обеспечить армию здоровыми призывниками |
4.5. Финансирование питания в государственных (муниципальных) высших учебных заведениях |
Нормы отсутствуют |
Питание финансируется учредителем из расчёта 2% от прожиточного минимума в соответствующем регионе |
Норма законопроекта направлена на сохранение здоровья студентов и их социальную поддержку |
4.6. Право на социальную стипендию студентов государственных (муниципальных) ссузов и вузов |
Стипендия выплачивается студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий либо имеющим право на получение государственной социальной помощи, а также студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и подпунктами "а" - "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" |
Помимо перечисленных в левом столбце категорий студентов стипендия выплачивается: 1) учащимся из малообеспеченных семей, среднегодовой размер дохода в которых составляет не более двух прожиточных минимумов в соответствующем субъекте Российской Федерации; 2) иным учащимся, нуждающимся в социальной поддержке, по решению коллегиального органа управления образовательной организации.
|
|
4.7. Размер социальной стипендии студентов ссузов |
Выплачивается в размерах, определяемых образовательной организацией, не может быть меньше норматива, установленного Правительством (в настоящее время это 730 рублей в месяц)
|
Соответствует прожиточному минимуму трудоспособного населения (на 1 января 2016 года 10436 рублей) |
Законопроект имеет целью уменьшение неравенства образовательных возможностей, которое в России превысило допустимые пределы, а также повышение качества образования, поскольку студенты с низкими доходами при современном уровне стипендии не имеют возможности нормально учиться.
|
4.8. Размер социальной стипендии студентов вузов |
Выплачивается в размерах, определяемых образовательной организацией, не может быть меньше норматива, установленного Правительством (в настоящее время это 2010 рублей)
|
Соответствует прожиточному минимуму трудоспособного населения (на 1 января 2016 года 10436 рублей) |
В настоящее время составляет 19 процентов от размера прожиточного минимума трудоспособного населения |
4.9. Расчётная академическая стипендия студентов вузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях |
Выплачивается в размерах, определяемых образовательной организацией, не может быть меньше норматива, устанавливаемого Правительством (в настоящее время это 1340 рублей в месяц) |
Устанавливается на уровне 80% от прожиточного минимума трудоспособного населения (на 1 января 2016 года около 8350 рублей) |
В настоящее время составляет около 13 процентов от размера прожиточного минимума трудоспособного населения |
4.10. Академическая стипендия студентов ссузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях |
Определяется образовательной организацией и не может быть меньше норматива, устанавливаемого Правительством (в настоящее время 487 рублей в месяц). |
Устанавливается на уровне 60% от прожиточного минимума трудоспособного населения (на 1 января 2016 года 6262 рубля) |
Стипендия в законопроекте соответствует уровню советского периода. В настоящее время составляет менее 5 % от прожиточного минимума трудоспособного населения.
|
4.11. Стипендии аспирантов, адъюнктов, ординаторов и стажеров |
Определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, не может быть ниже норматива, устанавливаемого Правительством (в настоящее время этот норматив составляет для аспирантов 2637 рублей в месяц, по ряду направлений подготовки, перечень которых устанавливается Минобранауки, - 6330 рублей в месяц, для ординаторов 6717 рублей, для ассистентов-стажеров – 2637 рублей). |
Устанавливаются на уровне двух размеров прожиточного минимума трудоспособного населения (на 1 января 2016 года 20872 рубля) |
В основном соответствуют советскому периоду |
4.12. Плата за общежитие |
Может ограничиваться учредителем. |
Не может превышать пяти процентов минимального размера академической стипендии |
В настоящее время ограничивается учредителем на уровне платы за социальный наём жилья с использование коэффициентов 1 для общежитий квартирного типа, 0,75 – для общежитий гостиничного типа и 0,5 – для общежитий коридорного типа. |
5. Статус и социальные гарантии педагогических работников
|
|||
5.1. Уровень зарплаты воспитателей детских садов |
Нормы фактически отсутствуют |
средняя ставка педагогических работников учреждений дошкольного образования не может быть ниже средней заработной платы по данному региону и по Российской Федерации в целом |
|
5.2. Уровень зарплаты школьных учителей |
Средняя заработная плата учителей устанавливается не ниже средней заработной платы по субъекту Российской Федерации.
|
средняя ставка учителей не может быть ниже средней заработной платы по данному региону и по Российской Федерации в целом |
В настоящее время соответствие средней заработной платы учителя норме закона реализуется путем увеличения нагрузки (в среднем до 28 аудиторных часов в неделю при норме 18) |
5.3. Зарплата преподавателей профессиональных образовательных организаций, в том числе мастеров производственного обучения |
Нормы отсутствуют |
средние ставки педагогических работников профессиональных образовательных организаций устанавливаются не ниже 150% от средней зарплаты по данному региону и по Российской Федерации в целом
|
Более высокая оплата труда по сравнению со средней зарплатой учителя школы связана с необходимостью более высокой квалификации труда работников |
5.4. Зарплата профессорско-преподавательского состава вузов |
Нормы отсутствуют |
Средние ставки педагогических работников вузов - не ниже 200% от средней заработной платы по данному региону и по Российской Федерации в целом
|
Норма в основном соответствует законам РФ «Об образовании» в редакциях 1992 и 1996 гг. и связана с особенно высокими требованиями к квалификации труда |
5.5. Размер минимальной ставки преподавателей вузов |
Нормы отсутствуют |
Минимальная ставка педагогических работников вузов не может быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда |
|
5.6. Надбавки за ученую степень |
Нормы отсутствуют |
Устанавливаются для: докторов наук – 15000 рублей; кандидатов наук – 8000 рублей вне зависимости от типа образовательной организации, в которой они работают |
|
5.7. Надбавки за ученое звание работников вузов |
Нормы отсутствуют |
Устанавливаются для: профессоров – 60 процентов ставки (оклада); доцентов – 40 процентов ставки (оклада) |
Соответствует Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года |
5.8. Пенсионное обеспечение и иные социальные гарантии для педагогических работников |
Нормы практически отсутствуют |
Устанавливаются на уровне, предусмотренном действующим законодательством для государственных служащих |
Норма соответствует требованиям большинства законодательных собраний регионов, направленным в Госдуму в начале 2000-хгг. |
5.9. Право педагогов на досрочную пенсию |
Нормы фактически отсутствуют, содержится лишь отсылка к пенсионному законодательству. |
Устанавливается для всех педагогов, работающих с детьми, независимо от должности (специальности), типа и вида организации для детей. |
|
5.10. Предельная нагрузка педагогических работников |
Педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени |
Аудиторная нагрузка педагогического работника образовательной организации устанавливается в трудовом договоре (контракте) и не может превышать: - 18 часов в неделю при реализации программ общего образования (включая программы дополнительного образования); - 720 часов в год при реализации профессиональных образовательных программ. |
|
5.11. Отпуска педагогов |
Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством |
Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней |
В настоящее время Постановлением Правительства продолжительность отпуска установлена в зависимости от категории работников от 42 до 56 календарных дней |
6. Дошкольное образование
|
|||
6.1. Право на дошкольное образование |
Дошкольное образование общедоступно и бесплатно |
Дошкольное образование общедоступно и бесплатно |
Соответствует конституционной норме |
6.2. Возможность конкурсного отбора в дошкольные образовательные учреждения |
Конкурсный отбор в дошкольные образовательные учреждения запрещается
|
Нормы совпадают |
|
6.3. Размер родительской платы за содержание детей в детских садах |
Нормы отсутствуют |
Не может превышать 20 процентов стоимости содержания, а для родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей – 10 процентов стоимости содержания |
Действующий закон ухудшил ситуацию по сравнению с Законом РФ «Об образовании», где содержалась норма, аналогичная норме законопроекта ОДВ-КПРФ |
6.4. Размер компенсаций родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях |
Компенсация устанавливается: на первого ребенка – не менее 20%; на второго ребенка – 50%; на третьего ребенка – 70% родительской платы. Субъектам Российской Федерации дано право выплачивать компенсации с учетом адресности (критериинуждаемости устанавливаются законами субъектов Российской Федерации). |
Компенсация устанавливается: на первого ребенка – 40%; на второго ребенка – 70%; на третьего и последующих детей – 100% родительской платы. Федеральный бюджет участвует в софинансировании по принципу 50:50 |
Более высокий уровень компенсаций в законопроекте ОДВ – КПРФ направлен на стимулирование демографического роста и поддержку многодетных семей |
6.5. Финансирование негосударственных дошкольных учреждений |
Осуществляется по нормам установленных для государственных (муниципальных) образовательных организаций |
Осуществляется по нормам финансирования государственных (муниципальных) образовательных учреждений |
Нормы практически совпадают, но в действующем законе имеется противоречие: финансируются частные образовательные организации по аккредитованным программам, но при этом образовательные программы дошкольного образования государственной аккредитации не подлежат |
6.6. Число детей в группе детского сада |
Нормы отсутствуют |
Не более 20 |
Положение направлено, в частности, против переполнения детских садов. В настоящее время Роспотребнадзор разрешил принимать в них детей из расчёта площади 2 кв.м. на одного ребёнка. Во многих группах до 40 детей. |
7. Общее образование
|
|||
7.1. Право на общее (школьное) образование |
Общее (школьное) образование обязательно и бесплатно |
Общее (школьное) образование обязательно и бесплатно |
Закон и законопроект расширяют права, предусмотренные Конституцией, где обязательным и бесплатным признается только основное общее образование |
7.2. Запрет конкурсного отбора в школы |
Конкурсный отбор в школы (за исключением старших классов с углублённым изучением отдельных предметов, школ искусств и спортивных школ) запрещается |
Нормы совпадают |
|
7.3. Бюджетное финансирование негосударственной школы |
Осуществляется по нормам финансирования государственных (муниципальных) образовательных организаций |
Осуществляется по нормам финансирования государственных (муниципальных) образовательных учреждений |
|
7.4. Виды общеобразовательных организаций |
Нормы отсутствуют |
Устанавливаются виды общеобразовательных организаций: школы, гимназии и лицеи |
Соответствует требования педагогов и родителей, поскольку позволяет получать дополнительное финансирование на реализацию программ повышенной сложности |
7.5. Структура государственных образовательных стандартов |
Включает требования к структуре основной образовательной программы, к уровню подготовки выпускников, к условиям реализации образовательных программ |
Включает также требования к: - содержанию основной образовательной программы, освоение которого необходимо для успешного прохождения промежуточных и государственных итоговых аттестаций: - уровню подготовки выпускников, достижение которого необходимо для успешного прохождения аттестаций (в стандарте среднего общего образования также для успешного прохождения вступительных испытаний в вузы)
|
Законопроект ОДВ – КПРФ возвращает содержание образования в стандарт в качестве его центрального элемента |
7.6. Перечень обязательных учебных предметов в школе |
Нормы отсутствуют. Перечень предметов устанавливается школьным стандартом.
|
Предлагается перечень обязательных для изучения в школе предметов: - русский язык, родной язык; - литература, родная литература; - иностранный язык (иностранные языки); - математика (включая алгебру и геометрию); - информатика; - история (включая историю России и всемирную историю); - обществознание (включая основы государства и права, а на ступени среднего общего образования – краткую историю философии, основы экономики и социологии); - география; - основы естествознания (природоведение) на ступени начального общего и основного общего образования; - физика (включая астрономию); - химия; - биология; - искусство (включая музыку, изобразительное искусство и мировую художественную культуру); - технология; - физическая культура; - основы безопасности жизнедеятельности |
Проблема приобрела особую актуальность после того, как в первой версии образовательного стандарта для старшей школы обязательными были объявлены лишь четыре предмета: «Россия в мире» физкультура, ОБЖ, индивидуальный проект учащегося. Законопроект ОДВ – КПРФ делает невозможными подобные эксперименты |
7.7. Реализация принципа светского характера образования |
Фактически духовно-нравственная культура сводится к религиозной; Фактически вводится цензура религиозных организаций над преподаванием основ духовно-нравственной культуры (экспертиза и методическое сопровождение программ); предоставляется возможным частным образовательным организациям вводить религиозных компонент программ без согласия учащихся и их родителей |
Устанавливается, что все предметы (курсы, модули) не включенные в перечень обязательных предметов в школе (предыдущая позиция) могут изучаться исключительно на добровольной основе (факультативно). |
|
7.8. Ответственность за обеспечение установленных федеральными стандартами финансовых и материально-технических условий реализации основных образовательных программ |
Ответственны сами образовательные организации, в т.ч. государственные и муниципальные |
За обеспечение предусмотренных стандартами финансовых и материально-технических условий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях несут ответственность региональные правительства; в государственных и муниципальных профессиональных образовательных учреждения - их учредители |
В настоящее время в стране соответствуют «стандартным условиям» лишь несколько процентов школ. Действующий закон без значительного увеличения финансирования школы приводит к росту поборов с родителей в целях создания «стандартных» условий |
7.9. Число детей в классе |
Норма отсутствует |
Не более 20 |
Сокращение числа детей в классе приведёт к повышению качества школьного образования и позволит отказаться от массовых сокращений 200 тыс. школьных учителей, объявленных Минобрнауки (в лице экс-министра А.Фурсенко) неизбежными |
7.10. Обеспечение школьников учебной литературой |
Осуществляется за счет региональных бюджетов |
Осуществляется за счет региональных бюджетов |
|
7.11. Отбор учебной литературы и выпускающих ее издательств |
Минобрнауки вправе отбирать для школ учебники, учебные пособия, а также издательства, которым разрешено издавать учебную литературу |
Минобрнауки вправе отбирать для школ учебники и учебные пособия, но не издающие их организации |
Отбор издательств, которым разрешено издавать учебную литературу, лишён всякого смысла и представляет собой явный шаг к монополизации рынка учебных изданий. Вследствие этого он создаёт условия для коррупции |
7.12. Пребывание учащихся в группах продленного дня |
За присмотр и уход (т.е. фактически за пребывание) детей в группах продленного дня может устанавливаться родительская плата |
Плата за присмотр и уход за детьми во время пребывания их в группах продленного дня не допускается |
В связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» уже во многих школах введена плата за группы продленного дня. При этом только в Москве собрано более 70000 подписей в знак протеста против платы за группы продленного дня. |
7.13. Оплата внеурочной работы |
Нормы отсутствуют |
Не менее 10 часов внеурочной работы в неделю финансируются из соответствующих бюджетов |
Предложение ОДВ направлено на обеспечение многостороннего развития личности ребенка и в частности соответствует нормам федерального государственного стандарта для школы |
7.14. Доплата учителям за классное руководство |
Нормы отсутствуют |
Устанавливается доплата 3000 рублей в месяц |
|
7.15. Итоговая аттестация в школе, включая ЕГЭ |
По преимуществу с использованием контрольно-измерительных материалов – формализованных заданий тестоподобной формы |
Экзамены в устной или письменной форме, проводимые внешней экзаменационной комиссией желающие выпускники вправе сдавать ЕГЭ с использованием КИМОВ; тестирование может применяться для текущего контроля знаний
|
По мнению большинства независимых экспертов, ЕГЭ в тестоподобной форме препятствует развитию творческих способностей, заменяя настоящее образование «дрессировкой». Согласно опросам социологов, большая часть населения России считает возможным ЕГЭ только на добровольной основе и предпочитает традиционные формы экзаменов1.
|
7.16. Итоговые аттестации по гуманитарным предметам |
Проводятся по преимуществу с использование контрольно-измерительных материалов – заданий стандартизированной формы.
|
Проводятся посредством устных или письменных экзаменов (по литературе по выбору посредством устного экзамена или сочинения). Использование КИМОВ по гуманитарным предметам не допускается |
Среди прочего устанавливаемая законопроектом форма итоговой аттестации расширяет возможности духовно-нравственного воспитания |
8. Сельская школа
|
|||
8.1. Финансирование сельской школы |
Сельские школы и школы, отнесённые органами государственной власти субъектов РФ к малокомплектным с учетом числа учащихся и (или) удаленности их от других школ, нормативные затраты должны предусматривать в том числе затраты, не зависящие от количества учеников |
Финансирование малокомплектной сельской школы осуществляется вне зависимости от количества учащихся |
|
8.2. Гарантии оплаты труда учителя сельской школы |
Нормы отсутствуют |
Если вследствие малокомплектности сельской школы рабочее время учителя составляет менее 36 (не путать с аудиторной нагрузкой) часов в неделю, но не менее 24 часов в неделю, заработная плата указанному учителю выплачивается в размере не ниже размера ставки педагогического работника соответствующей категории. |
|
8.3. Нефинансовые гарантии сохранения сельской школы |
Ликвидация сельских школ невозможна без учета мнения жителей соответствующего поселения
|
Без согласия сельского схода запрещается не только ликвидация, но и реорганизация сельской школы |
По данным Росстата, количество сельских школ в России составляло: 1995-1996 – 47800; 2000-2001 – 45400; 2005-2006 – 40700; 2010-2011 – 30600; 2014-2015 - 26100 Таким образом, за последние 20 лет количество сельских школ сократилось почти в два раза. Это не только нарушает право ребёнка на образование на селе, но и представляет собой угрозу национальной безопасности, создавая огромные пустующие территории при перенаселённых пограничных государствах.
|
8.4. Территориальная доступность сельской школы |
Нормы отсутствуют |
Не допускается закрытие или реорганизация сельской школы, если это приведет к тому, что расстояние от места жительства учащегося до школы составит более двух километров |
|
8.5. Коммунальные льготы для сельских педагогов |
Размер, условия, порядок возмещения расходов на коммунальные льготы учителей устанавливают субъектами РФ. Расходы, как правило, возмещаются только в пределах социальной нормы жилья. Прямые гарантии сохранения льгот отсутствуют. |
Предусматривается сохранение в полном объеме коммунальных льгот, установленных законом «Об образовании» 1992 г., включая бесплатное жилье, электроэнергию и отопление |
|
9. Профессиональное образование
|
|||
9.1. Право на среднее профессиональное образование (СПО) |
СПО общедоступно и бесплатно, за исключением случаев, когда требуется наличие у поступающих особых творческих способностей, физических и психологических качеств. Если на отдельные особо престижные специальности число поданных заявлений превышает число бюджетных мест, то проводится конкурс. |
Нормы совпадают |
Конституция предусматривает общедоступность и бесплатность СПО |
9.2. Государственные задания на подготовку специалистов и рабочих высшей квалификации |
Нормы отсутствуют |
Утверждаются трехсторонней комиссией (государство, объединения работодателей, профсоюзы) |
Отсутствие норм, позволяет властям субъектов Российской Федерации произвольно занижать задания или вовсе не устанавливать задания по популярным направлениям подготовки. Фактически конституционная норма о бесплатности и общедоступности среднего профессионального образования таким образом в отношении ряда профессий не исполняется. Дети из малообеспеченных семей фактически лишаются возможности получить престижную профессию. |
9.3. Число учащихся в группе |
Нормы отсутствуют |
Не более 25 |
|
9.4. Доплата за кураторство групп |
Нормы отсутствуют. |
Устанавливается в размере 3000 рублей в месяц |
|
10. Высшее образование
|
|||
10.1. Право на высшее образование |
Высшее образование бесплатно на конкурсной основе |
Высшее образование бесплатно на конкурсной основе |
Оба законопроекта в этой части соответствуют Конституции РФ |
10.2. Право на второе высшее образование |
Только за плату |
На конкурсной основе неоднократно |
|
10.3. Прием в высшие учебные заведения |
Конкурс проводится по результатам ЕГЭ за исключением иностранных граждан и лиц со средним профессиональным образованием, которые поступают в вузы по результатам вступительных испытаний |
Конкурс проводится по результатам вступительных испытаний, по желанию абитуриента в качестве результатов вступительных испытаний засчитываются результаты ЕГЭ |
|
10.4. Дополнительные гарантии получения высшего образования отдельными категориями граждан (льготы) |
Большинство существовавших ранее льгот ликвидированы и заменены возможностью учиться на подготовительных отделениях. В пределах квоты, которая устанавливается вузом и не может быть менее 10 процентов, льготы сохраняются только для детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболеваний, полученных в период прохождения службы, ветеранам боевых действий |
При успешном прохождении вступительных испытаний право на внеконкурсное поступление для освоения программ бакалавриата и специалитета имеют: 1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, а также инвалиды III группы вследствие военной травмы или заболевания, полученного при прохождении военной службы, и инвалиды III группы с детства; 3) граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; 4) ветераны боевых действий.
Минобрнауки предоставляется право устанавливать квоты для абитуриентов-льготников в МГУ и СПбГУ, а также в другие вузы по отдельным специальностям |
|
10.5. Бюджетное финансирование негосударственных высших учебных заведений |
Предполагается осуществлять исключительно на основе государственных заданий |
Аккредитованные негосударственные высшие учебные заведения финансируются на основе государственных заданий |
|
10.6. Основные виды высших учебных заведений |
Нормы отсутствуют. |
Институт, академия, университет
|
|
10.7. Университеты с особым статусом |
Деятельность и статус МГУ и СПбГУ регулируются особым законом. |
МГУ и СПбГУ имеют особый статус. Федеральным законом особый статус может быть придан также другим вузам, имеющим особую общероссийскую значимость. |
|
10.8. Отношение к Болонскому процессу и двухуровневой системе высшего образования |
Принудительный перевод большинства вузов на программы бакалавриата. Сокращение для большинства студентов сроков обучения на один год, а количества занятий по профильным предметам – до 40% .
|
Добровольность участия в Болонском процессе; право выбора между программами бакалавриата и «специалитета» сохраняется за вузами, а траектории обучения – за студентами: после бакалавриата можно перейти на «специалитет» или в магистратуру, после «специалитета» – в магистратуру без дополнительного конкурса |
Действующий закон для большинства студентов ограничивает доступ к высшему образованию второй ступени, что приведёт к понижению качества высшего образования |
10.9. Ликвидация и реорганизация федеральных вузов |
По решению учредителя (Минобрнауки, других министерств) |
Только с согласия Государственной Думы |
|
10.10. Выборы ректоров государственных и муниципальных вузов |
Требуется предварительная аттестация кандидатов на должность ректора. Устав вуза может предусматривать назначение ректора учредителем вместо избрания коллективом. Ректоры МГУ и СпбГУ и федеральных университетов назначаются Президентом без избрания коллективом вуза. |
Ректор любого государственного и муниципального высшего учебного заведения избирается общим собранием коллектива, без всякой предварительной аттестации. В случае неутверждения его учредителем проводятся новые выборы. Если тот же кандидат набрал не менее 2/3 голосов участников общего собрания (конференции) вуза, он назначается учредителем в обязательном порядке. |
Законопроект ОДВ-КПРФ восстанавливает демократические процедуры управления вузом |
10.11. Транспортное обеспечение студентов вузов |
Нормы отсутствуют |
Студентам, получающим высшее образование в очной форме обучения за счет средств федерального бюджета, предоставляется право на бесплатный проезд железнодорожным транспортом один раз в год туда и обратно в целях отдыха и лечения. Иногородним студентам, получающим высшее образование в очной форме обучения за счет средств федерального бюджета, предоставляется право на бесплатный проезд к месту постоянного жительства один раз в год туда и обратно железнодорожным транспортом, при отсутствии железнодорожного сообщения - автобусным транспортом, а студентам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Сибири и на Дальнем Востоке, - авиационным транспортом. |
|
10.12. Академические свободы студентов вузов |
Нормы отсутствуют |
Свободное посещение лекционных занятий |
|
11. Дополнительное образование
|
|||
11.1. Право детей на дополнительное образование |
В полномочиях субъектов Российской Федерации предусматривается обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях по нормативам, устанавливаемым субъектами Российской Федерации |
Детям гарантируется дополнительное образование на бесплатной основе. При этом не менее 50 процентов детей должны получать дополнительное образование за счет федерального бюджета
|
В действующем законе реальность гарантий предоставления детям дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях зависит от возможностей бюджета субъекта Российской Федерации |
11.2. Право на дополнительное профессиональное образование |
Право на дополнительное профессиональное образование имеют только лица, имеющие или получающие среднее профессиональное или высшее образование. |
Право на дополнительное профессиональное образование имеют лица, имеющие среднее общее образование, среднее профессиональное образование или высшее образование |
Нормы законопроекта ОДВ соответствуют положениям Указа Президента РФ от 07.05.12 № 599 |
11.3. Статус учреждений дополнительного образования |
Конкретные нормы отсутствуют |
Устанавливается равное положение учреждений дополнительного образования по сравнению со школами и профессиональными учебными заведениями в отношении бюджетного финансирования, налогов, аренды и других условий |
В настоящее время учреждения и педагоги дополнительного образования даже в рамках самой образовательной системы имеют наиболее низкий статус, уровень оплаты труда и социальные гарантии. Законопроект направлен на выравнивание их статуса с другими образовательными учреждениями и педагогами |
11.4. Статус педагогов дополнительного образования |
Конкретные нормы отсутствуют |
Устанавливается равное положение работников дополнительного образования с другими педагогами в отношении уровня оплаты труда и социальных гарантий. |
|
11.5. Права общественных объединений просветительского характера |
Нормы отсутствуют |
Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность в части реализации ими дополнительных образовательных программ и (или) просветительской деятельности |
|
11.6. Право педагогов дополнительного образования на досрочную пенсию |
Организации дополнительного образования детей упоминаются только применительно к детским школам искусств |
Законопроект устанавливает тип образовательной организации – организация дополнительного образования детей |
Действующий Закон лишает значительную часть педагогов дополнительного образования права на досрочную пенсию, поскольку такое право имеют лишь педагогические работники организаций для детей |
11.7. Статус концертмейстеров |
Нормы отсутствуют |
Являются педагогическими работниками образовательных организаций для детей со всеми правами и социальными гарантиями последних, включая право на досрочную пенсию |
|
12. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
|||
12.1. Государственная поддержка образования лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Гарантируется создание специальных образовательных условий, обеспечение бесплатно или на льготных условиях питанием, учебниками и иной учебной литературой, услугами сурдопереводчиков |
Дополнительно гарантируются повышенные нормативы финансирования на всех уровнях образования |
В Законе отсутствуют повышенные нормативы финансирования (в нормативы финансирования включается только создание специальных условий, но не повышенная зарплата педагогов и педагогов-дефектологов).
|
12.2. Социальная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях интернатного типа |
В специальных интернатах дети с ограниченными возможностями здоровья находятся на условиях полного государственного обеспечения |
В специальных интернатах дети с ограниченными возможностями здоровья находятся на условиях полного государственного обеспечения |
Зафиксирована важная социальная гарантия с учетом практики расширения платных образовательных услуг в некоторых регионах, а также ФЗ № 83 от 08.05.2010, предполагающего дальнейшую коммерциализацию образования |
12.3. Обеспечение питанием учащихся с ограниченными возможностями здоровья, не находящихся на полном государственном обеспечении |
Обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием |
Обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием |
Нормы совпадают |
12.4. Развитие интегрированного (инклюзивного) образования |
Предусматривает параллельное существование коррекционных образовательных учреждений и интегрированного образования. |
Предусматривает параллельное существование коррекционных образовательных учреждений и интегрированного образования. Право выбора образовательного учреждения предоставляется родителям или совершеннолетнему гражданину |
В обоих случаях норма соответствует интересам прав человека, международной практике и закрепляющим ее документам, но в действующем законе отсутствует прямоустановленное право выбора между инклюзией и коррекционными учреждениями. |
12.5. Гарантии сохранения коррекционных образовательных организаций |
Решение о ликвидации принимает учредитель с учетом т.н. рисков |
ликвидация и (или) реорганизация коррекционного общеобразовательного учреждения допускается только с согласия родителей учащихся, выраженного их общим собранием |
|
12.6. Стипендиальное обеспечение студентов -инвалидов |
Студентам – инвалидам в обязательном порядке выплачивается социальная стипендия |
Социальная стипендия студентов ссузов и вузов – инвалидов 1 и 2 группы повышается на 50 процентов (полтора прожиточных минимума трудоспособного населения). |
|
12.7. Льготы при поступлении в магистратуру |
Нормы отсутствуют |
Льготы предоставляются инвалидам I и II групп, а также инвалидам с детства и инвалидам боевых действий
|
Нормы законопроекта ОДВ – КПРФ направлены на обеспечение инвалидам возможности получения полноценного высшего образования |
13. Управление в сфере образования
|
|||
13.1. Срок действия лицензии на право ведения образовательной деятельности |
Бессрочно |
Бессрочно |
В обоих случаях бессрочный характер выдачи лицензии компенсируется усилением контроля за образовательными учреждениями |
13.2. Срок действия свидетельства об аккредитации |
6 лет по профессиональным образовательным программам; 12 лет – по остальным образовательным программам |
8 лет по профессиональным образовательным программам; 15 лет – по общеобразовательным программам |
В отношении добросовестно работающих образовательных учреждений законопроект сокращает число обязательных бюрократических процедур |
13.3. Процедура аккредитации |
Для профессиональных образовательных программ проводится по укрупнённым группам специальностей |
По каждой программе проводится отдельно |
Введение укрупненных групп специальностей привело к тому, что отказ в аккредитации по одной программе из группы будет означать отказ в аккредитации в отношении всех программ, входящих в группу. При лишении аккредитации по одной программе из группы образовательная организация лишается аккредитации по всем программам этой группы |
13.4. Обязательность прохождения процедуры государственной аккредитации |
Любая основная образовательная программ считается аккредитованной только после успешного прохождения аккредитационной процедуры |
Высшие учебные заведения, которым предоставлено право работать по собственным образовательным стандартам (МГУ, СпбГУ, федеральные и национальные исследовательские университеты, а также иные вузы по перечню, утверждаемому Президентом РФ), считаются аккредитованными по всем реализуемым ими профессиональным образовательным программам без прохождения процедуры аккредитации |
Предоставление права работать по собственным стандартам означает признание государством высокого качества образования в данных вузах, своеобразную презумпцию качества образования. |
13.5. Защита образовательной организации от вмешательства учредителя и бюрократических процедур (включая излишнюю отчетность) |
Вмешательство учредителя в организацию образовательного процесса в образовательной организации не допускается. |
Вмешательство учредителя в организацию образовательного процесса в образовательной организации не допускается. Учредитель вправе запрашивать у образовательной организации только ту информацию, касающуюся образовательной деятельности, которая предусмотрена уставом образовательной организации, либо необходима в процессе контроля и надзора, проводимых в соответствии с законом. За незаконное вмешательство в деятельность образовательной организации учредитель и его должностные лица, а также иные лица несут ответственность, предусмотренную законом.». |
Из 108 позиций полностью совпадают 14, частично совпадают 10, существенно отличаются 46, по 38 позициям в действующем Законе нормы отсутствуют.
1 По данным всероссийского социологического опроса Фонда Общественное Мнение (июль 2008 г.), 54% опрошенных считают, что у выпускников должно быть право выбора: сдавать экзамены в форме ЕГЭ или по прежней системе. Среди людей с высшим образованием эту точку зрения поддержали 70%.
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Но жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе (Н.А.Некрасов)
Анатолий Вассерман: придя к власти, я устраню тоталитарную секту: http://x-true.info/40085-anatoliy-vasserman-pridya-k-vlasti-ya-ustranyu-totalitarnuyu-sektu.html
Для 264016. Очередная рекламная акция КПРФ. Бесполезно обсуждать. Нет перспективы для ее реализации. Много популизма, мало конкретики.
А мне понравиться, что наконец-то образование выведут из сферы услуг! Учитель не должен оказывать услуги населению, так как в сфере услуг клиент всегда прав! Учитель УЧИТ! Формирует образ человека.
Если обучение – бюджетное и моя зарплата не зависит от оценок, которые я ставлю, то встретимся на экзамене и подискутируем. При платном обучении хождение на занятия вынуждает студента хоть что-то новое узнать, а препода за это поставить ему положительную оценку. Не видел ни одного «платника», который бы что-то вразумительное на экзамене прочирикал, находясь в полном отсутствии присутствия. С точки зрения экономии усилий препода – а ходите все вы синим пламенем – трояк поставлю.
Обсуждение это таблицы - дело бредовое в любом случае . Кроме лозунгов с "броневичка" нет ничего. КПРФ далека от реальной жизни общества ещё больше, чем ЕР.
Если не секрет, почему Вас так не устраивает "свободное посещение лекционных занятий"?
Лев Ландау, например, тоже их не посещал, однако много и успешно занимался самостоятельно. Принуждённый присутствовать, всё равно делать там ничего путного не будет, а штаны и стул - жалко. Вообще, с моей скромной точки зрения, любое принуждение к тому занятию, которое ты выбрал сам, свидетельствует о неправильном выборе; плохой организации самого процесса, недоверии его участников друг другу.
Отсутствуют колонка "Цена вопроса, источник финансирования" и последняя строка "Итого". Посему обсуждение этой таблицы - дело совершенно бессмысленное.
"Свободное посещение лекционных занятий" - совершенно бредовое предложение.