Уроки нашей жизни. Как живёт школа в глубинке?

Аргументы и факты
Уроки нашей жизни. Как живёт школа в глубинке?

На чём приходится экономить и тому ли учит сегодня школа, рассуждает Сергей Погодин, директор школы № 4 г. Нелидово Тверской области.Юлия Борта, «АиФ»: Сергей Валерьевич, в Смоленске депутаты сэкономили 75 млн бюджетных рублей, отняв у детей бесплатные завтраки. Во многих школах вместо уборщиц полы в классах моют ученики. В регионах совсем нет денег на нужды школ?Сергей Погодин: Ну, у нас бесплатные завтраки для учащихся начальных классов, к счастью, сохранились, и убираются последние лет десять только уборщицы. 

А вот с закупками стало сложнее. Например, та же бумага стоила 170 руб. за пачку, теперь - 230. А финансирование учебных расходов осталось на том же уровне. 

Самая большая проблема - обслуживание и ремонт зданий. За это должен отвечать муниципалитет. Они стараются в меру своих сил, но сил этих немного. В этом году перед началом занятий школу мы просто вымыли, в следующем, похоже, будет то же самое. 

На территории начальной школы асфальт разбитый, крыша течёт, туалеты оставляют желать лучшего, по беговым дорожкам на школьном стадионе бегать уже невозможно, а ведь нас ждёт сдача норм ГТО. Нас вынудили выложить 500 тысяч на рамки металлоискателя и глушилки сотовой связи (почему это должна покупать школа из своих учебных расходов вместо книг, парт и прочего, мне непонятно), а 40 тысяч на балетные станки в танцевальный зал нам не найти. Или вот ввели третий час физкультуры. Я сам как спортсмен это приветствую. 

Вот только чтобы этот третий час реализовать, мы порой вынуждены загонять по два, а иногда и по три класса в маленький спортзальчик. О каком спорте и здоровье детей в таких условиях можно говорить?  - «АиФ» много раз писал о том, как местные власти бездумно закрывают сельские школы... - Этот этап в нашем районе прошёл лет 8 назад. Тут ситуация двоякая. С одной стороны, деревни, в которых закрыли школы, теперь практически пустуют. 

С другой - все понимают, что работы в деревне нет, и родители с деть­ми сами стараются уехать в город. Но если в деревне есть хорошая, пусть и небольшая школа, то её обязательно надо сохранить и финансировать по-особому. - Вводя ЕГЭ, говорили, что одна из главных целей - уравнять доступ к высшему образованию детей из глубинки. Уравняли? ЕГЭ отменят? Госэкзамен предлагают оставить только для поступающих в вузы - Если честно, то равных условий нет. Да их и не может быть. 

Возможностей у детей из больших городов намного больше, чем у сельских. Уровень учителей разный (я и сам ощущаю нехватку знаний). Значит, и подготовку учителя дают разную. А лично меня очень настораживает такой факт: раньше после 9-го класса уходило около 20% детей, а сейчас - все 70%. 

С одной стороны, дети боятся ЕГЭ, с другой - многие директора стараются оставить в 10-м классе лишь тех, кто хорошо сдаст ЕГЭ, - чтобы не портить статистику школы. Что было главным в советской школе? Не только знания дать, но и вырастить честного, здорового советского человека. Грубо говоря, нянчились со всеми - и с отличниками, и с двоечниками. Может, именно поэтому многие и говорят, что советское образование было очень хорошим. 

Что касается поступлений, то дети из нашей школы как поступали в вузы, так и поступают - ни всплеска, ни падений мы не видим.    - Главный по правам ребёнка в России Павел Астахов недавно заявил, что ОБЖ в школе плохо преподаётся, иначе не сгорели бы заживо 8 подростков в Ханты-Мансийске: мол, надо добавить практики. Депутаты настаивают на введении уроков финансовой грамотности... Спасатели нашли 8 тел подростков под завалами сгоревшей бани в ХМАО - Добавить можно, но за счёт чего? Выкидываем, к примеру, производные и логарифмы из математики и добавляем уроки финансовой грамотности. 

Может, школа и правда сегодня учит не тому? У меня вот есть совсем шальная мысль: сделать в школах два направления - условно лицеистское и производ­ственное. Ведь кому-то ЕГЭ на самом деле не нужен. И гораздо лучше, если такой ученик уже в школе разные профессии осваивать будет. Может, он с удовольствием пилил бы целыми днями и вырос замечательным плотником, а мы его математикой грузим. 

Вот он и бежит из школы. А другой бы и рад математикой побольше позаниматься, но учителю некогда - он будущему плотнику пытается про синус втолковать. - Минздрав вывел врачей за штат образовательных организаций. Чиновники уверяют, что медики всегда сумеют вовремя среагировать и приедут на вызов.  Хогвартс в глубинке: в Марий Эл бизнесмен превратил среднюю школу в замок - Я уже год бьюсь, пытаясь решить эту проблему. По закону школа отвечает за жизнь и здоровье детей. 

Но как ей отвечать, если медика нет? У нас фельдшер приходит на два-три часа. А случись что, «скорую» вызываем. Недавно на уроке биологии девочка потеряла сознание - пульс не прощупывался, дыхания почти не было. Пока ехала «скорая» (это время нам показалось вечностью!), учитель биологии в меру своих знаний пыталась оказать первую помощь. 

В этот раз врачи успели. В другой раз ребёнка спасла уборщица - по образованию химик. Очень боюсь, что третьего счастливого раза может не быть. Но главврачу нашего ЦРБ всё нипочём: мол, фельдшер в школе сидеть не может, потому что на вызовы некому ходить. И вообще, неотложная помощь, по её словам, якобы не входит в обязанности школьного фельд­шера. 

То есть, если, не дай бог, ребёнок сломает руку, медик просто будет стоять и смотреть? А кто спасёт ребёнка в школе? И зачем мы гонимся за результатами ГИА и ЕГЭ? Нам что важнее: количество баллов в аттестате или чтобы дети росли счастливыми и были здоровы? Кстати В Забайкальском крае учителя бастуют, чтобы получить зарплату. Министр образования Д. Ливанов возмутился: «Мы обращаем внимание руко­водства региона на недопустимость таких задержек». - Сколько получают учителя в регионе? - Молодой специалист, работая на 1,5 ставки вместе с классным руководством, заведованием кабинетом и доплатой как молодому специалисту по тарификации получает 17 000 руб. Учитель со званиями, с выс­шей категорией, имеющий две ставки уроков и ставку внеклассной работы (т. 

е. проводящий в школе по 12 часов в день да ещё и выходные), - около 40 000. - А работать есть кому? В Москве, например, вакансий в школах нет уже давно.- Вакансий и у нас нет. Хочешь не хочешь, а на 1 сентября обязан все вакансии закрыть. Отсюда и качество преподавания, и результаты. 

В этом году сбежали трое молодых специалистов. Уехали в большие города. Там и зарплаты выше, и возможностей для роста больше. Я бы принял на работу и математика, и учителя иностранного языка, но где их взять? Спасибо, физик с химиком да биолог в свои 65 ещё в строю.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.