Уроки нашей жизни. Как живёт школа в глубинке?

Аргументы и факты
Уроки нашей жизни. Как живёт школа в глубинке?

На чём приходится экономить и тому ли учит сегодня школа, рассуждает Сергей Погодин, директор школы № 4 г. Нелидово Тверской области.Юлия Борта, «АиФ»: Сергей Валерьевич, в Смоленске депутаты сэкономили 75 млн бюджетных рублей, отняв у детей бесплатные завтраки. Во многих школах вместо уборщиц полы в классах моют ученики. В регионах совсем нет денег на нужды школ?Сергей Погодин: Ну, у нас бесплатные завтраки для учащихся начальных классов, к счастью, сохранились, и убираются последние лет десять только уборщицы. 

А вот с закупками стало сложнее. Например, та же бумага стоила 170 руб. за пачку, теперь - 230. А финансирование учебных расходов осталось на том же уровне. 

Самая большая проблема - обслуживание и ремонт зданий. За это должен отвечать муниципалитет. Они стараются в меру своих сил, но сил этих немного. В этом году перед началом занятий школу мы просто вымыли, в следующем, похоже, будет то же самое. 

На территории начальной школы асфальт разбитый, крыша течёт, туалеты оставляют желать лучшего, по беговым дорожкам на школьном стадионе бегать уже невозможно, а ведь нас ждёт сдача норм ГТО. Нас вынудили выложить 500 тысяч на рамки металлоискателя и глушилки сотовой связи (почему это должна покупать школа из своих учебных расходов вместо книг, парт и прочего, мне непонятно), а 40 тысяч на балетные станки в танцевальный зал нам не найти. Или вот ввели третий час физкультуры. Я сам как спортсмен это приветствую. 

Вот только чтобы этот третий час реализовать, мы порой вынуждены загонять по два, а иногда и по три класса в маленький спортзальчик. О каком спорте и здоровье детей в таких условиях можно говорить?  - «АиФ» много раз писал о том, как местные власти бездумно закрывают сельские школы... - Этот этап в нашем районе прошёл лет 8 назад. Тут ситуация двоякая. С одной стороны, деревни, в которых закрыли школы, теперь практически пустуют. 

С другой - все понимают, что работы в деревне нет, и родители с деть­ми сами стараются уехать в город. Но если в деревне есть хорошая, пусть и небольшая школа, то её обязательно надо сохранить и финансировать по-особому. - Вводя ЕГЭ, говорили, что одна из главных целей - уравнять доступ к высшему образованию детей из глубинки. Уравняли? ЕГЭ отменят? Госэкзамен предлагают оставить только для поступающих в вузы - Если честно, то равных условий нет. Да их и не может быть. 

Возможностей у детей из больших городов намного больше, чем у сельских. Уровень учителей разный (я и сам ощущаю нехватку знаний). Значит, и подготовку учителя дают разную. А лично меня очень настораживает такой факт: раньше после 9-го класса уходило около 20% детей, а сейчас - все 70%. 

С одной стороны, дети боятся ЕГЭ, с другой - многие директора стараются оставить в 10-м классе лишь тех, кто хорошо сдаст ЕГЭ, - чтобы не портить статистику школы. Что было главным в советской школе? Не только знания дать, но и вырастить честного, здорового советского человека. Грубо говоря, нянчились со всеми - и с отличниками, и с двоечниками. Может, именно поэтому многие и говорят, что советское образование было очень хорошим. 

Что касается поступлений, то дети из нашей школы как поступали в вузы, так и поступают - ни всплеска, ни падений мы не видим.    - Главный по правам ребёнка в России Павел Астахов недавно заявил, что ОБЖ в школе плохо преподаётся, иначе не сгорели бы заживо 8 подростков в Ханты-Мансийске: мол, надо добавить практики. Депутаты настаивают на введении уроков финансовой грамотности... Спасатели нашли 8 тел подростков под завалами сгоревшей бани в ХМАО - Добавить можно, но за счёт чего? Выкидываем, к примеру, производные и логарифмы из математики и добавляем уроки финансовой грамотности. 

Может, школа и правда сегодня учит не тому? У меня вот есть совсем шальная мысль: сделать в школах два направления - условно лицеистское и производ­ственное. Ведь кому-то ЕГЭ на самом деле не нужен. И гораздо лучше, если такой ученик уже в школе разные профессии осваивать будет. Может, он с удовольствием пилил бы целыми днями и вырос замечательным плотником, а мы его математикой грузим. 

Вот он и бежит из школы. А другой бы и рад математикой побольше позаниматься, но учителю некогда - он будущему плотнику пытается про синус втолковать. - Минздрав вывел врачей за штат образовательных организаций. Чиновники уверяют, что медики всегда сумеют вовремя среагировать и приедут на вызов.  Хогвартс в глубинке: в Марий Эл бизнесмен превратил среднюю школу в замок - Я уже год бьюсь, пытаясь решить эту проблему. По закону школа отвечает за жизнь и здоровье детей. 

Но как ей отвечать, если медика нет? У нас фельдшер приходит на два-три часа. А случись что, «скорую» вызываем. Недавно на уроке биологии девочка потеряла сознание - пульс не прощупывался, дыхания почти не было. Пока ехала «скорая» (это время нам показалось вечностью!), учитель биологии в меру своих знаний пыталась оказать первую помощь. 

В этот раз врачи успели. В другой раз ребёнка спасла уборщица - по образованию химик. Очень боюсь, что третьего счастливого раза может не быть. Но главврачу нашего ЦРБ всё нипочём: мол, фельдшер в школе сидеть не может, потому что на вызовы некому ходить. И вообще, неотложная помощь, по её словам, якобы не входит в обязанности школьного фельд­шера. 

То есть, если, не дай бог, ребёнок сломает руку, медик просто будет стоять и смотреть? А кто спасёт ребёнка в школе? И зачем мы гонимся за результатами ГИА и ЕГЭ? Нам что важнее: количество баллов в аттестате или чтобы дети росли счастливыми и были здоровы? Кстати В Забайкальском крае учителя бастуют, чтобы получить зарплату. Министр образования Д. Ливанов возмутился: «Мы обращаем внимание руко­водства региона на недопустимость таких задержек». - Сколько получают учителя в регионе? - Молодой специалист, работая на 1,5 ставки вместе с классным руководством, заведованием кабинетом и доплатой как молодому специалисту по тарификации получает 17 000 руб. Учитель со званиями, с выс­шей категорией, имеющий две ставки уроков и ставку внеклассной работы (т. 

е. проводящий в школе по 12 часов в день да ещё и выходные), - около 40 000. - А работать есть кому? В Москве, например, вакансий в школах нет уже давно.- Вакансий и у нас нет. Хочешь не хочешь, а на 1 сентября обязан все вакансии закрыть. Отсюда и качество преподавания, и результаты. 

В этом году сбежали трое молодых специалистов. Уехали в большие города. Там и зарплаты выше, и возможностей для роста больше. Я бы принял на работу и математика, и учителя иностранного языка, но где их взять? Спасибо, физик с химиком да биолог в свои 65 ещё в строю.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Хотите узнавать первыми обо всех изменениях, касающихся
жизни учителей? Подписывайтесь на наш инстаграм ЗДЕСЬ

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии
Светлана

Я читала и ревела, и сказать-то боишься: с трибун одно, а на самом деле совсем другое! Ведь на самом деле все так и происходит! Сколько же это будет продолжаться?

01 февраля 2016, 12:57
Геннадий

Если г.Нелидово - глубинка, то что тогда говорить о нашем г.Белом, это от Нелидово 50 км, Марианская впадина??????????????

21 декабря 2015, 01:00
Марина

Статья грустная. Но есть очень даже неплохая мысль насчёт двух направлений в школе: лицеистского и производственного. Я полностью поддерживаю эту мысль. Насчёт отсутствия медиков в школе - это просто безобразие, тем более, что и в посёлке медиков тоже нет. Насчёт ремонта школы: а нельзя своими силами что-то сделать? Есть же в этом населённом пункте какие-нибудь специалисты? Уж площадку-то спортивную для своих детей всяко можно бы было отремонтировать своими силами (я имею в виду жителей посёлка и в первую очередь родителей учеников, а также самих учеников).

21 декабря 2015, 01:00
Пользователь

http://topwar.ru/88234-kuda-shagaet-obrazovanie-rossiyskie-zakonodateli-predlagayut-zamenit-ili-uluchshit-ege-testami-na-iq.html

21 декабря 2015, 01:00
Пользователь

Не верю. Или информация, полученная от директора школы подверглась жесточайшей журналистской цензуре, или это просто журналистский треп на тему. Обойдены все вопросы, которые могут вызвать возражения учителей. Неудобные темы прилизаны. Четко обозначены те, на кого хочется вызвать "гневную реакцию масс". Однако автор ни кого не обвиняет. Он, как сторонний наблюдатель, только фиксирует, отбирает информацию и слегка напоминает о проблеме. Спасибо. Но мы и сами прекрасно знаем как и почему нам так здорово живется. А читатель, не связанный со школой, ничего не поймет.

21 декабря 2015, 01:00
Надежда

Какая до боли знакомая картина. С разницей в том, что у нас директор школы не получает 30000 рублей, не говоря об учителях. К тому же кроме образования, а иногда чуть ли не вместо него приходится заниматься ремонтом школьного автобуса, школьной котельной и т.п. А недавно умерла учительница русского языка. Ей было 62 года. Теперь к нам ничем учителя не заманишь. Вот вам и ЕГЭ. Другой учительнице русского языка 69 лет. Пока в строю. Молюсь за неё ежедневно.С финансированием край!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Перегорела в проекторе лампа. А она как новый проектор стоит. А нам на автобус новый аккумулятор надо. Вывод один-увольняться, не доработав до пенсии.

21 декабря 2015, 01:00
Пользователь

Да устали учителя за копеечную зарплату школу ремонтировать, сколько можно свои деньги в ремонт вкладывать?! Зарплаты на все не хватит!!! Кушать-то хочется!!! Привыкли на учителях выезжать. Двоечник не сдал ЕГЭ - учитель виноват, значит, надо его на экзамен отправить. Только учитель в него свои мозги не вставит! Когда же будут родители виноваты???

21 декабря 2015, 01:00