Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
"Российская газета" публикует приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к изучению в обычных и коррекционных школах в 2012/13 учебном году.
Что такое хороший учебник и какие шансы у него попасть в классы? Какие издательства имеют сегодня право выпускать учебную литературу? Сколько денег страна тратит на учебники для школы? Напомним: перечень - документ ежегодный. Минобрнауки выпускает его заранее, на год вперед, чтобы педагоги смогли изучить списки и спокойно выбрать нужные учебники. Причем, вот уже седьмой год в перечни попадают только учебники, прошедшие строжайшую двойную экспертизу: у специалистов Российской академии наук и у экспертов Российской академии образования.
Всего списков учебников, по которым нужно учить детей - четыре: рекомендованные и допущенные для обычных школ и рекомендованные и допущенные - для школ коррекционных. Учебники для обычных школ - основной объем перечней. Их много, и с каждым годом становится больше. Так, в 2010/11 учебном году школам предлагалось 1470 учебников, в прошлом - уже 1771. Нынешний же перечень размерами просто пугает: в нем 2499 книги! Зачем и откуда столько?
- Министерство не ограничивает количество учебников, - объясняет замдиректора департамента общего образования минобрнауки Светлана Тетерина. - А в нынешний перечень включены и 846 учебников для основной школы (5-9-е классы), сделанных уже под новые Федеральные государственные стандарты общего образования.
Здесь, с одной стороны, разгадка "пухлости" перечня, а с другой стороны - причина путаницы в нем. Приняты и вступили в силу новые стандарты для основной школы. Переходят на них не сразу. И сейчас в ходу два основных документа, которые на равных регулируют реализацию образовательных программ: Федеральный компонент госстандарта общего образования 2004 года и Федеральный государственный образовательный стандарт.
Это два разных документ, соответственно, и учебники разные. В перечне они разделены. Такая ситуация, по словам Тетериной, сохранится, пока идет поэтапный переход на новые стандарты. По каким учебникам из федерального перечня учить детей, определяет сама школа и учитель с учетом особенностей школы. К слову, если подсчитать, то получится не так уж и страшно - около 8 учебников в среднем на предмет в каждом классе.
Многим непонятно деление на "рекомендованные" и "допущенные" учебники. Здесь все проще. Учебники из перечня рекомендованных входят в завершенную предметную линию.
Допустим, издательство выпустило учебники по конкретному предмету для всех классов одной ступени. Например, "Русский язык" под редакцией Панова для 5-9 классов. Все учебники такой линии по результатам экспертизы включаются в перечень рекомендованных. А если это единичный учебник или линия не завершена, то учебник включается в перечень допущенных.
В министерстве отмечают, что к ним не поступали жалобы на избыточный "вес" списка учебников. Как правило, учителя выбирают себе какую-то линейку изданий и пользуются ею из года в год.
- Я работаю по линейке Данилова и Косулиной, - говорит учитель истории московской школы N 1073 Инга Амосова. - Учебники переизданы с 6 по 9 класс. Они соответствуют федеральному компоненту, по ним удобно работать, есть электронные пособия. Каждый год мы получаем бланк заказа и каждый преподаватель выбирает, какие учебники из перечня ему нужны. Хотя большинство учебников по сути одинаковые, разница - в методической обработке. Для меня, например, важно, чтобы было грамотное соотношение содержательной части и заданий. Очень здорово, когда есть и приложение с историческими документами, которые помогают более глубоко проработать тему.
Возможно, и правда только дилетанту страшно смотреть на список учебников в 2,5 тысячи наименований. Учителя-то - люди в теме, знают, что им нужно. А вот родителям, которые захотят изучить перечень, возможно, придется сложновато. Между прочим, не так легко с нынешним перечнем справились и в экспертной комиссии РАН. Шутка ли: только по истории в перечне в общей сложности более 140 учебников - и это только для основной школы. По словам члена комиссии, начальника отдела по интеграции науки и образования РАН Сергея Сидоренко, количество учебников в перечне в этом году увеличилось еще и потому, что издательства получили сигнал из министерства: приоритетом для учебного процесса и, соответственно, для закупки будут книги, входящие в "линейку".
- И если раньше издательство выпускало, допустим, только учебники по русскому языку, математике и географии, то теперь оно нашло авторов и сделало линейку учебников по всем предметам, - поясняет Сидоренко. - Вот и имеем в перечне аж 27 учебников по физкультуре для начальной школы. Выбирай - не хочу. Хотя в принципе такая тенденция не так уж и плоха.
Несмотря на то что экспертиза учебников работает уже далеко не первый год и многие издания проходят ее вовсе не впервые, до сих пор встречаются обидные "ляпы" в учебниках. Приходится отправлять на доработку. В этот раз "развернули" примерно 40 процентов книг.
- Принесли хороший учебник по физике, мы его знаем, он не первый раз у нас, а там масса атома указана неправильно. Минус в степени забыли. И так во всей книжке, - сокрушается Сидоренко. - Техническая ошибка, но очень обидная. Такие мелочи случаются часто. Отчасти поэтому я - за проверку и экспертизу не только оригинал-макетов, как сейчас, до печати, но и уже после издания учебника.
Получается, в том, что перечень "распух", виноваты не только новые стандарты образования, но еще и сами издательства. Рынок учебников - подвижный, тут, как и в любом бизнесе, кто медлит, тот теряет заказ. А он, кстати, немалый.
- Государственный заказ от министерства образования и науки как таковой есть только на учебники для малочисленных народов Севера и для детей с отклонениями в развитии, - говорит гендиректор издательства "Просвещение" Александр Кондаков. "Просвещение" вместе с десятком других издательств входит в список тех, кому минобрнауки официально разрешило издавать учебники. - Остальные учебники в соответствии с законом еще1997 года закупаются на деньги субъектов РФ: это региональные, муниципальные или школьные закупки. Если говорить о суммарном объеме средств, идущих на учебники, то, думаю, это порядка 2,5 миллиарда рублей.
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.