Учебный бой

новая Газета
Учебный бой

Учебники, по которым детям учиться интересно, могут не попасть в школы

Разгорается скандал вокруг итогов Научно-методического совета Минобрнауки в части формирования федерального перечня учебников на 2014/15 год: издательства протестуют против необоснованных решений, академики покидают президиум РАО.

Министерство образования и науки РФ — едва ли не самый отважный экспериментатор России. Ежедневно министерство порождает приказы и регламентирует новые правила, по которым следует жить и работать сопряженным с ним учреждениям. Зачастую распоряжения министерства противоречивы, но от этого только веселее. Поочередно веселятся то поступающие в вузы, то преподаватели разных образовательных уровней, а вот с конца февраля веселье постучалось в двери производителей учебников.

Самарский ИД «Федоров» — единственное в России предприятие, издающее учебники по программе академика Л.В. Занкова. Система Занкова имеет государственную аккредитацию, по ней учатся 13% младшеклассников в стране. Если традиционные развивающие программы ведут ребенка от простого к сложному, то Занков призывает двигаться от сложного к простому; это называется «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности». Программа забегает вперед, чтобы было не скучно и хотелось продолжать. Детям хочется продолжать. Министерству — нет.

Сделать учебник — само по себе непросто. Это только кажется, что «жи-ши» пиши с буквой «и», «не» с глаголами — отдельно, и все в порядке, но Минобрнауки создает приказ (№1047 от 5 сентября 2013 года) в тридцати развернутых пунктах. Приказ признает все ранее вышедшие приказы министерства утратившими силу. Из приказа следует, что каждый учебник должен предстать на Научно-методическом совете министерства (это ново). Для этого учебнику требуются заключения научной, педагогической, этнокультурной, религиозной и общественной экспертиз. Пункт 22-й приказа — самый важный. Вот такой: «Совет принимает решение не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников в следующих случаях:

— материалы поступили в Минобрнауки после 15 февраля 2014 года;

— не представлено экспертное заключение хотя бы на один учебник;

— установлены факты, подтверждающие нарушение процедуры прохождения экспертизы учебника;

— представлен неполный комплект материалов».

И вот Издательский дом «Федоров» все это последовательно предпринимает. Кропотливо собирает экспертные заключения. Формирует пакет документов. 13 февраля 2014 года предоставляет этот пакет (42 учебника) к рассмотрению на Научно-методическом совете. Документы в Москву доставляет лично директор ИД «Федоров». Документы принимает работник министерства. На руках у директора издательского дома имеются как оригиналы экспертиз, так и нотариально заверенные копии. Работник министерства предлагает сдать нотариально заверенные копии и принимает их по всей форме. Это важно! Итак: были и оригиналы, и копии. По указанию ответственного за прием документов лица сдаются копии. И все в порядке вроде бы. Не в порядке.

Согласно резолюции Научно-методического совета, ни один из предложенных ИД «Федоров» учебников не вошел в федеральный перечень именно потому, что отсутствовали оригиналы заключений педагогических экспертиз. И конечно, за тринадцать дней служащие министерства не улучили момента, чтобы проинформировать издательство о предположительном нарушении.

Был такой юмористический журнал «Крокодил». Большой любовью читателей пользовалась крокодильская рубрика «Нарочно не придумаешь» — фотографии реальных нелепостей, имеющих место. Сюжет оттуда. Объявление в бане: «Ценные вещи оставлять банщице. За оставленные ценные вещи банщица ответственности не несет». Это было очень смешно. Но Министерство образования и науки не перещеголять. «Сдавайте копии документов. Засчитывать будем только оригиналы», — оживленно сообщает министерство постфактум.

Впрочем, у министерства имеются и другие способы укрощения: у издательства «Баласс» экземпляры учебников со всем необходимым сопровождением просто не были приняты, без каких-либо комментариев; издательству «Титул» сообщили, что их пакет документов (предварительно одобренный очередным ответственным работником) неправильно укомплектован, издательству «Мнемозина» заявили о нарушениях прохождения экспертизы — опять же без комментариев.

В результате в федеральный перечень целиком не попали все учебники, представленные компаниями «Баласс», ИД «Федоров», «Мнемозина» и «Титул». Издатели сочли действия Минобрнауки заранее спланированными и противозаконными. Разосланы письма высоким чинам. Подготовлено и отправлено заявление в Федеральную антимонопольную службу. Учителя, работающие по системе Занкова, бушуют на форумах — невключение в федеральный план фактически означает конец обучению по занковской программе. Академик Александр Асмолов пишет заявление о выходе из президиума РАО в связи с «отрицанием ценности идеи вариативного образования». Издательствами будут составлены и поданы судебные иски.

ИД «Федоров» уверен, что выиграет дело — на руках у издателя уже есть заключения экспертов-юристов о неправомочности действий министерства. Но суд — процедура небыстрая. 1 апреля уже будет опубликован список учебников, рекомендованных к использованию. Даже одержав победу в суде, издательства уже не имеют шансов увидеть свои учебники в этом списке. Передел рынка производителей учебников можно считать свершившимся?

Иногда мы стремимся повторять сложносоставленные, профессионально сбитые слова и выражения: факты нарушения прохождения экспертизы, несоответствующая нормативам документация, нотариально заверенная копия и т.д. А ведь все так просто. Издавать учебники в России выгодно, несмотря на всю общую муторность процесса и непредсказуемость Минобрнауки. Стать лучшим и конкурировать в честной борьбе — долго, скучно и трудно. Гораздо легче крепко дружить с кем-то из министерских чинов, и подкреплять дружбу финансово. А первоклассники с их ранцами и тетрадками в косую линейку? Ну, в конце концов, не все ли равно.


ПОД ТЕКСТ

 

Cохраним для школы учебники Л.В. Занкова!

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО МИНИСТРУ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Д.В. ЛИВАНОВУ

Уважаемый Дмитрий Викторович!

Обратиться к Вам вынудила неожиданно сложившаяся критическая ситуация — исключение учебников по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, издаваемых ИД «Федоров», из сформированного проекта Федерального перечня учебников.

Это обстоятельство ставит под угрозу само существование в образовательном пространстве России известной во всем мире системы развивающего обучения, разработанной выдающимся педагогом, психологом, дефектологом, ярким представителем школы Л.С. Выготского Леонидом Владимировичем Занковым, перечеркивает результаты глубоких исследований, уникальный многолетний опыт педагогов, оригинальные разработки авторов программ и учебников.

В феврале 2014 года в соответствии с Приказом №1047 Министерства образования и науки РФ Издательским домом «Федоров» был подготовлен и в положенный срок сдан в Минобрнауки для рассмотрения на Научно-методическом совете по учебникам весь необходимый комплект документов, в том числе положительные заключения научной, педагогической и общественной экспертиз по всем 42 учебникам.

Поэтому решение Научно-методического совета по учебникам (от 28 февраля) не включать в список рекомендованных учебники системы Л.В. Занкова является неожиданным и трагическим для издателей, авторов учебников и для всего занковского сообщества. По сведениям, полученным от издателей, отказ был мотивирован сугубо формальными причинами: наличием в пакете документов не оригиналов заключений педагогической экспертизы, а их нотариально заверенных копий (что было сделано не просто с ведома, а более того — по устной рекомендации конкретного сотрудника министерства, принимавшего документы).

За прошедшие годы учебники системы Л.В. Занкова много раз проходили разного рода экспертизы и по их итогам регулярно включались в Федеральные перечни рекомендованных учебников.

По учебникам системы Л.В. Занкова занимается около 500 тысяч учащихся начальных классов. Учителя, работающие по этому комплекту, достигли высокого профессионального уровня благодаря теоретической обоснованности и методической разработанности системы. И сейчас они лишаются возможности использовать качественные учебники и пособия — один из главных педагогических инструментов, обеспечивающих эффективность и результативность образовательного процесса.

Исключение из практики школ комплекта учебников по системе Л.В. Занкова в период внедрения в российское образование Федерального стандарта, построенного на идеях развивающего вариативного образования и системно-деятельностного подхода, в период подготовки профессионального стандарта педагога недопустимо.

Нашу тревогу разделяют тысячи учителей из всех регионов Российской Федерации и родителей, выбирающих для своих детей путь индивидуального оптимального развития личности.

Убедительно просим Вас до утверждения Федерального перечня учебников, то есть до 20 марта 2014 года, инициировать пересмотр решения, вынесенного Научно-методическим советом по учебникам Минобрнауки РФ.

Надеемся на Вашу поддержку в сохранении лучших традиций отечественного образования на принципах вариативности, открытости, развития.

Авторы занковских учебников: О.А. Бахчиева, к.п.н., Н.М. Ключникова, к.б.н.; В.А. Лазарева, к.п.н.; Е.Н. Николаева, д.б.н, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И. Герцена; С.К. Пятунина, к.б.н.; Г.С. Ригина, д.п.н.; В.Ю. Свиридова, к.п.н.; И.П. Товпинец, к.п.н.; Н.А. Цирулик, к.п.н.; В.Н. Шаулин, д.п.н., профессор; И.Б. Шилина, д.и.н., профессор; Н.Е. Щуркова, д.п.н. и другие.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.