За и против школьной пятидневки: ученые и учителя изучают инициативу питерских депутатов

НТВ
За и против школьной пятидневки: ученые и учителя изучают инициативу питерских депутатов

К инициативе петербургского парламента насчет введения пятидневки в школах наконец прислушались федеральные коллеги. Госдума в ближайшее время рассмотрит законопроект о сокращении количества учебных дней. Что изменится с введением новых норм?
Шестидневка там, где она есть, — настоящая головная боль не только для детей, но и их родителей. Ведь взрослые по сути учатся вместе с ними, провожая детей в школу и помогая делать уроки. А при нынешнем современном ритме жизни лишний выходной — как глоток воздуха. Чему же учат в школе в этот самый шестой день, выясняла корреспондент НТВ Катерина Правдина.

Второклассница Соня и ее мама Анжелика очень спешат на тренировку. Девочка профессионально занимается художественной гимнастикой. Каждый день. Выходной только воскресенье. И в спортшколе, и в обычной. На рабочей шестидневке днем времени хватает только на обед. В лучшем случае на русский. Остальные домашние задания — после тренировки, которая заканчивается в 8 вечера. В итоге спать Соня ложится в час ночи. А подъем уже в 7 утра.

Анжелика Свиткина, мама второклассницы: «Дети приходят просто чумовые. Первые уроки спят, пытаясь проснуться. На экскурсии уехать нереально. В детские театры абонементы по субботам. Мы не успеваем просто по времени».

Количество родителей, разрывающихся между всесторонним развитием ребенка и состоянием его здоровья, явно превышает перечень школ и начальных классов, которые работают в режиме шестидневки. Как ни странно, таких в Петербурге всего 66 из 700. Все они, конечно, специализированные.

Надежда Спиридонова, начальник отдела общего образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга: «Если они переходят на пятидневную рабочую неделю, они должны перейти на 23 часа занятий. Тогда ни о каком углублении речи быть не может. Если же школа берет учебный план 26 часов, то по санитарным нормам нужно так организовать режим работы ребенка, чтобы у него была динамическая пауза, время отдыха».

Но чтобы пойти на такое, школа должна заручиться согласием родителей и решением педагогического совета. Избавить образовательные учреждения от сложного выбора пытается городской парламент, установив для всех младшеклассников пятидневку. Об этом — корреспондент НТВ Александр Щерба.

Тема всеобщего перевода детей на пятидневную учебную неделю для городского парламента актуальна. Сразу несколько народных избранников имели раньше и имеют сегодня прямое отношение к получению образования. Вот почему на депутатской комиссии было принято решение направить в Госдуму предложение о том, чтобы освободить школьников от обучения по субботам.

Инициатором выступил депутат Максим Яковлев. Отец двоих детей, он на их примере видит, как тяжело ребятам дается учебный процесс и как они в оставшийся единственный выходной не успевают восстанавливаться.

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что реализация этой программы не выглядит невыполнимой. В Петербурге в сотнях школ давно уже ввели пятидневку. При этом процесс выстроен таким образом, что нет нарушений санитарных норм и правил, соблюдаются все требования министерства и образовательную программу дети получают в полном объеме.

Учиться по субботам младшим классам — прерогатива гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением языков. Общеобразовательные могут позволить детям и взрослым высыпаться два раза в неделю. Те, кто лишен такой роскоши, жалуются на усталость, нехватку времени на кружки и секции и перегрузку информацией.

Впрочем, специализированные школы, в младших классах которых программа на три часа больше, и сейчас находят возможность давать знания в полном объеме за пять дней. Они, конечно, не меняют план — меняют методику. Тоже, кстати, прописанную в стандартах.

Татьяна Берлина, директор школы №4 им. Кусто: «Мы даем два урока французского языка и через динамическую паузу мы даем третий урок, который углубляет основную программу в другой форме. Это не третий обычный урок. Это те же профессиональные знания, которые наши учителя дают, используя другие технологии».

В школе знаменитого французского исследователя два выходных дня, которые можно провести с родителями, называют бесценными. Потому что нет ничего полезнее для ребенка, чем выспаться, а потом увлекательно отдохнуть в семье. Впрочем, исключение из правил здесь могут составить те, кто осознанно идут в узкоспециализированные школы и понимают, ради чего они это делают, убедился корреспондент НТВ Алексей Кобылков.

География, математический анализ, английский, геометрия — это расписание на вторник у 8-го класса. Причем речь идет не об уроках, а о парах, то есть уроков всего восемь. И так каждый день. Поэтому неудивительно, что в 564-й школе категорически против перехода на пятидневку.

Матанализ в расписании для восьмиклассников здесь никого не удивляет, как и количество уроков. Идет ли речь о первом классе или об 11-м, по словам директора, учиться шесть дней в неделю стоило бы всем, при этом отведя субботу для творческих занятий. Такой же точки зрения придерживается и Илья Чистяков, возглавляющий лабораторию непрерывного математического образования.

Илья Чистяков, директор лаборатории непрерывного математического образования: «Если делается пятидневка, то это огромное перенапряжение для детей, огромная перегрузка, это изменение методики преподавания. Это ужас, если настаивать на пятидневке, что будет твориться с детьми, которые занимаются».

Учиться начинают в десять утра, заканчивая в полшестого. А когда у старшеклассников есть пятая пара, то и вовсе после семи вечера. Но при этом все точно знают, ради чего. Николай Мостовский и Александр Гончаров как раз сейчас, например, готовятся к поездке в Америку — на Всемирный конкурс научных и инженерных достижений школьников. К тому, что выходных немного, они, конечно, давно привыкли. Никаких жалоб на тяжелый график: ни у учеников, ни учителей, ни даже у родителей, которые в данном случае явно и сами голосуют за шестидневку.

Многие родители сегодня убеждены: чтобы стать успешным, надо с малых лет учиться жить в современном ритме с зашкаливающем уровнем информации. Вопрос лишь в том, готовы ли сами дети к такому ритму.

Ведь не все рождаются талантливыми или просто умеющими приспосабливаться к реальности. Психологи советуют чувствовать потенциал маленьких школьников. И в случае неудач, не понижать в детях самооценку. Ведь последствия могут быть необратимыми. И пятерка тогда вовсе уже не победа.

Конечно, успеваемость и бодрость духа детей и их родителей зависит от многих факторов. В том числе от умения планировать день, от усидчивости или вообще характера начинающего ученика.

Выбор школы, который часто основан на понятии престижности, преемственности, высокого уровня знаний иногда не верен. Но ведь не упрекнешь родителей за стремление дать детям лучшее. Просто, зная о возможностях своего школьника и той школы, в которой он познает науку, надо искать компромисс.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.