Сила учителя. Почему школа превращается в клетку со львами?

АИФ Иркутск
Сила учителя. Почему школа превращается в клетку со львами?

Корреспондент «АиФ-Иркутск» побеседовал с победительницей иркутского конкурса «Учитель года-2014» Еленой Пальшиной и узнал, действительно ли современные школьники с головой ныряют в компьютер, превращают школу в джунгли и мучают педагогов.

В этом году имя лучшего педагога Иркутска полмесяца держали в тайне, сохраняли интригу, но в конце февраля всё же раскрыли секрет. Учителем года-2014 стала Елена Пальшина, которая уже 16 лет преподаёт русский язык и литературу в лицее-интернате №1.

Преступление без наказания?

— Даже заканчивая учёбу в университете, я не представляла, что меня ожидает, — рассказывает Елена Геннадьевна. — Преподаватели давали нам методику, но не могли погрузить нас в атмосферу реальной школы, чтобы мы всё прочувствовали. Если честно, первые 10 лет я ходила на работу, как на праздник, было безумно интересно работать с детьми. Но со временем романтическая подоплёка профессии уходит. И хоть я могу сказать, что мои крылья не подрезали, школа всё же ломает человека.

— Виной тому сами ученики? В обществе стабильно держится стереотип, о том, что раньше было лучше. Действительно ли поколения школьников со временем становятся глупее?

— Глупые люди были всегда. И умные тоже. Сейчас беда скорее в том, что у многих школьников нет желания развиваться. Очень часто их мир ограничивается экраном компьютера, и то, что в нём происходит, для них так важно, словно там проходит вся жизнь. Но это болезнь не детей, а взрослых. Они не смогли открыть своему ребёнку настоящий прекрасный мир, в котором не меньше интересного, чем на мониторе. Поэтому очень важно, что происходит в семье. Если ребёнку позволяют жить в виртуальном пространстве, он в нём и живёт.

К тому же дети хорошо знают: чтобы чего-то добиться, нужно приложить немалые усилия. А стать победителем в компьютерной игре гораздо проще, чем победить какого-то реального «монстра».

— Но как показывает недавняя московская история, дети сами могут превращаться в монстров. Что делает школьников настолько жестоким и агрессивными? И почему учитель из доброго помощника трансформируется в заклятого врага?

— За последнее время мир во многом изменился. Всё стало более суровым и холодным. И подростки – это результат того, что происходит. Возможно, было поколение, которое выросло и почему-то не смогло воспитать своих детей так, как бы, нам учителям сейчас хотелось. Сказать, что мне встречаются одни жестокие ученики, было бы совсем неправильно. Наоборот, их очень мало, но, может быть, это мне так везёт.

Во многих школах Иркутска, как и в нашем лицее, удаётся сохранять равновесие, и к учителям относятся уважительно. Но мы живём в реальном мире и отчётливо видим то, что происходит вокруг: издевательства над учительницей из Шелехова, шокирующий случай в Ново-Ленино… роликов в Интернете куча. Сказать, что проблемы не существует – лишь сделать вид, что её нет.

После одной из таких историй какой-то эксперт высказал мысль, что с этими педагогами такое случилось, потому что они оказались не готовы к встрече с учениками. И с одной стороны, он прав. Но с другой, мы же идём не в зверинец и не в клетку со львами. Мы приходим в школу учить не преступников, убийц или чудовищ, а детей. И если подростки почему-то позволяют себе безобразно вести себя с женщиной, то это идёт из общества, из семьи. От безнаказанности. Если бы старшеклассники понимали, что за поступком немедленно последует наказание, то не развлекались бы так. Но дети потеряли ориентир, а учитель оказался беззащитным.

Не прогулка по полю с ромашками

— А между тем, говорят, что правительство подумывает исключить из программы «Преступление и наказание» Достоевского, как чересчур жестокое. Или подростки сейчас итак не читают?

— На дворе не 1937 год, но все почему-то боятся об этом говорить. Дети действительно стали меньше читать. Это не значит, что они вообще не берут в руки книгу. По своим ученикам я вижу, что они готовятся к уроку, поднимают руку, рассуждают и анализируют даже большие произведения. Но обязательно в любом классе будет несколько человек, до которых практически невозможно достучаться.

Наверное, какое-то время назад я бы однозначно сказала: любовь детей к книгам зависит от учителя. Но сейчас я так не думаю. Есть семьи, в которых не читают. Вообще. И когда такой ребёнок приходит в школу, книга для него не становится открытием. Он продолжает жить так, как привык, потому что так проще. Первоклассник приходит на уроки с тем, что в него вложила семья, и школа не всегда может это выправить.

— Но как на этом фоне школьники переживут большое сочинение, которым хотят уже в следующем году «разбавить» тестовые ЕГЭ?

— Уверена, большое сочинение нельзя возвращать с бухты-барахты. Делать это нужно грамотно, меняя саму систему преподавания литературы. Потому что нельзя сначала всё уничтожить, а потом заявить «а давайте-ка мы ещё и сочинение сделаем». От этого дети не начнут читать. А вот учителей новшества вгонят в ещё больший ужас, потому что весь спрос будет с них. Сама идея большой аналитической работы, несомненно, хороша, но возможно, только для следующего поколения школьников, который вырастут уже с другим сознанием.

— Складывается впечатление, что кто бы ни был виноват, все шишки всегда летят в учителей. Впрочем, сами педагоги уже будто бы привыкли жаловаться на низкую зарплату, непослушных учеников, незаинтересованных родителей. Действительно ли быть преподавателем сейчас так сложно?

— Всегда есть люди, которые привыкли обвинять кого-то во всех бедах, жаловаться, ждать, когда добрый президент решит все проблемы. Это такой способ жить. Мы не нищенствуем, но могу сказать, что с этого года мы реально потеряли в зарплате, которая у некоторых упала сразу на 10 тысяч рублей. Может быть, страна и правда так нуждается, что ото всех немножко «откусили». Могу сказать, что администрация нашего лицея старается «сгладить» эти углы. Я думаю, что мои коллеги рады, что им досталось такое начальство, которое относится с пониманием.

Однако и недовольных педагогов можно понять. Труд учителя — это работа без выходных. Формально они, конечно, есть, но фактически – нет. Я знаю своих коллег, которые встают в 4 утра, чтобы проверить тетради. Невозможно существовать всё время в таком режиме, поэтому когда у них ещё и что-то отбирают, им обидно.

Недавно мне попался материал в газете, где было написано, что все учителя — неудачники. Женщины часто разведённые, одинокие. Мужья или уходят от них или спиваются. В нашей стране такая система образования, что учитель вынужден быть прикованным к школе, но ведь любой нормальный человек хочет проживать настоящую полноценную жизнь. Иначе чему он сможет научить детей? Если ребёнок видит перед собой активного счастливого человека, у него не возникнет желания плеваться в него или кричать на него матом.

Можно сказать, что государство ставит перед учителями вопрос: или жить или работать в школе?

Зачастую, да. Когда я только начинала работать, то вдруг поняла, что моя жизнь – это работа, в основном до вечера, и дом. Я не видела больше ничего. От мысли, что жизнь так и пройдёт, мне стало невероятно страшно. Тогда я нашла себе хобби – случайно встретилась с театром-студией «Я». Может быть, когда-то и была мечта поактёрствовать, почувствовать сцену, но, если честно, не в театральной студии дело. Можно записаться в вязальный кружок или заняться туризмом. Самое главное, у любого учителя должна быть не только работа, на которой он зарабатывает деньги, а именно счастливая жизнь.

Встреча с детьми – это всё-таки не прогулка по полю с ромашками, но учителя и в нашем лицее, и в нашем городе, в стране – сильные люди, которые не опускают руки перед трудностями.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.