В школах планируется развивать специальные миротворческие службы

Российская газета
В школах планируется развивать специальные миротворческие службы
В школах активно создаются особые миротворческие команды, помогающие уживаться вместе отличникам и хулиганам. В них записывают не только взрослых специалистов, но и самих школьников. Пусть дети с малых лет привыкают к тому, что практически все проблемы можно решить спокойным голосом.

Недавно Минобрнауки России направило в школы рекомендации по развитию служб школьной медиации, которые как раз и помогают людям ладить друг с другом, независимо от возраста. Медиатор, если говорить простым языком, - это специалист по примирительным процедурам. Тот самый третий, который в ссоре оказывается не лишним. В школе для таких людей работы - непочатый край. Школьные годы, конечно, всегда прекрасны, когда становятся памятью. Но прежде их надо пережить.Трудно там приходится практически всем, правда, по разным причинам. Для ботаников школа часто становится адом из-за хулиганов: школьная дедовщина подчас страшнее армейской. Хулиганам же в школе тяжело из-за учебы. Без привычки трудно напрягать голову. Это раздражает, поневоле потом хочется покурить и потрясти мелочь из малышни в туалете - в качестве какой-то разрядки. Еще конфликтуют родители с учителями и между собой. Да и учителя тоже порой находят повод для доброй ссоры. В итоге скучать в школе не приходится. Как результат, из нее выходят люди, готовые застрелить ближнего, скажем, из-за места на парковке. Других способов решить конфликтную ситуацию они не знают, этому в школе раньше не учили.

"Служба школьной медиации - это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода", говорится в документе Минобрнауки. В рамках этих служб должны формироваться так называемые группы равных - группы детей, обученных процедуре медиации и медиативному подходу, и выполняющие роль миротворцев в конфликтах между сверстниками, а также младшими и старшими школьниками.

Многие считают, что если хулиган регулярно цепляется к ботанику или какому-нибудь младшекласснику, тому ничего поделать нельзя, пока кулаки не наросли. Или, что бывает скорее, хулиган сам не покинет школу. Однако проблема еще и в том, что школьные жертвы часто не знают, как правильно выбрать модель поведения в данной ситуации. В конце концов хулиганы цепляются не к каждому отличнику и не каждому младшекласснику. Найти причины и подсказать правильное поведение способна медиация. А подсказать, что делать, а то и помирить с недругом, поможет свой брат-школяр из параллельного класса. И это тоже важно. Все-таки взрослые - это взрослые, они порой воспринимаются детьми как представители чуждого мира, насаждающие свои далекие от реальной жизни правила.

Формирование "групп равных" предусматривается из школьников по двум возрастным группам: 5-8-е классы и 9-11-е классы. Но взрослые, естественно, тоже не будут оставаться в стороне. В службу войдут специалисты, в том числе родители, прошедшие обучение. Кстати, для родителей, проявивших интерес к работе службы школьной медиации, планируется проводить семинары-тренинги. Чтобы найти общий язык с ребенком, наверное, третий не обязателен, однако знать некоторые секреты правильного поведения папе с мамой будет нелишним. Методики для школьной медиации, как и в целом для примирительных процедур, разрабатывает недавно созданный Федеральный институт медиации. Возглавила его президент центра медиации и права Цисана Шамликашвили. По словам руководителей института, медиация - это новая отрасль для нашей страны, поэтому сейчас возникает много вопросов, проявляется немало белых пятен и уязвимых мест. "Поэтому работа по развитию медиации должна проводиться системно", - говорят представители института.

Минобрнауки планирует использовать службы медиации и медиативный подход в рамках работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, также для профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних.

Компетентно

Цисана Шамликашвили, президент Центра медиации и права

Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.

Федеральный институт медиации был создан специально для того, чтобы дать основы для развития медиации в целом по стране. ФИМ станет основным научно-методическим, прикладным, аналитическим центром, который будет стоять во главе сети служб медиации. Школьная медиация - одно из перспективных направлений, но далеко не единственное. В Федеральном институте медиации со временем, возможно, будут магистратура и аспирантура, но прежде всего это научно-исследовательский институт, занимающийся научными исследованиями, тесно связанными с прикладной деятельностью. Кстати, в мире фундаментальных исследований в области медиации не ведется. Да, есть исследования в области переговоров, разрешения конфликтов. Но медиация - это уникальная деятельность. Поэтому важно и нужно ее изучать.

У института медиации огромный потенциал как в отношении правовых споров, так и в области социального взаимодействия. Все эти направления важны для общества. Важно сформировать вокруг каждого человека безопасное пространство, это возможно с помощью метода медиации.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.