Несистемное педагогическое образование

http://www.snob.ru
Несистемное педагогическое образование

Автор: Реморенко, Игорь Михайлович - ректор Московского городского педагогического университета (с 2013 года), занимал должности от заместителя директора департамента до заместителя министра в Министерстве образования и науки (2004—2013 годы), кандидат педагогических наук, действительный государственный советник РФ II класса.

Меня попросили прокомментировать проект концепции поддержки развития педагогического образования. Сейчас он обсуждается на разных сайтах, коллеги пишут предложения и комментарии. Поскольку я сам участвовал в некоторых предварительных обсуждениях проекта концепции, могу сказать, что в ней, в самом деле, есть одно казалось бы незаметное, но очень важное обстоятельство. Это не концепция развития педобразования, а концепция ПОДДЕРЖКИ развития педагогического образования. Как сказали бы наши студенты, это «мега круто, +100500, 100 пудово» здорово. Ну или ещё как-то так, трудно найти адекватный интернет-язык.

Дело в том, что обычно министерство рисует какую-то красивую картинку и требует чтобы все потом этой картинке соответствовали, даже с учётом общественного обсуждения. И тогда многие недовольны не потому, что картинка им не нравится, а потому, что нет в ней возможности себя проявить, собственные цели и задачи ставить. И это очень плохо. А тут вот появляется идея не навязать всем готовую картинку, а в рамках очень общих представлений дать деньги группам исследователей на постепенное изменение ситуации в педагогическом образовании. Никогда денег на изменения в педобразовании не давали. Всегда давали инженерным, технологическим, медицинским, даже экономическим и юридическим вузам, а педагогические коллективы стояли в стороне. Была написана масса текстов по изменению педагогического образования, один из последних я сам и писал, но на деле ничего не менялось. Забалтывали, мимикрировали, отчитывались и забывали. Кое-где даже введение системы бакалавриат-магистратура прошло за счёт формальной трансформации пятилетних программ подготовки учителей в шестилетние (4 года бакалавриат + 2 года магистратура). Сейчас такая ситуация перманентных имитационных реформ может измениться.

Это то, чем мне концепция поддержки педагогического образования нравится.

Чем она не нравится? Тут, кстати, со мной далеко не все согласны, даже товарищи, с которыми давно работаю, и вместе мы много чего сделали. Представляется, что концепция недостаточно СМЕЛАЯ. И вот почему. Дело в том, что в образовании за последние 20 лет произошли очень серьёзные изменения. Сама по себе педагогическая деятельность перестала жить только в системе образования. Образование как некий определяющий фактор появилось в самых разных местах, в культуре, в здравоохранении, в сфере социальной защиты, в кадровой политике и пр. – везде, где люди взаимодействуют с людьми. Примеры:

- Современные музейные экскурсии уже не могут строиться на уныло повторяющейся через каждые 5 минут фразе экскурсовода «как вы прекрасно знаете…». Современные музеи – это в первую очередь пространство диалога с культурой, предоставление возможности не просто ознакомиться с музейным экспонатом, а сформировать собственное отношение. И здесь не обойтись без педагогики.

- Современные парки – пространство общения, чтения, продуманного глубокого разговора. Аналогично разные креативные места общепита. И здесь тоже не обойтись без педагогики.

- В современные библиотеки дети записываются с самого раннего детсадовского возраста. И здесь никак без педагогики.

- Учреждения социальной защиты также должны работать с людьми не только в плане оказания им помощи по покупке продуктов, лекарств, установлению каких-то специальных пенсионных выплат, но и просто должны с людьми разговаривать. Тоже педагогика.

- Современные кадровые службы на предприятиях. Они уже не только ведут учёт личных дел сотрудников и распространяют сплетни о руководителях, а занимаются развитием персонала, планируют курсы повышения квалификации, проводят оценку компетентностей. И это педагогика.

Я уже не говорю про репетиторов, семейные формы образования, дистанционное обучение, различные электронные среды и телевидение. Даже в ЖКХ надо объяснять людям, как надо платить за воду и зачем необходимо товарищество собственников жилья. Везде формируются свои педагогические подходы и практики.

Так вот, для того, чтобы подготовить учителя для работы в школе, ему надо предоставить возможность ознакомиться с самыми разными образовательными технологиями и практиками, попробовать себя и сравнить разные подходы. Для этого придётся пройти необходимые стажировки не только в школе. Современные образовательные технологии лучше всего приживаются как раз за пределами школы. Отсюда следует тезис о необходимости пересмотра традиционной педагогической практики. Студенты на практике должны не просто копировать чей-то опыт, а исследовать его, пробовать различные способы работы с детьми и взрослыми. Это то самое «живое» педагогическое знание, которого как раз сильно не хватает в наших педвузах.

Иными словами - ресурс изменения педагогического образования сейчас лежит не в системе образования, а в сфере образования. Наверное так бы сказали квалифицированные методологи. Поэтому, для того, чтобы изменить педагогическое образование, надо переформулировать задачу подготовки учителя к школе. Готовить нужно специалистов в сфере человеческого развития. Некоторые из них, быть может как раз самые лучшие, – пойдут в школу. А изначально готовить для школы – на сегодня тупиковый путь. Увы.

Возможно постановка такой задачи покажется для некоторых традиционных педагогических вузов слишком резкой. Придётся отказаться от ряда образовательных программ, пересмотреть состав кафедр, изменить соотношение теоретической и практической частей, но это придётся сделать. Этот путь проходят сейчас все вузы, которые готовят педагогов в разных странах мира. Кто продолжает развивать общие программы «свободных искусств» (liberal arts), кто интегрирует программы подготовки учителей в учреждениях с различным прикладным инженерным образованием, а кто развивает практику партнёрства со школами, детсадами, учреждениями дополнительного образования, культуры, социальной защиты и пр.

Для нашего городского университета, по-видимому, большое значения будут иметь программы магистратуры. Как раз для тех горожан, кто, получив первое образование в бакалавриате или специалитете, хотел бы серьёзно изменить специальность, кому понравилось работать с детьми, в системе «человек-человек». Уже есть даже примеры людей с хорошим профессиональным опытом, учёной степенью, охотно поступающих на магистерские программы. Конечно, и в бакалавриате мы будем работать над практической направленностью образовательных программ, расширяя рамки традиционного зацикленного на школу или детсад педагогического образования. Придётся развивать настоящие прикладные исследовательские работы студентов. Куча задач, но у нас получится.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии