Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Ориентация на индивидуальную образовательную программу, фактически на систему домашнего обучения, регулярно подвергается нападкам. Отсутствие в жизни человека какого-то конкретного учебного заведения не все могут принять как вариант современной нормы. На мой взгляд, учиться по программе, составленной для тебя персонально, значительно полезнее, чем посещать целый ряд вузов и школ, уровень подготовки в которых не выдерживает никакой критики. Кроме того, полагаю, что для целого ряда школ и вузов настало время добровольно уйти из жизни.
Мне часто приходится отвечать на вопрос, есть ли будущее у так называемого домашнего образования и может ли оно быть полноценной альтернативой традиционной учебе в школе, колледже, ПТУ, вузе. Уверен, что будущее именно за этим процессом, развивающимся стремительно и уже захватившим весь мир. Речь идет о формировании нового институционального ядра сферы образования, обучения и подготовки кадров – об индивидуальных образовательных программах, разработка и реализация которых ориентирована на конкретного человека, его способности и задачи. В нашем менталитете спросить: «А в России-то что?» - забыв, что мы тоже часть мира. Так вот что касается России, то здесь, на мой взгляд, перспективы нового образовательного процесса велики, хотя бы потому, что есть глубокие корни.
Домашнее образование: за и противВспомните, в дореволюционной России домашнее образование было единственной доступной формой для семей - представителей привилегированного класса. Сначала его могли позволить себе только очень богатые люди, а, например, после войны 1812 года оно стало доступнее: в России остались масса пленных французов, которых независимо от того, чем они занимались во Франции, брали гувернерами как носителей языка. К французам добавьте немецких бонн, швейцарок, англичанок, ехавших в Россию жить в семьях, чтобы работать с детьми. Погруженный в языковую среду ребенок с детства говорил на нескольких языках, плюс знание предметов, которые вели приходящие учителя. То есть подход к каждому был индивидуальным. А когда вокруг ребенка сосредоточены специалисты, продвигающие его по индивидуальной траектории, он гораздо быстрее все усваивает. Даже те предметы, к которым он, может быть, и не очень склонен, ведь работа идет как с его способностями, так и с его сложностями. Достаточно вспомнить, сколь высокий уровень образованности был достигнут за счет этой системы в Российской империи к концу ХIХ - началу ХХ века. Хотя, конечно, только для узкой социальной прослойки: высшее образование в этот момент могли себе позволить меньше 1% населения страны.
Однако ситуация изменилась. Если раньше такая форма была доступна только богатым, то сегодня, в общем, она доступна всем. Во-первых, потому, что мы живем не в помещичьих имениях, куда гувернер приехал и остался жить. Мы живем в городах, где тьютор или репетитор поработал с ребенком или взрослым, пошел в соседний дом и работает с другими людьми: и ему выгодно, и клиенту удобно. Во-вторых, есть интернет, делающий образование широко доступным: даже если вы не можете купить эксклюзивный курс очного обучения, вам никто не мешает подобрать программу дистанционного обучения и подготовки, то есть менее затратный аналог. А сочетание работы тьюторов с использованием расширяющегося каждый год спектра дистанционных курсов, безусловно, даст результат. Здесь следует уточнить: даст результат тем, кто мотивирован. Потому что центр тяжести подобной системы лежит в области процессов учения, а не обучения, то есть заключается в деятельности учащегося, а не учителя.
Индивидуальный взгляд на потребности каждого
Во главе угла при подобном подходе стоит не набор конкретных учебных услуг и продуктов, а главный принцип новой образовательной системы – индивидуальный взгляд на потребности каждого. Напомню вам, что сегодня параллельно существуют две модели образовательной системы – старая и новая. В центре старой - образовательное учреждение, которое посещает человек, учась по типовым программам и получая диплом этого учреждения. Эта система в силу самой логики своего функционирования дает типовую усредненную программу, отсекая и самых отстающих, и самых продвинутых. Новая же сфокусирована на специфических образовательных потребностях и возможностях конкретного человека – и ребенка, и взрослого: здесь в основе - индивидуальная траектория, способности и склонности, цели и задачи, выбор будущей профессии или сферы занятости. Составление индивидуальной образовательной программы и ее реализация предполагают широкое использование так называемых активных методов обучения, учебных и развивающих игр, интерактивных учебников, творческих заданий, а дальше - проектной работы, тренингов коммуникации и групповой командной работы. Но главное – эта программа опирается на мотивацию и самоопределение учащегося. Научить того, кто не хочет учиться, как мы понимаем, практически невозможно. И здесь же ключевой дефект старой системы: в силу ее усредненности она демотивирует участников процесса, и зачастую уже в начальной школе.Переход к новой системе породил массу проблем в обществе, так как работа в ней должна быть выстроена принципиально иначе, чем в традиционной системе, сфокусированной на образовательном учреждении и технологиях массового обучения. Весь контент, который раньше преподносился прежде всего в виде аудиторных занятий, сегодня необходимо переработать в новые форматы: визуализировать, перевести в электронный вид, разработать определенные сценарии движения учащегося в пространстве учебного содержания, дополнить проверочными тестами и упражнениями, играми и тренажерами. Я, например, сейчас еще продолжаю читать лекции вербально, но они уже сопровождаются большим набором презентаций, и содержание презентаций отличается от содержания текста - это своего рода переходный продукт. Следующий шаг - разработка пакета учебных задач и кейсов для активного освоения содержания.
Индивидуальная система эффективнее не только потому, что строится под вас, - она еще экономит ваши деньги и время. Современные информационно-коммуникационные технологии дают возможность в любой момент присутствовать в любом месте.
«Как быть со сдачей экзаменов?» - спрашивают меня. В мире уже наработан большой опыт решения тестовых и экзаменационных заданий через компьютер, включая такие формы, как собеседование, решение учебных задач, интервью и прием экзаменов. При этом компьютерная программа способна учитывать десятки параметров поведения человека во время выполнения задачи и освоения нового материала. Плюс к этому любое перемещение всегда связано с дополнительными затратами. Вы купили, например, программу в Массачусетском технологическом институте за $100 тыс. и ровно столько же еще потратите на дорогу и проживание там во время обучения.
Обратите внимание, дистанционный способ поставки учебно-образовательного контента обеспечивает вам также доступ к лидерам в той или иной области, лучшим исследующим или консультирующим профессорам. Если, например, в какой-то области есть 10-20 лидеров, а обычно так и бывает, то они могут работать только в 10-20 вузах. А как показывает опыт, они в итоге окажутся в четырех: чтобы работать по своим темам на передовом уровне разработок и добиться необходимой для этого критической массы, они будут вынуждены собраться вместе. Как при этих условиях обеспечить уровень качества преподавания в старой системе, крутящейся вокруг школы и вуза? Проанализируйте происходящее в России. Если в вузе нет научных лидеров в том или ином направлении, он вынужден будет постепенно снижать требования - и к студентам, и к программе обучения и подготовки, и, на следующем шаге, к преподавательскому составу. И вуз попадает в тупик: рано или поздно студент поймет, что его дурят. Он сможет либо прочитать все это в интернете самостоятельно, либо собрать деньги и поехать туда, где преподают лидеры в той или иной области деятельности.Собрать в одном вузе лидерские исследовательские, консультационные и преподавательские кадры по всем направлениям сегодня не может ни один конкретный вуз. А некоторые не могут удержать уровень даже по одному-двум направлениям. Качество преподавания падает, вузы начинают торговать дипломами. Им больше ничего не остается! А дальше то, что я называю отрицательной обратной связью для учебного заведения: если в вузе плохие преподаватели, в него приходят плохие студенты с худшим уровнем подготовки, и вузу приходится упрощать программу - и так до бесконечности.
Со школами дело обстоит еще хуже. Если родители на третьем-четвертом году обучения обнаружили, что ребенок ничего не умеет - ни читать, ни писать, ни считать, ни говорить, - вероятность того, что его с такими данными возьмет другая школа, стремится к нулю. Не будет же новая школа специально для нового ученика проходить с классом заново всю пропущенную программу.
Учитывая эти обстоятельства, я считаю, что главная задача для современной мировой и российской системы образования – найти политкорректный и безвредный, прежде всего для учащихся, способ самоликвидации учебных учреждений. Исчерпавший себя вуз должен иметь право добровольно уйти из жизни - право на эвтаназию. Но уйти так, чтобы это не создавало больших неудобств учащимся. Если кто-то заплатил за образование, ему должны вернуть деньги, помочь перейти в другое место. Это очень непростой и болезненный вопрос, но, пока мы его не решим, уровень реального образовательного неравенства будет нарастать.
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.