Ответы на ваши вопросы Заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования МОН РФ – Павла Аркадьевича Сергоманова.

Евгений Барановский
Ответы на ваши вопросы Заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования МОН РФ – Павла Аркадьевича Сергоманова.

Уважаемые коллеги,с 4 по 24 октября 2013 года на портале ЗАВУЧ.инфо принимались вопросы для Заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации – Павла Аркадьевича Сергоманова. 

Ниже опубликованы ответы на ваши вопросы. 

Ответы на вопросы, поступившие в онлайн-конференции

на портале ЗАВУЧ.инфо

1. Здравствуйте, все сейчас обсуждаем новый закон об образовании, так называемые ФГОС. Всё хорошо и понятно для массовых школ, а для коррекционных школ, что самим разрабатывать стандарты? Или брать за основу стандарты начальной школы, но специфика преподавания да и уровень развития детей совершенно отличен. Может стоит и о коррекционных школах подумать, а сейчас ещё и спецклассы открывают со сложной структурой дефекта?

Содержание общего образования определяется основной образовательной программой школы, которая разрабатывается школой самостоятельно на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) и с учётом примерной основной образовательной программы (статьи 12, 28  Федерального  закона 29 декабря 2012 г. №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон)).

Особенности организации образовательной деятельности для детей
с ограниченными возможностями здоровья  отражены в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённом приказом Минобрнауки России
от 30 августа 2013 г.  № 1015.

В частности, содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (пункт 21 Порядка, пункт 28 статьи 2 Федерального закона).

Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, создаются необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;условия, в максимальной степени способствующие получению образования (пункт 24 Порядка).

Согласно ФГОС общего образования в структуру основной образовательной программы  школы включены обязательные образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в числе которых программа коррекционной работы (далее - Программа). Данная Программа должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы общего образования.

Программа должна обеспечивать:

выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей
 (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы и их интеграции в образовательной организации.

Программа, помимо прочего, должна содержать механизм взаимодействия
в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов
в области коррекционной педагогики, медицинских работников школы и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

2. Всем доброго здоровья! Все лето-осень идут разговоры о новом законе об образовании, о введении ФГОС. Казалось бы, всё хорошо, но, крик души, сколько можно разговаривать?!, почему бы не перейти от слов к делу? Мой ребёнок перешёл в 5 класс общеобразовательной школы и должен был учиться по новым стандартам, но! Нет учебников, школа совершенно не готова работать в новой системе, учителя не прошли курсы, чтобы работать по новым стандартам. Ответьте, пожалуйста, почему мы начинаем что-то новое будучи к этому практически не готовы?! Почему человек с улицы может работать в школе, не имея при этом педагогического образования? Уважаемые коллеги, может, я что-то неправильно поняла?

В соответствии с планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р (далее – план), обязательное введение ФГОС начального общего образования начато   с 2011/2012 учебного года; основного общего образования -  с 2015/2016 учебного года

Кроме того, переход  на ФГОС общего образования может осуществляться
по мере готовности школ (с 2012/2013 учебного года  - в 5 классах, с 2013-2014 учебного года - в 10 классах). 

Обучение по ФГОС в 5 классах всех школ Российской Федерации  будет обязательным с 2015/2016 учебного года.

В статье 46  Федерального закона определено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

3.сума

В новом законе об образовании записано о запрете в школе ношения одежды, подчеркивающей социальную, религиозную и национальную принадлежность. И вроде бы у нас в школе создают видимость такого запрета (на словах).А учителя все больше и больше одеваются в хиджабы (не поймешь сразу куда попал). Можно ли требовать с учеников того, что не соблюдают учителя? 

В соответствии с конституционными нормами Российская Федерация - светское государство, в котором уважаются права всех граждан, в том числе гарантируются свобода совести и вероисповедания. 

Согласно пунктам  3 и  4 статьи 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» установление преимуществ в зависимости от отношения к религии не допускается. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо
от их отношения к религии и религиозной принадлежности.

Российская Федерация, как светское государство (статья 14 Конституции Российской Федерации), провозглашая одним из принципов государственной политики в области образования  светский характер образования  (пункт 4 статьи
2 Закона Российской Федерации «Об образовании»), обеспечивает его
в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести
и о религиозных объединениях»).

Установление регламентации требований к школьной одежде обучающихся согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), вступившему в силу 1 сентября 2013 г., отнесено к компетенции образовательной организации, если иное не установлено Законом или законодательством субъекта Российской Федерации (ст. 18 Закона).

Минобрнауки России разработало и направило в регионы для использования модельный нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации
об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – требования к одежде обучающихся, Ливанов Д.В.,
№ ДЛ-65/08 от 28 марта 2013 г.).

Единые требования к одежде обучающихся вводятся с целью обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни; устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися; предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками; укрепления общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.

Иные правила и нормы поведения для участников образовательного процесса при необходимости также могут быть установлены локальными нормативными актами образовательной организации.

4. Здравствуйте Павел Аркадьевич. Закон гарантирует установление заработной платы учителей на уровне средней по региону. В связи с этим у меня возникло два вопроса: Во первых, в какие органы регионального или местного самоуправления можно обратиться по вопросам исполнения данного положения закона. Во вторых, распространяется ли действие этого закона на педагога-психолога, социального педагога, библиотекаря и остальной вспомогательный педагогический персонал. 

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597
«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусмотрено доведение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы
в соответствующем регионе. Данный Указ распространяется только
на педагогических работников.

Должности, относящиеся к педагогическим работникам, определены разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов
и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (далее – справочник). В соответствии со справочником должности «социальный педагог», «педагог-психолог», «педагог-библиотекарь» относятся
к должностям педагогических работников.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного
и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья вступает в силу
с 1 января 2014 года).

Согласно части 1 статьи 129 и статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда в зависимости от его квалификации, сложности, количества, качества
и условий выполняемой им работы.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат
и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами
в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры
и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений (пункт 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Таким образом, вопросы о повышении заработной платы работников бюджетных организаций следует решать, прежде всего, на региональном и местном уровнях, с привлечением региональных организаций Профсоюза работников образования и науки Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что с результатами федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников за I полугодие 2013 г. в том числе, в разрезе субъектов Российской Федерации, Вы, можете ознакомиться на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (www.gks.ru). Предоставление данных для федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников осуществляет субъект Российской Федерации за подписью должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации.

5.lubentsova

Павел Аркадьевич! Существует ли концепция развития дефектологии в России? Одна из многих проблем: уменьшается зарплата дефектологов в связи с "подушевой" оплатой труда (коррекционные классы содержат 4-12 учеников в зависимости от дефекта). Чем планируется "удержать" педагогические кадры и привлечь молодежь к работе с трудными детьми, которые не смогут обучаться в массовой школе?

Дефектология – это раздел педагогической науки, изучающий вопросы воспитания, обучения, адаптации и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Развитие любой науки, в том, числе и дефектологии не предполагает наличие какой-либо концепции и определяется актуальными проблемами в данной области. 

Вопросы образования детей с ограниченными возможностями здоровья нацелены на максимально полную реализацию государственных гарантий детей с ограниченными возможностями здоровья. 

В настоящее время закреплено право на получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время Минобрнауки России организована в целях введения в образовательное пространство неоднородных по своему составу категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учета особенностей из развития ведется работа по разработке федеральных государственных специальных образовательных стандартов. 

В рамках стандарта предполагается установить требования к структуре основных образовательных программ, требования к результатам и условиям реализации освоения основной образовательной программы, требования к ресурсному обеспечению (условиям) получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, к итоговым достижениям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – достижениям к моменту окончания школьного обучения.

Планируется его внедрение уже в 2015-2016 учебном году.

Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288, установлена предельная наполняемость классов, групп, групп продленного дня для различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В письме Минобразования России от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» даны методические разъяснения, в частности, о наполняемости классов (групп) в каждом виде специального (коррекционного) образовательного учреждения.

В соответствии с законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий между различными уровнями власти решение вопросов обеспечения оплаты труда работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений находится в компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Оплата труда педагогического персонала осуществляется в соответствии с модельной методикой (письмо Минобрнауки России от 13 сентября 2006 г. № АФ-213/03 «О подготовке и направлении Вариантов модельных методик» (вместе с «Модельной методикой введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования», «Модельной методикой формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»)

В модельной методике предусмотрен учет стоимости бюджетной образовательной услуги на одного обучающегося с учетом повышающих коэффициентов (например, за сложность и приоритетность предмета, за обучение детей с отклонениями в развитии, за квалификационную категорию педагога).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 436 утверждены Правила предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования (далее – Правила).

Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации комплекса мер (далее – комплекс мер) по модернизации общего образования субъектов Российской Федерации, который включает одно или несколько из следующих мероприятий:

а) приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное и компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудование для школьных столовых);

б) приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;

в) пополнение фондов школьных библиотек;

г) развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования);

д) повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей;

е) модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов);

ж) осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования.

Комплекс мер содержит, в том числе план-график повышения фонда оплаты труда педагогических работников учреждений субъекта Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года № 436).

В соответствии с пунктом 8 Правил оценка эффективности использования и соблюдения условий предоставления субсидии осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации исходя из достижения значений показателей результативности предоставления субсидии, в том числе соотношения среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации социальной политики» (далее – Указ) Правительству Российской Федерации поручено обеспечить увеличение к 2018 году реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза.

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

6. Уважаемый Павел Аркадьевич! Какую нагрузку в часах для учителя
Вы считаете: 1) допустимой, 2) нормальной?

Известно, что нагрузка учителя не исчерпывается часами преподавательской деятельности, и эта особенность труда учителя учтена в новом законе об образовании, согласно которому в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. 

Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом школы с учётом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника (часть 6 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). 

7. Как объясняют на сайте по реализации ФЗ «Об образовании в РФ», ежемесячная компенсация учителя по обеспечению книгоиздательской продукции должна быть включена в должностной оклад (с заключением дополнительного соглашения к трудовому договору). С сентября 2013 г. у нас (в ЯНАО) компенсацию в 100р.
Не платят, доп. соглашения не заключили, в должностной оклад не включили. Главный бухгалтер сказала, что до конца года денег на методлитературу нет. Что делать? Как добиться выполнения ФЗ?

В момента вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией
и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года, автоматически включается в должностной оклад педагогического работника (статья 108 Федерального закона).

7.2) С 1 октября 2013 года будет повышена зарплата бюджетникам, индексация составит 5,5 процента. Коснётся ли индексация зарплат учителей муниципальных школ? Или всё зависит от воли регионов? Например, в Саратовской обл. предусматривается отмена индексации зарплаты учителей (ибо «регион увеличил зарплаты в декабре 2012 г., чем выполнил и задачи Трудового кодекса,
и поручение президента»).

В соответствии со статьёй 134 Трудового кодекса Российской Федерации организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Для организаций бюджетной сферы этот порядок устанавливается законом или иным нормативным правовым актом в зависимости
от уровня бюджетного финансирования.

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии
с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья вступает в силу с 1 января 2014 года).

8. Уважаемый Павел Аркадьевич! Работаю учителем физической культуры в начальных классах сельской малокомплектной школы второй год. Имею высшее, но не педагогическое образование и получаю заочно второе – педагогическое. В нашей школе два физрука, так было по инициативе прежнего руководителя районного отдела образования ещё до меня. Я пришла в школу на место уволившегося по собственному желанию учителя на нагрузку 6 часов в неделю плюс 3 часа в неделю кружковой работы. Меня такая нагрузка устраивает, т.к. я имею возможность больше времени отдавать детям и самообразованию. Нареканий со стороны администрации, родителей и коллег за время работы не имею. Однако в этом учебном году методист районо постоянно ставит вопрос нашему директору школы «Почему у Вас два учителя физической культуры?» Я так понимаю, что моя нагрузка портит статистику по уровню зарплаты? Могут ли мне на этом основании предложить уволиться? Очень надеюсь, что вы мне ответите.

Основания прекращения трудового договора по инициативе работодателя перечислены в статье 81 Трудового кодекса Российской Федерации
от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.