Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
роект концепции и содержания профессионального стандарта педагога вызывает явный интерес и различные отзывы. Сегодня свою оценку проекту дает ректор Волгоградского государственного социально-педагогического университета, д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО Николай Сергеев.
Во все времена деятельность педагога была и остается во многом творческой. Стандартизировать ее целиком вряд ли возможно. Но и мириться с тем, что учитель не может в полной мере подготовить ученика к жизни в современном обществе тоже нельзя. Вот почему проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога вызывает явный интерес и различные отзывы1.
Сегодня свою оценку проекту дает ректор Волгоградского государственного социально-педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Николай СЕРГЕЕВ.
– Николай Константинович, в ходе обсуждения высказывается опасение, что проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога станет еще одним циркуляром, который мало повлияет на современную школу. А что думаете по этому поводу вы?
– Новыми нормативными документами школу не удивишь. Однако проект профессионального стандарта педагога вызывает интерес и у тех, кто учит, и у тех, кто учился. Общество, уставшее от многолетних дискуссий о школе и педагогическом образовании, считает, что этот документ должен определить, каким быть учителю, соответствующему национальным интересам России. На мой взгляд, длительные поиски образа такого учителя увенчались успехом.
Всецело поддерживая идейно-методологические установки творческого коллектива во главе с Е.А. Ямбургом, рабочая группа Волгоградского государственного социально-педагогического университета предлагает учесть при разработке профессионального стандарта педагога следующие положения. 1. Развитие цивилизации изменяет содержание многих профессий, и нередко от них остаются лишь прежние названия. То же самое происходит и с профессией учителя. Изменения обусловливают необходимость уточнить понятия «предмет деятельности» и «компетенции» учителя. Учитель, ориентированный лишь на «обучение наукам» и не умеющий создавать целостную ситуацию развития личности ребенка, может оказаться, по сути, некомпетентным. 2. Педагогической деятельностью, помимо школьных учителей, занимаются преподаватели профессиональных обучающих организаций (государственных и корпоративных), воспитатели ДОУ, детских домов и приютов, социальные педагоги, работники инспекций по делам несовершеннолетних, педагоги-психологи, педагоги-организаторы культурно-воспитательных мероприятий и шоу, разработчики педагогических материалов, программ, стандартов, учебников и другие. Это должно быть принято во внимание. Кроме многообразия сфер применения, педагогическая деятельность имеет еще и множество видов: обучающая, воспитательная, развивающая, проектная и проектировочная, методическая, организационно-педагогическая (в открытой среде), дистанционно-педагогическая, аналитико-оценочная, инновационно-поисковая, научно-педагогическая, культурно-просветительская (работа с родительской общественностью и прочее), руководство самообразованием. Следовательно, важно выделить общие рамочные (инвариантные) характеристики педагогической деятельности как деятельности по созданию образовательной ситуации. |
Проект профессионального стандарта педагога не является традиционным штампом или очередной бюрократической бумагой. Он довольно четко определяет миссию, функции, компетенции, повседневные обязанности и сферу приложения творческих сил специалиста и одновременно отвечает требованиям фундаментальности, наукоемкости, широты охвата процессов. За это спасибо инициатору разработки Евгению Александровичу Ямбургу – новатору и, не побоимся высоких слов, неустанному борцу за честь и достоинство отечественного образования.
Проект опирается на прекрасную мысль К.Д. Ушинского о том, что «минуя голову учителя», мы ничего не сможем усовершенствовать в образовании. Это ключевая идея. Она определяет миссию учителя и школы – «заразить» ребенка на всю последующую жизнь неукротимым желанием учиться. Если такая задача будет выполнена, выпускник школы найдет себя в сегодняшнем «мире изменений» и будет по-настоящему служить Отечеству. Профессиональный стандарт выполняет две очень важные методологические функции. С одной стороны, позволяет в системной форме представить требования работодателей, что имеет большое значение для подбора, расстановки и наиболее эффективного использования педагогических кадров. С другой стороны, служит основой для формирования федеральных государственных образовательных стандартов и повышения квалификации педагогов. Коллизия состоит в том, что сначала были разработаны образовательные стандарты. Сейчас очевидно, что они должны быть скорректированы с учетом новых реалий, подробно прописанных в профессиональных стандартах.
– На ваш взгляд, есть ли в проекте слабые стороны?
– Как и в любом новом деле, в проекте содержатся положения, которые можно усовершенствовать. Но к ключевым идеям они отношения не имеют. Рабочая группа из наиболее квалифицированных специалистов нашего университета провела коллективный анализ проекта и направила в адрес разработчиков предложения по дальнейшему совершенствованию его содержания. Также считаем, что структуру проекта целесообразно привести в соответствие с макетом профессионального стандарта, сохранив при этом все ключевые идеи. Тогда документ будет легче зарегистрировать в Национальном агентстве по развитию квалификаций при Российском союзе промышленников и предпринимателей и включить в реестр профессиональных стандартов. Кроме того, хорошо бы дифференцировать по уровням квалификационные требования к учителю, что позволит использовать профессиональный стандарт в качестве эффективного инструмента при аттестации педагогов.
– Введение нового профессионального стандарта педагога неизбежно повлечет за собой изменения в подготовке и переподготовке учителей в высшей школе и в центрах повышения квалификации. Не могли бы вы изложить ваше видение этих изменений?
– Во-первых, в процессе перехода на образовательные стандарты нового поколения многие вузы сохранили дисциплинарный принцип построения учебных планов, не стали объединять отдельные дисциплины в учебные модули. Это создаст трудности при соотнесении компетенций – дисциплины и профессионального стандарта. Значит, придется перерабатывать учебные планы, разбивать их на модули, ориентированные на формирование определенной компетенции профессионального стандарта.
Во-вторых, как отмечают руководители общеобразовательных учреждений, педагогические вузы пока еще слабо готовят выпускников к работе с одаренными детьми, инклюзивному образованию, профилактике девиантного поведения учащихся, обучению русскому языку в классах с большим удельным весом детей мигрантов (это требует специфических знаний и умений обучения русскому языку как иностранному). Чтобы довести подготовку до соответствующего уровня, в программах бакалавриата нужно будет расширить локальные, внутрифакультетские курсы по выбору до общеуниверситетских (в дополнение к содержанию соответствующих разделов уже существующих дисциплин), а также открыть специальные магистерские программы для выпускников бакалавриата различных профилей.
В-третьих, придется усилить практикоориентированную составляющую педагогического образования. Для этого можно создать на базе школ, гимназий, лицеев специализированные кафедры вуза, укомплектовав их наиболее квалифицированными учителями-методистами, имеющими высокие достижения в педагогической деятельности и готовыми передавать студентам свой уникальный опыт – организовывать мастер-классы, педагогические мастерские. В этих школах можно проводить занятия по психолого-педагогическому и методическому циклам.
Деятельность специализированных кафедр разрешена статьей 27 нового закона об образовании в Российской Федерации. Реализация части учебного процесса в той среде, в которой предстоит трудиться нашим выпускникам, будет не только способствовать становлению профессиональных умений и навыков, но и сыграет важную роль в формировании мотивации студентов к педагогической деятельности. Тем самым в более полной мере будет реализована так называемая «клиническая модель» подготовки к будущей профессии.
– Достаточно ли будет этих мер для практической подготовки выпускников, если взять за систему отсчета ориентир, задаваемый предложенным профессиональным стандартом педагога?
– Направления совершенствования образовательного процесса, рассмотренные выше, будут, несомненно, спо- собствовать повышению практической подготовки будущих педагогов. Но в новых государственных стандартах производственной практике отводится слишком мало времени (в среднем, не более 20 недель). Этого, как отмечают работодатели, явно недостаточно.
В ряде зарубежных стран – Германии, Великобритании и других – подготовка будущего учителя не ограничивается четырехлетним бакалавриатом. Например, в Германии выпускник после сдачи первого государственного экзамена должен пройти двухлетнюю педагогическую практику – референдариат, включающий профессиональную практическую подготовку на учебном семинаре в школе (7 часов в неделю), а также посещение и проведение пробных уроков и самостоятельное преподавание (12 часов в неделю). Знаменует окончание подготовки учителя второй государственный экзамен, состоящий из домашней письменной работы, двух пробных уроков и устных ответов на вопросы, который сдается в конце практики.
Подготовка российских учителей в соответствии с тем образом, который задает проект профессионального стандарта педагога, пока невозможна. Чтобы дорасти до требований, которые в нем содержатся, нужно сначала создать экспериментальные площадки на базе ведущих педагогических вузов России, а затем в зависимости от результатов исследований откорректировать учебные программы и планы в нужном направлении. Одной из таких площадок готов стать Волгоградский государственный социальнопедагогический университет.
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.