Чему и как должен учиться современный педагог?

Комсомольская правда

Уже меньше, чем через год — в сентябре 2014 года планируется полномасштабное введение профессионального стандарта педагога

Впервые  разрабатываются требования к профессиональным навыкам учителя, продумываются механизмы, стимулирующие педагога повышать качество образования в своем образовательном учреждении.

Вот как описываются грядущие перемены в концепции профстандарта педагога: 

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие предписывающими дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. В перспективе предполагается расширить сферу применения профессионального стандарта педагога, введя специальности: педагог дополнительного образования и педагог системы профессионального образования. Учитывая необходимость работы в образовательных организациях с детьми, имеющими проблемы в развитии и ограниченные возможности, планируется рассмотреть введение дополнительных специальностей: педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог), осуществляющий свою деятельность в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе, тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка-инвалида и т.п.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.

«Комсомолка» пригласила  к обсуждению  экспертов:

- Игоря Реморенко, ректора Московского городского педагогического университета (МГПУ);

- Анатолия Каспржака, директора центра развития лидерства в образовании Департамента исследований и разработок Института образования Высшей школы экономики (ВШЭ);

- Павла Карпова, директора столичной школы №261;

Морозова Ольга, заведующая кафедрой образовательных технологий Владимирского института повышения квалификации работников образования;

- Андрей Лукутин, руководитель лаборатории гуманитарных дисциплин Южного окружного управления образованием города Москвы, президент Клуба учителей года Москвы.

Вопросы нашим экспертам задавали посетители сайта kp.ru — участники онлайн дискуссии.

Анатолий Каспржак.
Анатолий Каспржак.

Анатолий Каспржак, директор центра развития лидерства в образовании Департамента исследований и разработок Института образования Высшей школы экономики (ВШЭ);

Да, соглашусь, систему переподготовки педагогов нужно изменить, чтобы она приблизилась к жизни. Но вот знают ли авторы профстандарта — в какую сторону ее менять?

Анатолий Васильевич, учитель с 40-летним стажем.

- Начну с уточнения вопроса. Вы точно, однозначно определили, что учителям нужна переподготовка. Позволю заметить, что переподготовка означает получение нового образования, новой специальности. Например: учитель проходит переподготовку и осваивает специальность директора (становиться компетентным в исполнении его служебных обязанностей). То есть, или Вы ошиблись в применении термина – переподготовка педагогов, или имели ввиду программы повышения квалификации и/или профессиональное развитие. Основываясь на том, что видел, осмелюсь предположить, что и тот и другой процесс у нас организованы не самым  лучшим образом.

Если мы говорим о повышении квалификации (учеба для приобретения новых квалификаций), то в том формате, который у нас есть (преподаватели, методисты  собраны в институты усовершенствования учителей) ожидать эффективной работы практически невозможно. В развитых странах уже давно институты, которые несут ответственность за повышение квалификации, выполняют совсем другие функции, нежели их российские аналоги (институты повышения квалификации, развития образования и т.д.). Они занимаются не собственно процессом повышения квалификации, а консалтингом, имея два банка данных: запросов на повышения квалификации и предложения по их удовлетворению. То есть, их задача – изучить ситуацию, организовать и т.д. Это абсолютно правильно, так как учить учителей должен не тот, кто что-то умел делать, а кто определенную операцию делает лучше всех сейчас.

Не менее важным для становления учителя-мастера является процесс его профессионального развития, который  обычно происходит в ходе профессионального общения, который организуют профессиональные сообщества. Увы, но таковых у нас почти нет.

Отсюда и ответ на вопрос: нужно кардинально менять систему повышения квалификации, строя ее по сетевому принципу на «точках роста», возникающих в системе образования, а также – способствовать созданию разнообразных профессиональных сообществ учителей.

Правда, все это не принесет должного результата в среднесрочной перспективе, если не модернизировать систему подготовки учителей (быть может, о ней вы и спрашивали), которая сегодня осуществляется не только и не столько в педагогических вузах (из 179 вузов, которые в 2012 году осуществляли подготовку учителей, только 47 – педагогические). Говоря об этой проблеме «крупными мазками», как говорится, проблем, а, следовательно, и направлений приложения усилий, тут три:

- в педагогические вузы идут не самые лучшие выпускники школ. Как следствие, мы должны подумать над системой мероприятий, которые переломят эту ситуацию, организовав мониторинг реальных потребностей в учителях, возродить работу по привлечению учеников с задатками на программы подготовки учителей, подумать над тем как, какими способами (возможно за счет введения дополнительного к ЕГЭ испытания), проверить склонность к педагогической профессии абитуриента.

Отдельная тема в том же направлении – привлечение в специальность выпускников бакалавриата непедагогических специальностей, дипломированных специалистов других профессий в учителя. Такого рода действие –  практика всех развитых стран, которые понимают, что тяга в педагогическую профессию у молодого человека может возникнуть не только в 17-18 лет, но и несколько позже. Как мы знаем, у нас в школах работает определенное количество людей, не имеющих специального образования и они, чаще всего, не самые худшие. Следовательно надо  расширять возможности «войти в вуз» и получить профессию учителя. Над так выстроить систему подготовки, чтобы войти в профессию можно было «через несколько дверей», пройдя разными дорогами;

- в период обучения в вузе, где просто необходимо увеличить практическую направленность, как у врачей, которые добрую треть, а то и половину обучения на старших курсах проходят в клинике;

- привлечение лучшего выпускника педагогической образовательной программы в школу и удержание в ней. Здесь надо думать не только о  повышении заработной платы, что делается и надо продолжать это делать. Поддержка молодых, это и создание для них «компании» (опять профессиональное сообщество, на сей раз – молодых учителей, как это сделано в Красноярском крае, например), которой в отдельной школе сделать почти невозможно, и, главное – создание карьерных перспектив. Прошло то время, когда люди гордились одной записью в трудовой книжке за всю жизнь, молодые хотят расти, нужно думать о карьерной лестнице внутри профессии. Сегодня же учитель может вырасти лишь до завуча или директора, а это замечу, уход их профессии учителя в управленцы. 

Многие педагогические вузы попали в списки неэффективных. Их собираются закрывать? А вот нужно ли это? Честно ли?

Анна

- Вообще закрытие педагогического вуза, который в малом городе, где он чаще всего, является единственным местом получения гуманитарного образования, действие чрезвычайно рискованное, результаты которого выходят далеко за систему образования.

Вместе с тем, есть такие вузы, их филиалы, которые имитируют  и, параллельно, компрометируют педагогическое образование, что хорошо известно.  

Есть и третья проблема – с вузами у нас вообще в стране перебор: в нулевые годы  количество мест на первом курсе стал превышать число выпускников средних школ, это, мне кажется, это как-то… Мы что, собираемся стать страной всеобщего высшего образования?

Одним словом, проблему с каждым педагогическим вузом, как и образовательной программой подготовки учителей, реализуемой в непедагогическом вузе, надо разбираться индивидуально. 

Прежде чем «переламывать» учителей может быть стоило объективно подсчитать  каких учителей у нас не хватает – квалификация, возраст, количество?

Валентин Павлович Князев.

- Учителей то у нас хватает. Как известно людям, работающим в системе, после произошедших повышений заработных плат, кроме школ, расположенных в отдаленных территориях, куда не стремятся переезжать не только учителя, мест, чаще всего, в школах нет. Известно и то, что большая проблема школ – отсутствие молодых учителей. Так, если в 1990-ом, доля учителей, чей стаж до 10 лет была 41,3%, в конце 90-х – 39,5%, сегодня – 19,1%.

Здесь, как мне кажется, проблема выходит далеко за пределы системы образования. Во-первых, если стареет страна, стареет школа, учителя, на это надо сделать скидку, точнее – надо еще доказать, что школа стареет быстрее, чем страна.

Второе. Как это не покажется парадоксально, чем больше мы поднимаем заработную плату работников системы, не проводя пенсионной реформы, не увеличивая пенсии, не создавая рабочие места для людей, достигших пенсионного возраста, но готовых к частичной занятости, тем меньше шансов на то, что представители старшего поколения уйдут.  освободив место для молодого специалиста. Дельта между пенсией и заработной платой такова, что мои ровесники будут таскать себя в школу до последнего. В-третьих, карьерная лестница, о которой я говорил выше. Одним словом, повторюсь, изменение качественного состава учителей, задача, решение которой выходит далеко за пределы системы.

Павел Карпов.
Павел Карпов.

Павел Карпов, директор школы №261 (Москва):

- Скажите, на каких условиях вы берете на работу молодого учителя?

Валентина Орлова.

- Давайте договоримся, что «молодой учитель» - это не только выпускник педвуза, но и, например, уже состоявшийся специалист, нашедший себы в высшем образовании, науке или практике, но принявший решение прийти работать в школу, впервые в своей жизни.

Для того, чтобы школа могла принять молодого учителя необходимы три вещи. Во-первых, нужна сама вакансия, нагрузка для учителя, причем, желательно, не в выпускных классах. Во-вторых, нужно желание администрации работать с молодыми педагогами. Наконец, в-третьих, нужна готовность педагогического коллектива к «омоложению» - возможность адресной поддержки молодого учителя и отсутствие (!) его гиперопеки или, что страшнее, своеобразного «троллинга». Собственно, принимает в школу именно команда педагогов, педагогический коллектив, а не только и не столько администрация школы.

Но иногда директору можно не оглядываться на эти условия и смело принимать молодежь, как можно больше.

Главное – не ошибиться. Молодой учитель на мой взгляд должен иметь два главных качества – очень хорошо и глубоко знать, любить свой предмет и иметь определенную «педагогическую способность». О последней сложно рассказать, это особое качество быть учителем, которое очевидно только во время учебной ситуации, ситуации урока.

Поэтому после собеседования мы в школе всегда предлагаем соискателю провести урок, на котором присутствуют не только администрация, но и учителя.

Еще раз – нам представляется, что школьный коллектив не атомарен и не является простым сложением разных педагогов. Он – коллектив – имеет свою субъектность, характер, цели и ценности и именно коллектив, в конечном итоге, принимает своего нового сотрудника.

- Считаете ли правильным, что учителя обязаны посещать курсы переквалификации каждые 3 года. Видите ли вы улучшения в работе учителей, посетивших такие курсы?

-  Да, считаю. Учитель обязан находиться в профессиональной – необязательно чисто учительской – среде и постоянно искать: новое содержание, новые методы и практики, новое знание об учащихся. Учитель должен не только учить – но и постоянно учиться, иметь в себе эту способность. Те, кто не учатся – не способны учить других. Но, конечно, нужно искать настоящие, интересные курсы, в том числе те, которые проводят практикующие педагоги или ученые, крупные специалисты в своем предмете. Зачастую, в системе повышения квалификации таких курсов не найти.

- Как, на ваш взгляд, должна сегодня строиться система подготовки молодого учителя?

Артур

- В системе подготовки необходимо супервайзерство со стороны вдумчивых и опытных коллег. Обязательно нужен курс педагогической психологии, практика в интересных школах, сильное студенческое самоуправление, стажировки. Ну и, конечно, сильная, иногда на износ, предметная подготовка.

В целом мы находимся на этапе, когда реформы педагогического образования чрезвычайно актуальны. И есть все основания увидеть в ближайшем времени как будут меняться педагогические вузы, догоняя уже изменившуюся школу. Сильное педагогическое образование возможно лишь в настоящем, сильном педагогическим вузе-сообществе, в среде профессионалов, которые предельно ответственно подходят к выдаче диплома и самому факту присвоения квалификации «учитель» и, затем, несут ответственность за выпускников своей альма матер. Только повышая требования к выпускнику, безжалостно отсеивая случайных людей, педагогический вуз сможет «выпускать» конкурентный продукт. Иначе педагогическое сообщество так и будет спорить до хрипоты – искусство ли педагогика или, все же, в первую очередь технология и наука.

- Какая мотивация сейчас существует у учителей? Кроме возможности взять себе как можно больше уроков и заработать денег. Чем можно мотивировать современных педагогов, чтобы они не уходили из профессии или не становились для учеников «училками».

Агата Копельник

- Мотиватор, драйв работы учителя уже есть – это сама позиция наставника и воспитателя у детей. Очень сложно найти баланс, при котором, с одной стороны, учитель всегда старше, опытнее, умнее, он ведет ребенка за собой, а, с другой стороны, – он становится союзником ребенка и его товарищем, партнером по обучению. Если такой баланс найден то возникает главный мотиватор работы учителя - дети, которые тебе доверяют. Особое чувство своей нужности и ответственности. Многие ли в других профессиях могут похвастаться этим? А школьной администрации главное не мешать становлению и удержанию этой мотивации и, конечно, стимулировать учителей материально. Сегодня, например, в Москве это абсолютно действенный стимул в рамках новой системы оплаты труда - реальный, работающий, сильный метод селекции учителей и постепенного выбраковывания случайных людей, тех, о ком никогда не вспомнят выпускники школ.

Игорь Реморенко.
Игорь Реморенко.

Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ);

Как, на ваш взгляд, должна измениться система подготовки учителей — какие дисциплины устарели, какие новые методики важны?

Анна, аспирант

- В первую очередь – надо больше «живой» практики. Когда студенты не формально наблюдают и записывают то, что происходит в школе, а когда пытаются помогать учителям, работают с детьми, участвуют в деятельности педагогических и методических советов. Хотя, как мне представляется, надо обсуждать обучение не столько педагогов самих по себе, сколько специалистов, работающих в системе «человек-человек», имеющих дело с развитием в разных гуманитарных практиках. Важно, например, чтобы все студенты практиковались и исследовали деятельность детсадов, досуговых учреждений, организаций культуры, социального обслуживания, пробовали себя в летних и зимних школах – везде, где идёт становление человека. Это поможет будущим учителям переносить образовательные подходы из одних областей в другие, а значит профессионально расти и совершенствоваться.

- Сейчас прошло сокращение бюджетных мест в педагогических вузах. Считаете ли Вы, что выпускников педагогических университетов могут заменить выпускники классических университетов?

Ира, мама выпускницы школы

- Вакансий в школах стало меньше, все места заняты, и у нас стало меньше бюджетных мест в бакалавриате. Однако заметно больше в магистратуре. С каждым годом всё больше граждан, получающих магистерское педагогическое образование, изначально имеющих иное базовое высшее образование первого уровня (инженерное, исследовательское, медицинское и пр.). Это совсем другая подготовка с особыми требованиями. У нас есть кандидаты наук, пришедшие в педагогическую магистратуру. Это учёные, которые ранее не планировали работать в школе, но со временем решили сменить профессию.

В целом же, если мы говорим о старшей и основной школе (с 5 по 11 класс), то совершенно нормально, когда туда приходят сильные предметники из непедагогический вузов. Но нам представляется, что или специальная переподготовка или магистерская программа по педагогике им необходима.

- Какие педагогические специальности, по-вашему, сейчас ключевые? Каков средний балл абитуриентов, поступающих на них в вашем вузе?

Нина Перевожина.

 У нас, как и в прежние годы, востребована подготовка учителей иностранного языка. Мы готовим преподавателей английского, немецкого, французского, итальянского, в последние годы большой спрос на японский и китайский языки. Здесь у нас по сумме трёх предметов проходной балл достигает 270. Средний балл ЕГЭ на бюджетный приём по всем направлениям подготовки – 74 балла. Мы лидеры среди педвузов наряду с МПГУ и Герценовским педагогическим университетом.

- Как Вам кажется, почему до сих пор в педагогические вузы преимущественно поступают по остаточному принципу? Хуже ситуация только с физкультурными. О каком уровне преподавания может идти речь, если ректоры понимают: к ним идут исключительно ради диплома о в/о и работать по специальности не собирается 2/3 выпускников. Поэтому и ту, оставшуюся треть студентов, которые реально станут школьными учителями, готовят, как говорится, спустя рукава.

Наталья Сергеевна.

- У нас в МГПУ не самые слабые выпускники школ. Да и в школы сейчас берут лучших студентов. Зарплата учителей в московских школах очень приличная. Проблема в другом. Выпускники школ пока ещё не готовы выбрать свой профессиональный путь, и виды занятости постоянно обновляются. Мне кажется совершенно нормальным, если учитель начальной школы работает в кадровой службе или агентстве по развитию персонала. Навыки, которые он использует, вполне соответствуют навыкам хорошего учителя. Тут надо и воображение развивать, и составлять планы индивидуального развития сотрудников и пр. Поэтому я бы по-другому ставил вопрос – о подготовке специалистов для разных гуманитарных и социальных практик. При такой постановке многие проблемы видятся иначе.

Ольга Морозова.
Ольга Морозова.

Ольга Евгеньевна Морозова, заведующая кафедрой образовательных технологий Владимирского института повышения квалификации работников образования.

- Многие школы сейчас сокращают ставки психологов в школах - "оптимизируют" штат в связи с новой системой оплаты труда. К чему, по-вашему, это может привести?

Зоя Верникова.

-  Это опасный путь.  По наблюдениям европейских экспертов, в той стране, где больше психологов -  больше счастливых людей. Человек должен получать профессиональную помощь в любой кризисной для своей жизни ситуации. Никому не придет в голову   пойти вправлять  вывих руки  к подруге. Идут к травматологу. Но когда возникают проблемы духовного, эмоционального плана – человек (тем более  ребенок) оказывается в западне. Со своей травмой он вынужден справляться самостоятельно.  Думаю это одна из причин высокого уровня суицида у подростков.  И на этом нельзя экономить. Это не оптимизация – это зло.

- Многие выпускники педвузов не идут на работу в школу. Разве это плохо? Может для школы благо, когда в нее не идут работать люди, которые не считают педагогику своей профессией?

Оксана.

- Да плохо. Бесспорно. В будущем, по предсказаниям экспертов, в школу будут приходить профессионалы, но не из  области образования. То есть экономисты, юристы - практики. И возможно это один из вариантов оживления самого образовательного процесса. Но! Если вы читали проф.стандарт педагога и тот перечень компетентностей, которыми должен обладать современный учитель, то становится ясно, что непрофессионалу в школе будет работать не просто сложно, а почти невозможно.
Мы и там многое в жизни делаем по наитию,  но работать с детьми должны люди знающие и тонкости детской психологии и имеющие в своем ассортименте –  эффективные образовательные технологии, а не только практические знания. Но чтобы в школу пошли  молодые учителя – сама  профессия учителя  для них должна стать желанной.  Начинающий учитель сейчас получает около 8 тыс. рублей. И тот, кто согласен на такую зарплату  – скорее романтик или делает это от безысходности. Но  где найти столько романтиков? Уже сегодня наблюдается  кадровый кризис и он будет только нарастать.

- Средний возраст учителей в школах — около 50 лет. Какие меры нужно предпринять, чтобы в школы пришли молодые?

Галина.

- Ответ прост. Нужно перечислить те условия, которые в принципе нужны любому компетентному человеку  в условиях выбора места работы. Хорошая заработная плата, возможность карьерного роста (хотя не для каждого это важно), простор для творчества и собственного  роста, адекватные современным условиям техническая оснащенность рабочего места.
Из всех перечисленных показателей для большинства учителей сегодня существует только простор для творчества, даже на  личностный рост   нужны деньги (курсы, книги, путешествия). О компьютере с проектором в кабинете многие только мечтают.

Андрей Лукутин.
Андрей Лукутин.

- Андрей Лукутин, руководитель лаборатории гуманитарных дисциплин Южного окружного управления образованием города Москвы, президент Клуба учителей года Москвы:

 

- На ваш взгляд, есть ли действительно необходимость разработки профстандарта учителя? Как можно проверить соответствует ли учитель стандарту? Линейкой? Штангенциркулем?

Игнат

- С переводом образования из сферы всеобщего социального блага в сферу всеобщего оказания образовательных услуг стало необходимым померить несколько экономических показателей: сколько денег тратится на эту сферу? Рационально ли используются? Каков результат? Если результат низкий, то в чем причины? Отсюда "эпоха стандартизации в образовании": федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней, ГИА и ЕГЭ, профессиональный стандарт учителя, рейтинги школ, учителей и пр. Стандартное образование, так бы я назвал.

Отдельной строкой идет аттестация учителя. Было бы вполне достаточным оставить ее, внеся критерии, которые соответствуют показателям хорошего работника сферы предоставления услуг. Иронизирую, но факт остается фактом. Померить можно только то, что измеряется. А измеряется лишь результаты, а не сам процесс. Отсюда выпиливание из экономической сферы показателей экономического производства. Если что-то, например ЕГЭ, померить можно, то все воспитание и социализацию никогда. Поэтому на глазок.

Однако, рабочая группа по профстандартам постарались учесть, что необходимо на данный момент исторического развития образования уметь и знать учителю. Критерии понятны и просты. Но массовость профессии учителя, отсутствие фордовского конвейера, штампы и пр. запрограммированные вещи не дадут возможности померить всех и вся. И это тоже подчеркивают разработчики стандарта.

Я - за гибкий стандарт.

Как вы считаете, можно ли требовать с учителя полной отдачи, знания современных технологий, не развязав ему руки, засыпав кучей отчетных документов и не обеспечив (по крайней мере так в регионах) приличной зарплатой и социальным статусом?

Директор школы

- Риторический вопрос, как я понимаю. Конечно, любой работник хочет получать хорошую зарплату, да еще, чтобы уважали. Особенно это применимо к учительству.

При этом, возвращаясь к первому вопросу: за что уважать и за что платить? Только за то, что учитель? Не думаю. Сложная и ответственная, его все же просто профессия.

Высокий Социальный(подчеркиваю!!!) статус учителя в государственном масштабе утерян. Никакие даже сверхвысокие зарплаты не смогут его поднять. Я сторонник "малых дел". И каждый из нас, каждый раз, входя в класс, занимается государственным делом: поднимает престиж нашей работы через уважение своих воспитанников. Пока только так.

Сухой остаток: бумажки скоро уйдут в небытие. Социальный статус учителя - дело наше и чуть-чуть государства. Достойное обеспечение учителя в рамках всех регионов миф из разряда сказок. Да и не было никогда такого. Москва смогла этого добиться, но это не значит, что другие регионы смогут сделать также.

- А вам, как учителю, каких знаний не хватает?

Анна Владимировна

- Основываясь на собственном опыте могу сказать:

- предметных. Многие учителя перестали читать! В том числе хорошую классическую литературу. Перестали интересоваться своим предметом, новинками. Пока учитель не будет знать свой предмет на уровне хотя бы российских стандартов ничего не получится.

- психолого-педагогических . Мам и пап в нашем лице уже детям недостаточно. Психологии и педагогики на уровне прочтения книжки еще в вузе недостаточно. Коммуникация - основной принцип работы и не только в школе. А мы не умеем.

- работа с информацией. Я даже не про компьютеры говорю. Я про жизнь в информационном пространстве. Боязнь признать, что учителя отстают от своих учеников во владении ИТ, играет плохую роль. Процесс поглащения нас ИТ мы не остановим, просто сильно опоздаем.

- и мне лично не хватает тех, КТО меня всему этому научит. Система переподготовки кажров - на слабом уровне. Педвузы, к сожалению, учат тому, что для школы уже в прошлом. Современная наука в школы не стремится, а это сверхплохо. У нас в Москве создали проект «Университетские субботы для детей и родителей». Вот это мне нравится: стильно, современно, интересно. Это надо пропагандировать.

Без обучения учителей, серьезного обучения, никакой процесс не сдвинется с места. Никакой!!! Сколько бы денег не вкладывали.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии