В школах по-прежнему процветает практика "добровольных пожертвований"

Российская газета
В школах по-прежнему процветает практика "добровольных пожертвований"
Школьные расходы не исчерпываются портфелем, тетрадями и формой. Учебный год начался совсем недавно, но многие мамы и папы уже успели "скинуться на ремонт". Разумеется, добровольно. И хотя после летних каникул, во время которых школы вроде бы должны были подштукатурить и подкрасить, это выглядит как минимум странно, мало кто отказывается от предложения сделать добровольный взнос.

Мама архангельского первоклассника Анна Терентьева после первого же родительского собрания поняла: придется платить. Учительница настоятельно рекомендовала помочь с обновлением туалета, который находится на одном этаже с классом, куда предстояло идти сыну. Родители послушно потянулись за деньгами.

- Я тоже отдала 2,5 тысячи рублей, - рассказывает Анна. - Не хотелось сразу же затевать конфликт, хотя, на мой взгляд, туалетной комнате ремонт совершенно не требовался.

По словам Терентьевой, учительница также намекнула, что осенью, скорее всего, в классе придется менять оконные рамы на стеклопакеты. И тоже за счет родителей.

Ничего противозаконного в этом нет, утверждают в профильных ведомствах. Учителя вправе предложить родителям дать денег на что-то нужное для класса. Те вправе согласиться или отказаться.

- За школами осталось право собирать так называемые добровольные пожертвования, - поясняет начальник отдела дошкольного, общего и дополнительного образования министерства образования и науки Архангельской области Елена Молчанова. - Но это не значит, что собранные деньги пойдут на нужды учителей. Все средства должны быть обязательно проведены через бухгалтерию образовательного учреждения, а родителям предоставлены сметы расходов и отчет за каждый рубль.

На практике так получается далеко не всегда. Немногие мамы и папы интересуются официальными документами. В то же время, по данным региональной прокуратуры, дел о нецелевом расходовании средств в школах с каждым годом становится меньше. То ли потому, что нечистые на руку педагоги поувольнялись, то ли потому, что родители просто не хотят скандалить.

- Для того чтобы мы могли начать собственную проверку, необходимо заявление, в котором указывается личная информация обратившегося, - говорят сотрудники прокуратуры. - Конечно, мы ее не разглашаем, но в большинстве случаев учителя все равно узнают, кто именно выступил инициатором. И тогда ребенку проще перевестись в другую школу, потому что отношение к нему и его родителям тут же резко меняется. Такой уж менталитет.

У Андрея Дементьева двое детей. В этом году они пошли в пятый класс одной из архангельских гимназий.

- Не так давно в нашем родительском комитете появилась одна очень активная женщина, - делится он. - По ее инициативе только в прошлом году мы отремонтировали парты, купили новую доску и заменили линолеум в двух кабинетах. Все это в общей сложности обошлось нашей семье в 10 тысяч рублей. А в этом году я не выдержал и, когда она предложила оклеить класс моющимися обоями, отказался участвовать в поборах.

Учителя все равно узнают, кто именно выступил инициатором прокурорской проверки. И тогда ребенку проще перевестись в другую школу, потому что отношение к нему тут же резко меняется. Такой уж менталитет

- В данном случае отец прав. Родителям никто не запрещает оказывать благотворительную помощь добровольно, но обязать кого-то платить школа не может, - подчеркивает Елена Молчанова. - Каждый вправе отказаться от финансового участия в жизни класса.

Однако коллектив такого "бунтарства" не одобрил. Логика понятна: если кто-то отказывается платить, его часть расходов ложится на более сговорчивых родителей. В общем, папа пятиклассников решил в школу на собрания больше не ходить, чтобы не портить отношения еще больше.

О том, чтобы запретить школам пользоваться родительскими деньгами, никто не говорит. Иногда это действительно бывает необходимо. Но, чтобы не случалось недопонимания, юристы советуют не пожалеть времени на бюрократическую работу и организовать процесс в соответствии с законом.

- Сбором денег и их расходованием в любом государственном учебном заведении должен заниматься попечительский совет школы или родительский комитет, - говорит юрист по гражданским делам Михаил Уткин. - В идеале они должны официально зарегистрироваться как некоммерческая организация и открыть свой счет в банке. И только в статусе официальной организации они могут заключать договоры с компаниями, которые делают ремонт или предоставляют школе другие услуги. При этом деньги должны перечисляться со счета на счет и только на основании официального договора. Платежи "из рук в руки" незаконны. То же самое касается случаев, когда родителям предлагают сдать деньги лично директору, учителю, бухгалтеру или другим представителям школы.

Правда, юрист тут же признает, что и это - не панацея. Если делать все по уму, то придется заключать договор отдельно с каждым родителем, что влечет за собой целый клубок разнообразных сложностей. Стандартная форма финансовых отношений семьи и школы в таком виде, который устраивал бы всех, до сих пор не разработана.

Кстати

В последнее время объемы финансирования школ на капитальный и текущий ремонт увеличиваются. Только в 2013 году на эти цели из федерального бюджета в Архангельскую область поступило около 400 миллионов рублей, а общий объем составил примерно 800 миллионов. Логично предположить, что предложения "скинуться на ремонт" должны поступать родителям все реже.

А как у соседей?

В Петербурге ситуация с родительскими поборами практически ликвидирована, каждый такой факт становится поводом для как минимум служебного расследования. Во многом это объясняется особым опытом петербургской школы: эксперимент по внедрению финансово-хозяйственной самостоятельности в образовательных учреждениях начался здесь еще в 1994 году. За два десятилетия механизм настолько отлажен, что сегодня руководители "умеют сделать из одной копейки две", поясняет в беседе с корреспондентом "РГ" директор лицея N 369 Красносельского района Константин Тхостов, который также возглавляет Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийского педагогического собрания.

Родители, конечно, имеют право оказывать школе целевую спонсорскую помощь, но для этого существуют четкие административные регламенты и нормативно-правовые акты. При этом речь не идет, например, о ремонте кабинетов и коридоров или замене старых окон на стеклопакеты. Такие работы в школах выполняются в соответствии со строительными и санитарными нормами, подрядчик определяется в результате конкурса, а финансирование закладывается в бюджет заранее. Конечно, ситуация в Северной столице нетипична для всего Северо-Запада. Мегаполис федерального значения обладает гораздо более широкими финансовыми возможностями и полномочиями, чем школы в глубинке. К примеру, большинство петербургских школ оказывают платные образовательные услуги - исключительно в рамках закона. Если в учреждении около тысячи учеников, спрос найдется практически на любые занятия - от вышивания крестиком до конструирования роботов.

И родители, и учителя в беседах на финансовые темы признают, что деньги во взаимоотношениях семьи и школы все же фигурируют. Выбираются подарки ко Дню учителя и дням рождения, собирается сладкий стол для детей на праздники, заказываются экскурсии и билеты в театр. До самого последнего времени приходилось покупать дополнительные учебники и рабочие тетради по требованиям педагогов. Иногда такие траты существенно сказываются на бюджете. Но вот парадокс: как правило, чаще всего возмущаются те, кто материальных проблем не имеет. Остальные стесняются.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.