Володина: знания учителей по предмету нуждаются в независимой оценке

РИА НОВОСТИ
Володина: знания учителей по предмету нуждаются в независимой оценке
Как сделать учителя знатоком своего предмета, в интервью РИА Новости рассказала директор Пермского кампуса НИУ ВШЭ Галина Володина.

В профессиональном стандарте педагогической деятельности, подготовленном группой под руководством директора Центра образования №109 Москвы Евгения Ямбурга и одобренном в сентябре 2013 года Минюстом России, сделан акцент на психолого-педагогических компетенциях учителя: он должен уметь найти подход к каждому ребенку. Однако предметные компетенции учителя не менее важны — иначе дети не сдадут ЕГЭ. Как сделать учителя знатоком своего предмета, в интервью РИА Новости рассказала директор Пермского кампуса Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Галина Володина.

- Галина Емельяновна, в Пермском крае для учителей проводятся предметные олимпиады — аналог олимпиад для школьников. Как возникла идея их проведения? Зачем они нужны?

— Идея проведения учительских олимпиад возникла с приходом ЕГЭ в Пермский край. Для нас было очевидно, что высокий уровень предметных компетенций учителя вкупе с его психологической готовностью к независимой внешней оценке этих компетенций имеет прямую корреляцию с результатами ЕГЭ его учеников.

Проблема в том, что эти компетенции никто никогда не проверял. Как учителя в России проходят аттестацию? Пишут реферат, выступают перед комиссией, но никто не проверяет уровень их владения предметом. Последний экзамен они сдавали во время учебы в институте. А чтобы проверить, нужно посадить учителя за парту, независимо оценить его знания. Возможный формат такой оценки — олимпиады для учителей.

В первой олимпиаде в 2008 году участвовали учителя из 28 школ — тех, которые в тот период входили в наш университетский округ (кампус с ними сотрудничал, помогал учителям повышать квалификацию и проч.). Это были учителя русского языка, математики, английского языка и экономики — всего около 200 человек. Проходила она анонимно — мы закодировали имена названиями цветов. Первая олимпиада позволила нам понять, где у учителей больше всего пробелов, как с ними работать.

— Как проходят олимпиады для учителей сейчас?

— Они проводятся совместно Пермским кампусом НИУ ВШЭ и краевым министерством образования. В них принимают участие все желающие учителя Пермского края — в 2012 году только математиков было больше тысячи. За прошедшие пять лет через олимпиады прошли более 9 тыс. учителей — то есть большинство тех, кто преподает в основной и старшей школе. Расширился спектр предметов: сейчас олимпиады проводятся также для учителей физики, химии, биологии, информатики. Олимпиада проходит в два тура: первый — дистанционный, через Интернет. Второй — очный — в нашем кампусе. После очного тура мы всегда проводим разбор ошибок и мастер-класс, который должен помочь улучшить результаты. И если поначалу олимпиады больше напоминали ЕГЭ, то сейчас уровень их сложности значительно выше.

Уже два года мы открываем все результаты олимпиад. Известно, что учителя трепетно относятся к любым внешним проверкам, но этой гласности они уже не боятся. Для них это хороший стимул. Многие учителя принимают в олимпиадах участие несколько раз, и мы видим, как некоторые из тех, кто занял по итогам первых олимпиад низкие позиции, постепенно их улучшают. Конечно, результаты олимпиад дают краевому министерству объективную информацию о предметных компетенциях учителей. Важно, что хорошие результаты показывают не только городские, но и сельские учителя.

- В чем смысл участия в олимпиаде для учителя?

— Победа в олимпиаде может повлиять и на результаты аттестации — присвоение первой и высшей категории, на решение о том, кто возглавит методические объединения учителей, кто войдет в состав экспертных комиссий по проверке ЕГЭ. Тех, кто демонстрирует лучшие результаты, конечно, отмечают в краевом министерстве.

Кроме того, учительские олимпиады явились мощным стимулом для формирования широких предметных сообществ учителей школ региона.

- А в чем смысл проведения олимпиад для Пермской Вышки, если не принимать во внимание миссию университета по поддержке средней школы?

— Есть и прагматические соображения. В свое время мы поняли, что вклад кампуса в улучшение качества школьного образования в крае — это возможность получить хорошо подготовленных абитуриентов.

- Что необходимо для распространения пермского опыта проведения олимпиад в других регионах?

— Олимпиады для учителей — отнюдь не затратное мероприятие, как может показаться на первый взгляд. Техническая сторона вопроса — это программное обеспечение: с его помощью мы проверяем задания за 30 минут.

Если проведение олимпиады берет на себя университет, ему нужна поддержка региональных властей, а также хорошие отношения с другими вузами региона. Например, у нас задания по математике, экономике, английскому языку составляют преподаватели ВШЭ, а задания по физике, химии, биологии — преподаватели других вузов Перми.

Если преподаватель составляет олимпиадные задания для учителей, сам он должен быть предметным экспертом высочайшего уровня.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

 

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.