Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Дмитрий Виноградов и Вера Костамо узнали у финалистов конкурса "Учитель года" о том, что их больше всего волнует в современной школе.
На церемонии в Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах в четверг назвали победителя конкурса "Учитель России — 2013": им стал 29-летний преподаватель информатики из подмосковных Мытищ Андрей Сиденко. Накануне корреспонденты РИА Новости поговорили с самим Сиденко и четырьмя другими финалистами конкурса о главных проблемах современной российской школы.
Конкурс "Учитель России" проводится ежегодно с 1992 года (до этого трижды проводился конкурс "Учитель года СССР"). По итогам первых двух этапов, включающих открытый урок с учениками, импровизированное "родительское собрание", где учитель обсуждает с родителями некую педагогическую ситуацию, выбираются пятеро суперфиналистов.
Они затем встречаются на круглом столе с министром образования и науки, и уже из них жюри, которое возглавляет ректор МГУ Виктор Садовничий, выбирает абсолютного победителя. Президент России вручает ему приз — "Хрустального пеликана". На целый год победитель становится общественным советником министра образования и науки РФ.
Мы спрашивали пятерых соискателей, какую проблему современной школы они считают главной. Каждый из них назвал что-то свое.
"Меня смущает, что в школе мало внимания уделяется воспитанию. Если не будет должного воспитания, мы очередного террориста получим или скинхеда, — говорит 45-летний учитель истории из Дагестана Ахбердило Ахбердилов. — Как сказал наш великий ученый Менделеев, "знание без воспитания — это меч в руках безумца".
Приведенные им примеры не удивляют, ведь именно терроризм остается одной из главных проблем этой северокавказской республики. Сообщения о терактах, убийствах полицейских, чиновников, имамов традиционного ислама приходят оттуда каждую неделю.
Впрочем, проблемы воспитания школьников волнуют и 28-летнего Владимира Кильдюшкина из Самары, преподавателя истории и обществознания, заместителя директора по воспитательной работе школы № 121. "На педагога обязательно должна быть возложена такая миссия. Потому что обучения без воспитания не существует. И те учителя, которые заявляют, что только ведут уроки, а не воспитывают детей, лукавят. Ведь во время урока мы учим детей дисциплине, внимательности, вежливости", — говорит он.
Учитель физики школы № 49 города Томска Сергей Колпаков считает, что самая главная проблема школы — кадровая. "Совсем немного педагогов, готовых работать с некультурными людьми. А ведь дети по определению некультурны, и задача школы — дать им эту культуру", — считает он. Колпаков считает в этой связи необходимым ввести дифференцированную систему оплаты труда учителей — чтобы платить ему в зависимости от квалификации, таланта и опыта.
Ведь образование, настаивает Колпаков — это образовательная услуга. И если на рынке других услуг мы можем выбрать себе их "продавца" и можем выбирать, сколько ему заплатить, то тут такой возможности нет. "Сейчас ни я как учитель, ни дети и родители, которые "заказывают" мою услугу, влиять на ее оплату не могут, — сокрушается 43-летний педагог из Томска. — Конкуренцию надо делать и создавать прецеденты хорошей оплаты работы учителей".
40-летнюю учительницу русского языка и литературы из небольшого шахтерского городка Гуково Ростовской области Светлану Колесниченко больше волнует характерная для школы "попытка научить и тех, кто очень отстает в развитии, и одновременно с ними — одаренных детей".
Один из способов проявить индивидуальный подход к обучению разных учеников — это домашние задания разного уровня сложности. Все пять финалистов выступили против абсолютной отмены домашних заданий, но каждый выступает за то, чтобы дать школьникам возможность выбора задания по интересам.
"Всегда должен быть "веер", — считает Сергей Колпаков. — Если у ребенка есть желание позаниматься, то он должен это сделать. Это значит, что если он хочет делать некий свой собственный проект, то он должен делать проект. Если он его делает, то другие домашние задания он может не делать".
Два человека из выпускников Сергея Колпакова в этом году поступили в Массачусетский технологический институт в Бостоне (США), один из самых престижных вузов мира.
"Нужно не давать просто задания из учебника, а стараться придумать одну задачу, но с различными способами решения. Так мы исключим и проблему списывания", — предлагает 29-летний учитель информатики из Мытищ Андрей Сиденко, получивший звание "Учитель года". По его мнению, домашнее задание вполне может происходить в непривычной и нестандартной форме — например, можно отправить ученика в музей, перед этим выдав ему тетрадку с вопросами, на которые он должен найти в музее ответы.
"Нужно активнее использовать современные технологии, — настаивает Светлана Колесниченко. — Учитель может на электронную почту ученику прислать видеозапись урока, чтобы слабый ученик трижды посмотрел, если ему что-то непонятно. Если он застенчив и не может задать вопросы на уроке, он может сделать это по почте".
Еще одна больная тема из сферы образования, вокруг которой уже несколько лет кипят страсти в блогосфере и на экранах телевизоров — это ЕГЭ. Все пятеро учителей года скептически относятся к Единому государственному экзамену, по крайней мере, в той форме, в которой он проходит сейчас.
"Когда ЕГЭ появился, я была двумя руками за, — вспоминает Светлана Колесниченко. — Но, к сожалению, ЕГЭ проводится не совсем чисто, пошла шаблонизация. В регионах, к сожалению, перегибают палку для лучших результатов, чтобы выглядеть лучше на федеральном уровне".
По мнению учительницы из Ростовской области, "вузам надо шире практиковать вступительные экзамены, как это сейчас делают МГУ и Высшая школа экономики" — это сделает отбор в вузы более честным.
"Прекрасно, что ЕГЭ дает дагестанцам возможность поступить в лучшие учебные заведения страны", — радуется Ахбердило Ахбердилов. Но тут же оговаривается: "в такой форме, как сейчас, проводить ЕГЭ нельзя". Если в городах еще можно проконтролировать, идут списывания или нет, то в селах контроль очень слабый, свидетельствует Ахбердилов, который и сам работает в селе Тидиб Шамильского района Дагестана. "Когда проходили выборы президента, везде стояли камеры. Почему нельзя поставить их на ЕГЭ?" — возмущается он.
По его словам, из каждого выпуска его школы (это 14-20 человек) в Москву едут учиться "два-три, иногда пять человек". К сожалению, сокрушается Ахбердилов, это далеко не всегда самые сильные ученики — отбор идет скорее по принципу, есть ли у абитуриента в Москве родственники, у которых можно остановиться, и которые могут присмотреть за первокурсником из Дагестана.
В 2009 году в Москву в Правовую Академию поступил приемный сын самого Ахбердилова, Гитихмад. Но ближе к первой сессии он подрался с какими-то хулиганами — как рассказывал сам молодой человек, его избили националисты. Получив академические задолженности, молодой человек был отчислен. Сейчас он учится в Махачкале.
"Если бы был выбор, я бы от ЕГЭ отказался, — признается томич Сергей Колпаков. — Есть две вещи, из-за которых я никогда не буду сторонником ЕГЭ".
Первая причина — это то, что ЕГЭ "заставляет учителей отсеивать детей". "Какие бы гуманитарные вещи при этом не говорились, ребенок понимает, что его меряют по ЕГЭ, и отсев происходит", — считает томский "учитель года". Второй фактор — это то, что "ЕГЭ не заставляет задуматься над тем, чтобы как-то менять содержание образования. К ЕГЭ можно готовить традиционным натаскиванием".
Андрей Сиденко Единым госэкзаменом в целом доволен, но считает, что "учащимся не хватает времени более углубленно изучать предмет, который они собираются сдавать". По его мнению, выпускникам школ "последний месяц перед экзаменами стоило бы посещать только те предметы, которые нужны для сдачи экзаменов".
Больной темой остается зарплата учителей. Министерство образования в первом квартале этого года рапортовало, что средняя зарплата учителей в России составила 26,3 тыс рублей, что на 26% больше, чем в тот же период прошлого года.
"Что зарплата существенно выросла, я бы не сказал. У меня полторы ставки, я сильно нагружен, получаю 20 тысяч, — говорит Ахбердило Ахбердилов. — Про учителей в селах говорят, что у вас же там огороды и участки. Но заниматься ими некогда".
Впрочем, введение стимулирующей части зарплаты учителей — им платят премии за участие в конкурсах и научных конференциях — сказалось на доходах педагогов. Как раз когда корреспондент РИА Новости беседовал с Ахбердиловым, к нему подошел его "конкурент" Владимир Кильдюшкин с новостью — каждый из финалистов получит от министерства премию в 200 тысяч рублей. "Вот это хорошая новость!" — обрадовался дагестанец.
"Если взять мою среднюю зарплату, то она будет соответствовать средней зарплате учителя по стране — благодаря конкурсам, — признается Сергей Колпаков. — Но в реальности средняя зарплата в нашем регионе ниже той, которая заявляется Минобром. Министерство дает "среднюю температуру по больнице".
Впрочем, Светлана Колесниченко своей зарплатой в 23 тысячи вполне довольна. "Я живу в шахтерском регионе, где, к сожалению, у шахтера зарплата ниже, чем у учителя. Так не должно быть, потому что при всех энергетических затратах, всех моральных минусах этой профессии, профессия учителя не такая опасная, как шахтера. А получают учителя в полтора раза больше. Поэтому я считаю, что нам жаловаться нечего", — говорит она.
В чем солидарны учителя — так это в любви к детям и к выбранной профессии. "Современные дети не отличаются от предыдущих поколений школьников. Это не дети изменились. На мой взгляд, изменилось общество. Оно становится информационным", — говорит Андрей Сиденко, который и сам закончил школу не так давно и может сравнить своих учеников с собственным поколением.
"Современные дети очень разные, но так было всегда. Нельзя сказать, что они менее или более мотивированы учиться, чем предыдущие поколения, — вторит ему Владимир Кильдюшкин. — Что отличает их — это умение хорошо ориентироваться в информационном пространстве и работать с новыми технологиями. Это можно и нужно использовать в процессе обучения".
У самого Владимира двое дочерей, а в прошлом году в своей родной Самарской области он победил еще и в конкурсе "Отец года"
"Счастье любого учителя — это когда на его урок спешат и боятся опоздать. Не потому, что учитель строгий, а потому, что боятся пропустить что-то интересное, — говорит Андрей Сиденко. — Счастье учителя, когда после урока ученики не уходят из класса, а остаются и задают вопросы. Счастье педагога в том, когда родители подходят и говорят просто: "спасибо".
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.