Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Участники круглого стола в пресс-центре "Вечерней Москвы" выясняли, каким должен быть современный учитель и что он должен дать ученику.
Главная дискуссия, участие в которой приняли руководители образования, педагоги, женская общественность и представители московской власти, развернулась вокруг того, что меняется в столичной школе и как должен измениться учитель, какой должна стать современная педагогика, чтобы на выходе государство получало высокообразованного и подготовленного к реальной жизни человека.
Практически все участники дискуссии пришли к выводу: профессия учителя в Москве вновь становится престижной. Одна из причин - рост оплаты труда. Средняя зарплата столичного педагогического работника в первом полугодии этого года составила 59,1 тысячи рублей. При этом средний заработок учителя - 65,8 тысячи рублей, а воспитателя - 42,7 тысячи.
- Это выше уровня средней заработной платы в регионе, - подчеркнула заместитель председателя Городского экспертно-консультативного совета при Департаменте образования Любовь Самборская. Она отметила, что в целом в Москве средняя зарплата в первом полугодии составила 57,2 тысячи рублей.
Такая тенденция имеет все основания не только сохраниться, но и упрочиться. По словам председателя Комиссии по образованию и молодежной политики Московской городской думы (МГД) Виктора Круглякова, бюджет образования в будущем году, как планируется, должен составить в Москве 17,4 процента от всего консолидированного бюджета. В абсолютных цифрах это более 260 миллиардов рублей. "Это огромная сумма! - прокомментировал цифры Виктор Кругляков. - Сейчас уже преодолено мнение, что в школу, будто бы, идут "одни неудачники". Уровень оплаты труда педагога достойно выглядит даже на уровне Москвы, где зарплата в принципе выше, чем в других регионах".
Косвенно о престижности работы педагога в Москве свидетельствует факт, о котором рассказал один из участников дискуссии - директор столичной школы № 1308 Алексей Карпухин. Когда в школе образовалась вакансия учителя русского языка и литературы, было прислано 63 резюме!
По мнению Любови Самборской, одна из главных положительных перемен последнего времени - создание прозрачной и эффективной оплаты труда. Этому способствовал пилотный проект, который начал реализоваться в апреле 2011 года. В образовательных учреждениях начала вводиться новая система оплаты труда (НСОТ). Суть ее - установление зависимости зарплаты от качества и результата работы. А именно это подразумевает стимулирование из соответствующего фонда оплаты труда. То есть теперь зарплата варьируется в зависимости от результатов. Если прежде она зависела от количества часов, то теперь учитываются внеклассная работа, ведение проектной деятельности и многое другое.
- Каждый учитель, который вносит вклад больше, остается замеченным, происходит дифференциация заработной платы, - отметила Любовь Самборская.
При этом важно, что распределение стимулирующего фонда, по словам руководителей образования, должно происходить при согласовании с Управляющим советом образовательного учреждения. То есть с учетом мнения и родителей в том числе.
В целом высокий уровень оплаты труда педагога и зависимость ее от качества работы стимулируют, по мнению Любови Самборской, появление в школе конкурентной среды. А значит, в конечном итоге, это будет способствовать приходу в школу педагогов с высокой компетенцией - и педагогической, и образовательной, - то есть наличием знаний и умений в самых разных сферах: от знаний по основному предмету - до понимания психологии, способности использовать в работе современные технологии.
Директор школы № 1308 Алексей Карпухин считает, что происходящие перемены сказались положительно. Так, в его школе за восемь месяцев этого года средняя зарплата учителя даже выше средней учительской зарплаты по Москве - около 71 тысячи рублей в месяц.
- Современный учитель отличается гибкостью, - отметил Алексей Карпухин. - Жизнь, и особенно в столице, динамична, мир быстро меняется, поэтому важно, чтобы учитель мог пользоваться современными ресурсами и приобретал новые навыки. Конечно, он должен обладать авторитетом, должен быть просто душевным человеком, находить общий язык и с детьми, и с их родителями. Но одного этого уже недостаточно. Сегодня педагог должен быть высококомпетентен и в понимании современного мира.
Еще одна тема, которую затронули участники "круглого стола", - педагогическое мастерство. Как отметила заслуженный учитель РФ Лилия Лозоренко (она, кстати, происходит из династии педагогов со 100-летним стажем! - "ВМ"), приходящая сейчас в школу молодежь владеет технологиями, но не владеет "педагогическим приемом".
- Необходимо развивать наставничество, - считает Лилия Лозоренко. - Практика показывает, что если молодому педагогу никто не поможет, то он уходит из школы, что может привести к текучести кадров.
Кроме того, по мнению педагога, перемены нужны и школьникам: новую технику следует применять дозированно, нужно сократить и учебную нагрузку, минимизировать домашние задания. Участники дискуссии отметили, что многие сегодняшние ученики, погруженные в гаджеты, утратили качества, которые давала старая, традиционная школа: умение логически мыслить, владение искусством монолога и диалога. В то же время, отметил Алексей Карпухин, "учить сегодня детей, как учили их в 30 годы - нельзя":
- Нужно научиться использовать гаджеты, но, к сожалению, пока не каждый школьный учитель понимает, как их использовать правильно. Новые технологии имеются, но чтобы они начали приносить отдачу, необходима, возможно, какая-то национальная или региональная программа.
"Все изменения в школе начинаются с подготовки учителя", - выразила убежденность заместитель директора по учебно-производственной работе педагогического колледжа № 5 Тамара Беляева. Она убеждена, что современный учитель должен быть педагогом с большим набором компетенций:
- В том числе он должен уметь войти в класс с гаджетом. А если применяются облачные технологии, он должен суметь применить и их. В школу должен войти мастер.
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.