"Домашку" под запрет?

Росбалт
"Домашку" под запрет?

Недавно в ходе встречи с московскими учителями президента России Владимир Путин провел встречу в Кремле педагоги затронули тему нагрузки учащихся 10-11 классов. По их данным, при шестидневной форме обучения она суммарно составляет 57 часов в неделю: 37 — на занятия в школе, а 20 часов — на выполнение домашних заданий. Учителя отметили, что таким образом ребенок лишается возможности "осваивать образовательную среду по-другому", и вместо посещения музеев и театров занимается в одном режиме исключительно дома. Педагоги отметили, что существуют методики, согласно которым дети обходятся без домашних задании и успешно усваивают новый материал, и предложили отменить обязательный характер домашнего задания для старшеклассников.

По инициативе преподавателей глава государства доверил формирование проекта поручений врио мэра Москвы Сергею Собянину, чтобы затем направить уже готовые документы в Министерство образования.

С точки зрения зампреда комитета Госдумы по образованию Ирины Мануйловой, домашнее задание не является невыполнимым абсолютно для всех школьников, а в любом классе есть как дети, справляющиеся с любой работой быстро, так и те, кому требуется для решения задач больше времени, чем остальным. "Проблема не в том, быть или не быть домашнему заданию, а в том, каким оно должно быть, не является ли избыточность домашних заданий проблемой для старшеклассника в связи с тем, что это просто может обернуться проблемами для здоровья", — отмечает Мануйлова. По словам депутата, в настоящее время каждая школа может в рамках действующего законодательства освободить учащихся от выполнения домашнего задания — по просьбе родителей или по собственной инициативе. Достаточно лишь заранее прописать все нюансы нововведений в учебном плане.

"Но тогда нужно четко определить, какую методику используют педагоги, гарантирует ли данная методика улучшения качественного образования и готовы ли к ее внедрению ученики, родители и педагоги", — считает Мануйлова. Она также добавила, что в России существует немало учебных учреждений, где в отдельных классах по ряду предметов система образования строится при отсутствии домашнего задания.

"Сегодня образовательное учреждение должно четко отслеживать, какие домашние задания получают наши старшеклассники, и в течение какого времени они реально могут их выполнить, с учетом их психологических и физиологических особенностей", — поясняет депутат. — Домашние задания бывают разные: репродуктивные (когда по заданному образцу ученик выполняет похожие задания много раз) и творческие задания, которые не могут ограничиваться какими-то временными рамками и позволяют ребенку ориентироваться в информационном пространстве". По мнению Мануйловой, упор нужно сделать как раз на второй вид домашнего задания, и тогда между школьником и педагогом наладится взаимопонимание, и даже на самых нерадивых учеников фраза "домашняя работа" не будет нагонять уныние.

В то же время, парламентарий частично поддерживает учителей, стремящихся облегчить нагрузку старшеклассников, занятых подготовкой к итоговым экзаменам. "В режиме последних 8-9 лет мы работаем в условиях профильной школы, когда ученик, приходя в 10 класс выбирает, на каком уровне он изучает тот или иной предмет. Если там, где изучение идет на базовом уровне, домашнее задание минимально или его нет совсем, это нормально. Там, где изучение идет на углубленном уровне, предполагается серьезная самостоятельная работа ребенка. На мой взгляд, обойтись здесь без домашнего задания было бы, по меньшей мере, неправильным. Мы должны дать возможность ученику познавать содержание того предмета, который он изучает. При этом, если есть грамотно составленный учебный план, если он действительно соответствует интересам старшеклассника, то, соответственно, и нагрузка, которую он выбирает для себя в виде домашних заданий по профильным предметам, помогает ему и подготовиться к ЕГЭ, и погрузиться в предмет", — резюмировала она.

Вместе с тем, Ирина Мануйлова выразила надежду, что законопроект, позволяющий старшеклассникам не делать домашние задания, так и не поступит на рассмотрение в Госдуму.

С точки зрения профессора Московского института открытого образования Марины Битяновой, еще очень рано думать об изменениях в системе школьного образования. "Меня немного беспокоит такая постановка вопроса, когда из некой системы образования, которая складывалась на протяжении столетий (классно-урочная система), мы вытаскиваем один элемент и пытаемся с ним что-то сделать. Это очень опасный подход, потому что в том виде, в котором сегодня сложилась система образования, домашнее задание убрать невозможно. Его можно только контролировать, уменьшать, соотносить с индивидуальными возможностями ребенка", — считает эксперт и подчеркивает, что зачастую домашнее задание является связующей нитью между уроками. И если механически изъять эту "нить", то "система образования станет еще более кособокой, чем является сейчас".

 

"Когда-то много веков назад Ян Коменский выступил революционером и принес в систему образования классно-урочную форму. Для того, чтобы эту систему принять, нашлась политическая воля. Наверное, это дело ближайших лет и десятилетий, но когда-то найдется человек и политическая воля, которая отменит классно-урочную систему и примет систему, наиболее адекватную сегодняшней эпохе. Пока этого не случилось, подобные разговоры нецелесообразны", — добавила Битянова.

 

По ее словам, старшеклассников необходимо готовить к принятию ими серьезных, самостоятельных решений, начиная со второго класса, когда домашнее задание только появляется. "Чтобы в 10 классе, когда учитель смотрит на класс и говорит: "Ребята, я предлагаю вам выбор", — он в глазах ловил не мысль: "Ух ты! Можно ничего не делать", а понимание того, что такое выбор, с помощью каких критериев дети его делают и понимал, что делают она его осознанно. Но на это потребуются годы, сейчас это практически нереально", — заключила эксперт.

 

 

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.