Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
По данным главы комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации Лилии Гумеровой, в сегодняшних школах около 37 тысяч подходов к оплате труда. При этом во всей стране сегодня немногим больше 39 тысяч школ. То есть почти в каждой школе своя система оплаты труда учителя.
В Минпросвещения пытаются разобраться в таком дисбалансе, ведь даже в школах одних и тех же районов зарплата педагогов на схожих должностях может отличаться буквально вдвое. В регионах министерству отвечают, что доходы сотрудников школ зависят от числа учащихся (преподавателям платят за «ученико-часы»), количества преподавателей с высшей квалификацией и не только. Где-то же зарплату стараются просто дотянуть до МРОТ, говорят сами педагоги. И поэтому преподавателям платят различные премии, компенсационные и мотивирующие выплаты.
Помимо ежегодного повышения МРОТ, которое призвано бороться с инфляцией (в этом году он поднят на 18,5%, до 19 242 рублей), всем бюджетникам также ежегодно индексируют зарплаты (1 января ряду категорий, в том числе педагогам, их подняли на 9,8%). Однако многие интернет-пользователи, представляющиеся учителями, публикуют отзывы о том, что ни повышение МРОТ, ни индексация на практике не изменили их доходы.
Как указывала еще в апреле сенатор Гумерова, преподавателям необходима достойная базовая часть, которая будет составлять 70%, а стимулирующие выплаты должны равняться 30%, а не наоборот. Соответствующий пилотный проект запустили в шести регионах еще в 2020 году, но, как отмечала сенатор, решение по зарплатам преподавателей так и не приняли.
В Минпросвещения же указывали, что правительственная трехсторонняя комиссия ввела обязательный перечень компенсационных и стимулирующих выплат, которого до сих пор в России не было. И сейчас министерство проверяет, как эта норма выполняется в школах. Первые данные уже есть: как заявили в ведомстве в начале августа, в некоторых регионах увеличение достигло более 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наибольший рост номинальных зарплат зафиксировали в Краснодарском, Забайкальском, Приморском краях и Магаданской области.
По информации российского статистического ведомства, в первом квартале 2024 года учитель государственной школы получал в среднем 58,1 тыс. рублей в месяц. Самые низкие зарплаты — на Северном Кавказе. К примеру, в Ингушетии они равны 26,5 тыс., а максимум в СЗФО получают в Ставропольском крае — в среднем 38,6 тыс. рублей.
Самая высокая средняя зарплата школьного учителя — на Чукотке. Там она составляет 147,2 тыс. рублей. Более 90–100 тысяч рублей получают в Магаданской, Сахалинской областях, Ненецком автономном округе и на Камчатке.
В Москве средняя зарплата составила 115 тыс. рублей, в Петербурге — 83 тыс., в Подмосковье — 75 тыс. Стоит отметить, что в этих густонаселенных регионах много и самих педагогов, поэтому их зарплаты заметно влияют на уровень средней по стране.
Аналитики «Тинькофф Журнала» недавно выгрузили базу вакансий сайта «Работа России» и выбрали оттуда все вакансии учителей школ, гимназий и лицеев. Именно на этот сайт поступают вакансии из центров занятости. В расчет не брали социальных педагогов, логопедов и дефектологов, а также тех, кто ведет различные факультативы.
Эти данные показывают, что средняя зарплата учителя в стране — 34 тысячи рублей. Только в 6% найденных вакансий зарплата оказалась выше, чем у Росстата. Причем 65% проанализированных вакансий заявлены в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и некоторых отдаленных регионах — например, в Якутии, Мурманской области и Камчатском крае.
Столь сильную разницу с данными Росстата аналитики объясняют тем, что последний делает выборку по зарплатам до вычета налогов и с учетом нескольких ставок.
В комментариях к этой, а также к подобной статье в журнале «Клео» многие не согласны ни с цифрами Росстата, ни даже с цифрами независимых аналитиков. Хотя в первую очередь людей смущают именно официальные данные как по стране, так и по регионам. Таких комментариев десятки:
«В Иркутской области в 2024 году за 1 ставку учитель получит на руки 20 тысяч „деревянных“, что меньше, чем зарплата дворника. Это пособие нищеброда»;
«Одно вранье, как не стыдно! Марий Эл, ставка по высшей категории — 15 тысяч. Чтобы ваши (указанные у Росстата.) деньги получать, сколько надо брать часов?»;
«Ни премий, ни стимулирующих, компенсирующих и т. д. нет. А 1,5 ставки — 32 тысячи рублей. Но это вместе с классным руководством»;
«ЗП не повышается, а планомерно снижается. Получила справку 2-НДФЛ за 2023-й — минус 50 тысяч рублей от общего начисления за прошлый год. Не менялась нагрузка, высшая категория... Что такое стимулирующие, забыли с прошлого года. ЗП педагога со стажем и высшей категорией = МРОТ. Ниже падать некуда...»
Председатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Дмитрий Казаков в беседе с NEWS.ru тоже склоняется к тому, что цифра в 34 тысячи рублей в месяц ближе к реальности средних зарплат, чем 58 тысяч. При этом он подтверждает, что доходы педагогов в разных регионах сильно отличаются.
«Я, например, работал в Нижегородской области, и у меня за 1,5 ставки и классное руководство выходило около 60 тысяч. Это включая все компенсационные выплаты. Но я работал почти за двоих. А, например, моя коллега с ровно такой же нагрузкой работает в Удмуртии, в Ижевске, за 30 тысяч», — сказал он, добавив, что две ставки в Подмосковье ему приносили 80 тысяч рублей в месяц, но это опять же требовало и двойной работы. В столице же, по его данным, 80 тысяч платят за одну ставку.
При этом, подчеркивает Казаков, ставка — это 18 часов уроков и 18 часов подготовки к занятиям, то есть, по сути, полноценная рабочая неделя. И молодому педагогу, который сегодня придет работать в школу в регионе, скорее всего, дадут только одну ставку. «Мы анализировали ставки педагогов зимой или весной. В большинстве регионов ставка (то есть базовая выплата, без различных стимулирующих.) ниже или равна МРОТ (сейчас это 19,2 тысячи рублей. )».
Как отмечает в беседе с NEWS.ru доцент кафедры «Управление человеческими ресурсами» РЭУ им. Г. В. Плеханова Людмила Иванова-Швец, зарплата учителей подпадает под майские указы президента и, согласно им, должна быть на уровне 100% средней заработной платы по региону (такой она должна была стать еще в 2012 году.).
«Но в действительности зарплаты по регионам отличаются в разы из-за большой разницы в средних зарплатах [по категориям работников]. Например, по данным Росстата, за январь — сентябрь 2023 года средняя заработная плата педагогов общеобразовательных школ составляла 53 637 рублей, но при этом в образовательных учреждениях федерального значения она была 88 172 рубля, в региональных — 79 293, а в муниципальных (это основная часть школ.) — 47 139 рублей», — сказала Иванова-Швец, добавив, что в разных регионах они тоже отличаются.
С 1 января 2025 года МРОТ в России поднимут до 22 440 рублей, то есть на 16,6%. Таким образом, работодатели будут обязаны платить не меньше этой суммы и учителям, и любым другим работникам в экономике. Также 1 января или 1 октября следующего года бюджетникам вновь будут индексировать зарплаты, но сколько процентов составит индексация, пока неизвестно.
«Никаких признаков повышения зарплат нет. Бюджет принимался (на 2024 и плановые периоды 2025–2026 годов.), и на образование повышения расходов нет. Соответственно, с чего бы должна вырасти зарплата? Повышается она только за счет интенсификации труда самим педагогом, когда он берет больше часов. Но качество образования тогда снижается», — заключил Казаков.
Наличие у педагогического работника диплома о профессиональной переподготовке и удостоверения о краткосрочном повышении квалификации является обязательным условием, а его отсутствие рассматривается надзорными органами как нарушение и влечет наложение крупного денежного штрафа
Получение документов о присвоении новой квалификации, прохождении КПК по ФГОС и по предметной деятельности педагогического работника быстро, без лишних временных, бюрократических и финансовых затрат, а также стресса.
Для большинства педагогических работников получение новой квалификации и документов, предлагаемых районными и региональными институтами, создает неудобства, хорошо известные большинству педагогических работников.
ИПКиПП, как федеральное образовательное учреждение, превосходит региональные институты по статусу и объему выдаваемых документов. Документы, выдаваемые ИПКиПП, обладают официальным юридическим статусом и подтверждены лицензией на образовательную деятельность.
Многие регионы РФ, включая образовательные учреждения и педагогические работники целых районов, выбирают сотрудничество с ИПКиПП для получения новых квалификаций и документов о КПК.
Выбрать обязательные КПК и/или переподготовку и быстро получить официальные документы можно ЗДЕСЬ.
КПК БЕСПЛАТНО
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Работала в Нижнем Новгороде и на 42 часах на руки получала 32.000 рублей. Интересно, где это платят 60.000 в Нижнем...