Учителя вызывали?

gorod48.ru
Учителя вызывали?

Считанные дни остаются до окончания учебного года. Затем лето и отдых ― от учебников, уроков, домашних заданий. Для детей. А вот родителям о затишье думать рано: уже летом нужно определить ― потребуется ли ребенку репетитор, по какому предмету, где и как найти хорошего специалиста и сколько денег добавить, пока есть время, в кубышку на образование любимого чада.

Репетиторов ищут по разным причинам: одним нужно восполнить пробелы, поднять уровень знаний, кому-то ― набить руку на стандартных заданиях и повысить оценки по предмету, третьи хотят сдать ЕГЭ и поступить в вуз. Кроме того, в последние годы родители все чаще переживают, что без репетитора их ребенок не способен усвоить в полном объеме даже обычную школьную программу, не говоря об итоговых тестах.

 

Так ли это на самом деле? И в каких случаях репетитор поможет ребенку, а когда родительские деньги окажутся выброшенными на ветер?

 

Репетитор ― не панацея от пробелов в знаниях, считает 25-летняя репетитор Ольга, его труд составляет лишь 50% успеха, оставшаяся половина ― это работа самого ребенка. По определенным причинам Ольга не хочет раскрывать свою фамилию: в налоговой зарегистрирована, право оказывать репетиторские услуги у нее есть, но иногда школьные педагоги ревнуют, если узнают ― подтягивать знания ребятам помогает кто-то посторонний. Ольга по образованию филолог, занимается русским языком. Она работает со школьниками среднего звена и старшеклассниками, помогает восполнить пробелы и подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Ее репетиторский стаж составляет пять лет. Первый ученик появился еще на четвертом курсе университета, сегодня их уже десять. В школе она сейчас не работает, однако за всеми изменениями программ, требований, следит внимательно. Возраст не мешает ей быть хорошим специалистом: один из учеников в прошлом году сдал ЕГЭ по русскому на 92 балла, в нынешнем мальчик, чья отметка по русскому языку не поднималась выше «тройки», написал пробные тесты на 69 баллов.

 

- Ольга, действительно ли справиться со школьной программой без репетитора невозможно?

 

- Я так не считаю. Только заниматься тем же русским языком нужно с начальной школы. Обычная школа вполне обеспечивает качественными знаниями на хорошем уровне, если ребенок не ленится. Бывают, конечно, разные обстоятельства ― ребенок пропустил много тем по болезни. Не сложились отношения с учителем, в силу восприятия информации школьнику не подошел метод изучения предмета. Однако в целом хорошую качественную базу школа даст.

 

- Родители решили нанять репетитора ― с чего начать?

 

- Сперва необходимо понять, зачем ребенку нужен репетитор. Например, если у школьника появились пробелы в знаниях, репетитор поможет усвоить школьную программу, разъяснит непонятные места, подтянет уровень знаний, не акцентируясь на тестах. Подготовка к государственной итоговой аттестации и единому госэкзамену потребует внимания и к другим деталям. Например, кроме решения заданий, мне приходилось учить детей читать формулировку заданий ― в них часто заложена уже половина правильного ответа. Ошибки в таком случае бывали, когда ребенок лишь пробегал глазами задание, не вдумываясь в детали, которые там встречались. И еще обращаю внимание ребят, что для хорошей итоговой оценки по тестированию необходимо читать: сейчас в экзаменационном тесте есть одно задание (часть «С»), в котором для выполнения задания ЕГЭ по русскому языку, нужно обязательно привести пример с опорой на литературное произведение.

 

- Школьники читают много?

 

- По-разному. К сожалению, сокращение школьных часов по литературе не пошло ребятам на пользу. Некоторые изучают литературу и за рамками школьной программы, другие... - тут Ольга вздыхает. - Года два назад была ученица. Готовимся по одной из тем, для примера необходимы цитаты из «Войны и мира». Спрашиваю ― кто написал это произведение? Задумывается. Думает долго. Потом так неуверенно спрашивает «Чехов? Ой, нет, кажется не он... Некрасов? Или Достоевский? Не помню...» Или еще такой случай из практики. Спрашиваю у своего ученика, что они проходят по литературе. Он с таким восторгом начинает: «Ой, такое известное произведение! Там такое простое имя, такое простое! Этот, как его... Иван...». Я перебираю известные произведения: «Смерть Ивана Ильича», «Один день из жизни Ивана Денисовича». Не то. Наконец, мальчик вспоминает ― Иван Никулин! Достаем учебник, открываем тему: оказывается, это «Евгений Онегин»...

 

Почему пробелы по литературе мешают хорошо сдать экзамен по русскому языку? Детей, которые мало читают, намного сложнее научить писать сочинения ― им труднее выразить свою мысль, изложить собственную точку зрения, привести аргументы. Орфографию и грамматику подтянуть проще, но для сдачи ЕГЭ этого мало.

 

- Важен ли возраст преподавателя-репетитора?

 

- Мне сложно говорить на эту тему. Так, приходили родители, которые сперва с недоверием относились к тому, что я ― молодая, потом мы работали с ребенком не один год. Одни клиенты сразу заявили - именно мой возраст оказался для них решающим: они ушли от педагога предпенсионного возраста, потому что не увидели работы именно по тестам к ГИА и ЕГЭ. Еще одна родительница поделилась, что их прежний репетитор был великолепен, но, выйдя на пенсию, переехал. Так что бывает по-разному. Опять же, вопрос оплаты тоже играет свою роль. Начинающие репетиторы оценивают свои уроки дешевле, маститые педагоги с именами и званиями ― дороже. 1,5 часа занятий может стоить от 450 рублей до 700 рублей. Или от 250 рублей до 450 рублей за час.

 

- Если родители решили взять репетитора, когда нужно начинать занятия?

 

- Лучше в начале учебного года. В крайнем случае ― январе. У репетитора будет время определить самые слабые места и максимально их укрепить (вместе с остальной необходимой программой), ученику не придется работать над материалом как загнанной лошади. Есть ребята, которые накануне экзаменов чувствуют себя неуверенно, хотя знания у них хорошие. В этом случае репетитор действительно поможет, даже если отзанимается всего месяц ― он даст ребенку уверенность в своих силах, повторит знакомый материал. Но дотянуть до отличных отметок с «нуля», если пробелов много, репетитор за месяц не сможет ― он не волшебник. Что касается времени занятий ― по моим наблюдениям лучше всего заниматься два раза в неделю по часу: 45 минут оказывается мало, а за 1,5 часа ребенок устает, не всегда усваивает весь урок.

 

Мама одиннадцатиклассницы Марины Ирина Вячеславовна также согласна, что для репетитора возраст ― не главное. Услугами частных педагогов в этой семье пользуются несколько лет, преподавателей искали через объявления в газетах, обращаясь к учителям в собственных школах (в восьмом классе Марина перевелась в другую школу). Одним из самых надежных способов Ирина Вячеславовна считает все-таки сарафанное радио, неудачным ― опыт работы с педагогом-репетитором, который вел у дочери уроки в школе. Именно поэтому она тоже не хочет называть номер школы, где учится ее дочь, а сама Марина не афиширует, что ходит к репетиторам.

 

Проблемы с изучением математики у Марины начались в шестом классе. Причина оказалась не в учителе или девочке ― резкое падение зрения повлияло на то, что Марина перестала понимать предмет: она не видела заданий на доске, не могла переписать формулу и задачи, оценки резко поехали вниз. К слову, на зрение обратила внимание именно школьный учитель, но наверстывать программу самостоятельно чуть не полгода девочке оказалось сложно. В седьмом классе Марине наняли репетитора по математике и по иностранному языку ― по этим предметам оказались самые низкие оценки. Год работы дал свои результаты ― медленно, но верно в дневнике поселялись «четверки» и даже «пятерки».

 

Когда первая репетитор переехала в другой город, Ирина Вячеславовна обратилась к педагогу той школы, где училась Марина. Увы, качество почти за год осталось на одном уровне: индивидуальные уроки не дали больше, чем занятия со всеми в классе. Но даже после того, как Ирина Вячеславовна отказалась от таких дополнительных уроков, учительница еще несколько раз предлагала продолжить занятия. В 9 классе Ирина Вячеславовна решила довериться уже испытанному способу и поискать учителя математики так же, как прежде нашла учителя по английскому ― через знакомых.

 

- Мы не прогадали. Знакомые посоветовали учителя математики: сперва он меня немного смутил ― у него был вид типичного ученого, полностью погруженного в науку. Но «плюсами» я посчитала его неразговорчивость на посторонние темы, конкретные вопросы (он сразу спросил, что требуется ― подготовка к ГИА, хорошие отметки в дневнике или убрать пробелы в знаниях, был готов порекомендовать своих коллег, если его методы не подойдут Марине). Позже поняла, как же нам повезло: дочь уже не переживала по поводу контрольных, предварительные экзамены написала тогда на твердую четверку и то, как потом призналась ― могла показать лучший результат, просто не хотела думать над заданиями посложнее. Но итоговый ГИА сдала тогда с баллом гораздо выше.

 

Педагог по английскому языку к тому времени был уже не нужен, и мы решили подготовиться к русскому языку. Здесь нам повезло не так. Вроде бы и педагог была заслуженный, большой опыт работы в школе, среди ее выпускников большой процент тех, кто сдавали ЕГЭ на «пятерки». Но уже к середине года я поняла ― плачу больше за ее разговоры с моей дочерью, а не подтягивание знаний. Нет, они честно писали тесты, дочь научилась заполнять эту форму. Но преподаватель лишь через три месяца выяснила, что у дочери пропущены темы «причастие», «деепричастие», хотя задания они переписывали по данным темам. Зато учитель могла похвастаться Марине, что у нее сегодня очень приятный день ― ей сделали комплименты два молодых тридцатилетних мужчины, или же рассказать о вчерашнем походе на рынок и новой блузкой. Я сослалась на нехватку финансов и отказалась от таких услуг. ГИА по русскому, естественно, были написаны хуже.

 

Для подготовки к ЕГЭ больше двух репетиторов Ирина Вячеславовна решила не брать: во-первых, дорого (за четыре занятия в неделю по двум предметам выходило около 1,8 тысяч рублей ― от 7 до 9 тыс. рублей в месяц, и это еще не по самым высоким расценкам). Во-вторых, кроме дополнительных нужно выполнять домашние задания по школьной обязательной программе ― их никто не отменял. Сейчас у Марины наступает самая горячая пора ― скоро ее ждут ЕГЭ. Ирина Вячеславовна заметила: ни один из репетиторов, с которыми занималась ее дочь, не стал ей обещать, что на ЕГЭ выпускница обязательно наберет не меньше 95 баллов, сразу предупредили ― зависит от самой Марины. Такой подход мама выпускницы считает честным. И теперь просто ждет экзаменов.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии