Вопрос дня: должен ли учитель доносить силовикам на своих учеников?

newizv.ru
Вопрос дня: должен ли учитель доносить силовикам на своих учеников?

В Нижнем Новгороде произошел случай, всколыхнувший педагогическое сообщество: там директор лицея пожаловалась в полицию на своих учеников, обсуждавших ситуацию в стране и в мире. Обязан ли учитель доносить на детей в тот момент, «когда скорость стука в России и так уже превышает скорость звука».

Случай в нижегородском лицее №82 заставил говорить об этом учебном заведении всю страну.

 

Все началось с закрытого паблика в телеграм-канале на 26 человек, в котором ученики-старшеклассники обсуждали ситуацию в России и на Украине. Обсуждали, возможно, категорично. Неожиданно кто-то переслал видео из этого телеграм-канала на школьную почту. Просмотрев видео, директор лицея Нина Говорова сообщила обо всем в полицию.

 

В результате на двоих 11-классников составили административные протоколы. В ближайшее время дети предстанут перед судом. Полиция обвиняет школьников в том, что они записали на видео свои рассуждения о политической ситуации в стране и «допустили высказывания, направленные на дискредитацию ВС РФ». Подчеркнем: ролик был опубликован в телеграм-канале на 26 подписчиков.

Но этим дело не ограничилось. В устав нижегородского лицея № 82 внесли новые правила. Теперь лицеистам официально нельзя участвовать в публичных действиях, направленных на дискредитацию: армии, госорганов и вообще любых чиновников РФ, а также руководства и педагогов лицея. Кроме того, в правилах впервые появился запрет на энергетики и электронные сигареты для учеников. Также детям устав лицея теперь запрещает бегать по лестницам.

 

Мы позвонили в лицей №82 Нижнего Новгорода с вопросом, что именно внесено в новый устав учебного заведения и какова позиция учителей по отношению к произошедшему. Но разговаривать с нами там не захотели: «Мы не сможем все это комментировать», — ответили в приемной директора и спешно бросили трубку, даже не попрощавшись.

Добавим, что сейчас в официальном ВК-паблике лицея отключены все комментарии, потому что в последние дни там появилось множество выпадов в адрес директора и школьных порядков в целом. ВК-страница самой Нины Говоровой также закрыта.

В лицее рассчитывали, видимо, на поддержку родителей и выпускников, но произошло обратное. Сочувствия среди родителей Говорова не нашла. И родители, и выпускники высказались против директора, осудив ее поступок. Чтобы заручиться поддержкой, школьная администрация подтянула совет родителей, метод объединение классных руководителей… Но большинство все равно оказалось не на стороне директора. Более того, в школе начался поиск того самого «стукача», который прислал «крамольное» видео из маленького телеграм-канала подростков на электронную почту школы…

В учительском сообществе отношение к поступку Нины Говоровой тоже оказалось неоднородным. Произошедшее обозначило проблему: как должен вести себя учитель в случае, если он узнает, что его ученики обсуждают политику и СВО?

 

«С точки зрения норм права, если учитель увидит преступление — а в данном случае, как я понимаю, речь шла о распространении фэйков об армии — по закону об этом необходимо сообщить в правоохранительные органы. Так же, как если бы директор стал свидетелем факта грабежа или нападения на человека. Так что с точки зрения права придраться к поступку директора школы невозможно. Но с моральной точки зрения — это ни что иное, как доносительство. И дети с младых лет столкнулись с тем, что называется репрессивной машиной. С точки зрения морали стоило бы провести с учениками беседу, поговорить, разъяснить в русле „да, у вас есть свое мнение, но оно попадает сейчас под уголовную статью, будьте осмотрительны“. Это и называется воспитательной работой. К тому же педагог несет ответственность за безопасность учеников, а тут выходит, что он же сам их и подставил», — говорит учитель из Нижегородской области Дмитрий К.

Интересно, что выпускники нижегородского лицея тоже выступили против директора.

Среди тех, кто осудил поступок Говоровой, и её выпускник Антон Голованов, кандидат физико-математических наук.

Когда я учился в конце нулевых, лицей был совсем другой, — рассказывает Антон Голованов. — Это была одна из лучших школ в Нижнем Новгороде, не было никакого недоверия между учителями, учениками и родителями.

Тогда Нина Говорова казалась ему хорошим педагогом. Но в последнее время он следил за соцсетями лицея, наблюдал за его преобразованием, и донос директрисы его не удивил.

 

В педагогическом сообществе тоже мало, кто встал на сторону директора.

«Это профессиональное преступление. Услужливый дурак хуже врага. С учениками надо разговаривать, объяснять им, а после доносительства директор выглядит просто поганцем. И профессию учителя этот поступок дискредитирует, и государство, если хотите. Потому что если ученик не доверяет учителю, он не будет доверять и государству. Что касается доносительства, то скорость стука у нас в последнее время превышает скорость звука, к сожалению», — заявил «НИ» доктор педагогических наук, директор школы №109 Москвы Евгений Ямбург.

Волна доносов на основании постов в соцсетях кажется становится рядовым явлением. Так, недавно из-за постов на своей страничке в соцсетях 18-летняя первокурсница МГПУ оказалась под домашним арестом. В суде Хорошевского района столицы рассмотрели дело об оправдании терроризма, фигурантом которого стала восемнадцатилетняя Анастасия У. В деле говорится: девушка на страничке своего Телеграм-канала опубликовала материал, где выразила личное мнение о теракте на Крымском мосту. В Следственном комитете пришли к убеждению: опубликованный текст содержит мысли, что в терроризме якобы есть рациональное зерно…

 

«Страну захлестнула эпидемия доносительства. Причем, за посты в соцсетях людям дают реальные сроки. Бьют мало, но системно. Система реагирует достаточно жестко, — считает политолог Илья Гращенков. - При этом доносить-то по сути никто не обязан, это делают из душевного порыва, что называется. Что касается инцидента в лицее Нижнего Новгорода, директор превысила свои должностные обязанности и показала не лучший пример другим. Из изменений в Уставе школы теперь следует, что детям нельзя даже чиновников обсуждать. Это уже вообще за гранью. Следующая мера — ходить строем».

В 2024 году для расчета зарплаты учителей в России будут использовать новую систему. В соответствии с ней формирование зарплаты будет осуществляться с учетом опыта педагога и его квалификации.

🇷🇺 Обратите внимание "квалификации" Помните, что в 2024 году получить новую специальность станет заметно сложнее.

Те, кто сейчас активно приобретает дополнительные специализации (и даже несколько из них), уже находятся на шаг впереди!

Выберите и получите дополнительную квалификацию из приведенного ниже реестра уже сегодня. 

В частности, учителя, имеющие высшую категорию и соответствующую квалификацию, будут дополнительно получать определенный процент от своей зарплаты. За каждый год педагогического стажа будет начисляться определенный процент. Также доплата будет осуществляться и за производительность.

Пересматривать зарплату педагога в сторону повышения будут, как и прежде, раз в два года. Таким образом, уровень жизни российских педагогов будет поддерживаться на оптимальном уровне и соответствовать тем изменениям, которые происходят в экономике страны.

Государственная поддержка учителей

 

Поддержка учителей со стороны государства выражается, в том числе, в виде различных льгот. На федеральном уровне это различные надбавки за учительскую категорию, которую педагог получает по результатам аттестации. Кроме того, в числе льгот — возможность работать в рамках сокращенного дня, право на получение образования дополнительного характера, которое связано с профессиональной деятельностью педагога. Обучаться педагог может раз в три года — этот минимум.

Учитель в России может рассчитывать на 56-дневный отпуск (оплачиваемый), а также на неоплачиваемый дополнительный отпуск — его предоставляют раз в десять лет, по продолжительности он может составлять один год при условии, что стаж у педагога будет непрерывным. Во время такого отпуска педагог сохраняет за собой свою должность.

 

Если педагог проводит:

дополнительные занятия ( 🇷🇺 получите дополнительную квалификацию педагога доп.образования ЗДЕСЬ),

берет на себя классное руководство ( 🇷🇺 обязательно пройдите официальное повышения квалификации для классных руководителей ЗДЕСЬ ),

к его зарплате также полагается доплата, в том числе обладателям звания «Заслуженный учитель России». При выслуге в 25 лет учитель может выйти на пенсию досрочно, при этом все выплаты, положенные ему, за ним будут сохранены. Специальную доплату получают педагоги, преподающие химию — за работу во вредных условиях.

 

Если педагог присоединяется к проекту «Земский учитель», он может рассчитывать и на целый ряд преференций и льгот дополнительного характера. В первую очередь это единовременная выплата компенсационного характера — от 1 до 2 млн рублей. Ее получают педагоги, которые уехали работать в сельскую местность.

 

Педагогам, работающим в деревенских, поселковых и сельских школах, государство компенсирует расходы, связанные с оплатой жилья, освещения, отопления. Размер такой компенсации в 2023 году — 1 200 рублей. Размер выплаты на региональном уровне может быть повышен по решению местных властей.

Дополнительные выплаты учителям в 2024 году

 

Государство оказывает учителям поддержку, которая выражается, в том числе, и в виде финансовых выплат. К этой категории можно отнести уже упоминавшиеся стимулирующие выплаты. В соответствии с ТК РФ такие выплаты начисляются в виде доплат, надбавок разового характера, премий. От общей части зарплаты педагога они должны составлять не более 30%.

 

Кроме того, дополнительные выплаты учителям предусмотрены за проведение ОГЭ и ЕГЭ, за работу с группами продленного дня. В некоторых регионах РФ единовременные пособия выплачиваются молодым педагогам, устраивающимся в школу впервые.

 

С 2022 года в российских школах проводятся уроки «Разговоры о важном», и за их проведение педагогам также положена доплата из региональных бюджетных средств. Она начисляется на основании ставки, по которой рассчитывается внеурочная деятельность, однако средства не входят в сумму, выплачиваемую за классное руководство — ее учителя получают отдельно.

🇷🇺  ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЙДИТЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРОГРАММЕ:

✔️ Разговоры о важном: система работы классного руководителя (куратора). ЗДЕСЬ

Средняя зарплата учителей по регионам в 2024 году

 

Если проект закона о повышении зарплаты учителя до двух МРОТ будет принят и подписан президентом России Владимиром Путиным, он вступит в силу ужеянваря 2024 года. Узнать, сколько будет получать работник сферы образования в конкретном регионе после индексации и повышения, легко — достаточно уточнить МРОТ по субъекту федерации и умножить его на 2.

 

Таким образом, с учетом уже повышенного МРОТ на 2024 год средняя зарплата учителя в России составит 38 848 рублей.


Официальный реестр программ переподготовки с присвоением новой квалификации. 

  • Педагогика и методика начального образования в рамках реализации ФГОС НОО ЗДЕСЬ
  • Специальное (дефектологическое) образование: Олигофренопедагогика ЗДЕСЬ
  • Государственное и муниципальное управление в сфере образования ЗДЕСЬ
  • Специальное (дефектологическое) образование: Логопедия ЗДЕСЬ
  • Методист образовательной организации ЗДЕСЬ
  • Менеджмент в образовании в условиях реализации ФГОС 2022 ЗДЕСЬ
  • Учитель русского языка и литературы.  ЗДЕСЬ
  • Руководство и управление образовательной организацией ЗДЕСЬ
  • Педагогика и психология ЗДЕСЬ
  • Педагогика и современные методики дополнительного образования для детей и взрослых ЗДЕСЬ
  • Советник директора по воспитательной работе. ЗДЕСЬ
  • Учитель технологии.  ЗДЕСЬ
  • Учитель истории и обществознания  ЗДЕСЬ
  • Учитель английского языка  ЗДЕСЬ
  • Специалист по кадровому делопроизводству ЗДЕСЬ
  • Воспитатель в дошкольной образовательной организации ЗДЕСЬ
  •  «Семейный психолог» ЗДЕСЬ
  • Педагогика и методика дополнительного образования для детей и взрослых ЗДЕСЬ
  • Педагогика профессионального образования ЗДЕСЬ
  • Младший воспитатель ЗДЕСЬ
  • Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС третьего поколения ЗДЕСЬ
  • Тьютор в образовательных организациях для сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС 2022 ЗДЕСЬ
  • Педагог-воспитатель группы продленного дня. ЗДЕСЬ
  • Педагогика и современные методики дополнительного образования для детей и взрослых ЗДЕСЬ
  • Учитель информатики ЗДЕСЬ
  • Социальный педагог. Воспитание и социализация личности в системе образования ЗДЕСЬ
  • Специалист по кадровому делопроизводству ЗДЕСЬ

Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.