Учителя в России превращают в ломовую лошадь

Новый Регион
 Учителя в России превращают в ломовую лошадь

Нынешняя реформа превратит российского учителя в ломовую лошадь, в результате чего уровень образования в РФ упадет еще более значительно. Об этом, как передает корреспондент РИА «Новый Регион», заявил сегодня на пленарном заседании Государственной думы депутат от КПРФ Олег Смолин. При этом он призвал коллег по парламенту остановить такие «преобразования», чтобы не пришлось повторять слова Аркадия Райкина: «Ученье свет, а неученых – тьма».

Смолин напомнил, что новый закон об образовании вступает в силу с 1 сентября, однако, по его выражению, «свою тень вперед уже отбрасывает».

«Напомню, согласно данным компьютерного поиска, закон, за который проголосовало большинство Государственной думы, содержит 179 норм отсылочного характера. По заявлению министерства образования и науки, нам предстоит принять более 50 подзаконных актов, другими словами – о содержании закона можно судить только тогда, когда эти акты заработают, закон же принимался Государственной думой втёмную», – подчеркнул Смолин.

Впрочем, отметил депутат, кое-что мы знаем уже сейчас. «29 декабря прошлого года президент России этот закон подписал, а 30 декабря правительство утвердило распоряжение план мероприятий под названием «Дорожная карта изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». Ох уж эта мне эффективность. Поскольку мы теперь всё делаем на американский манер, вместо планов дорожной карты таких карт в современной России много, а составляют их толи картографы, толи картежники. Причем всегда за большие деньги», – обратил внимание Смолин.

В этой связи он привел некоторые фрагменты документа, отметив, что в нем запрограммировано превращение учителя в ломовую лошадь, что неизбежно ведет к дальнейшему падению уровня образования.

«Человека создал труд, но труд механический и беспросветный способен переродить человека если не в обезьяну, то, по крайней мере, в лошадь. Понятно, что для творческой отдачи современного работника – это смерти подобно. Но именно эта идея заложена авторами «Дорожной карты» для одной из самых творческих профессий – педагогической», – сказал депутат.

Комментируя реформу в дошкольном образовании, Смолин отметил, что, по официальным планам, с 2012 по 2018 года предполагается рост, как изящно выражаются авторы документа, охвата детей программами дошкольного образования почти на 10%. «Прекрасно. Однако главное – в другом. Число воспитанников на одного педагогического работника за это время предлагается увеличить за это время на 10%. Поскольку дистанционным способом воспитать дошкольника невозможно, речь идет о либо об укрупнении групп, либо о закрытии небольших детских садов. И то и другое мы уже проходили», – отметил Смолин.

При этом он добавил, что, с одной стороны, когда Роспотребнадзор уменьшил норматив площади детского сада на одного дошлольника до 2,5 кв метров родители грустно шутили – на кладбище и то больше. С другой стороны, детские сады с низким числом детей на одного воспитателя находятся в сельской местности. В России уже введены школьные автобусы, причем неудачно. По-видимому, любители карт предложат нам теперь автобус и дошкольный, предположил депутат.

Оценивая реформу в школе, Смолин отметил, что «дорожная карта» обещает нам увеличение числа школьников в 2012-2018 годах примерно на полтора миллиона. Число учеников в расчете не одного учителя должно увеличиться с 11 до 13.

«В переводе на русский язык это означает, что власть собирается уволить более 90 тысяч учителей, а нагрузку остальных увеличить примерно на 20%», – подчеркнул парламентарий.

При этом он напомнил, что, согласно исследованиям советского периода, при нагрузке 18 уроков в неделю на одну ставку учитель истории и естествознания за счет подготовки и классного руководства имел рабочую неделю под 45 часов. Учитель литературы – далеко за 50. В настоящее время средняя загрузка российского учителя 26 уроков в неделю, то есть полторы ставки. После реализации «карты» она составит 32 часа.

«Коллеги, кто работал в школе, наверное, что-то помнит. Если учителя загоняют положение ломовой лошади, ученику он не сможет дать ничего. Эмоциональное выгорание и дальнейшее падение качества образования неизбежны», – заявил Смолин.

По его мнению, совершенно очевидно, меньше детей на одного учителя приходится в небольших школах, особенно сельских. «Так называемое подушевое финансирование, которое уже прозвали подушной податью, вместе с так называемым эффективным контрактом, который народный фольклор окрестил дефективным контрактом, и без того приводит к укрупнению классов и учебных заведений. По официальным данным, с 1990 года по 2011-й закрыты 20300 школ. Мы в свое время приветствовали заявление министра образования и науки о том, что этот процесс нужно остановить. Но после принятия карты сомнений не осталось – сельскую школу намерены добивать. Вопрос только в количестве и сроках», – считает Смолин.

По его словам, научное сообщество отнеслось к этому документу по-разному. «Одни выражались на грани нарушения закона о русском языке, а люди с богатым чувством юмора веселились, как на концертах Михаила Задорнова. Все сходились в одном: «картописатели» заслуживают премии, но только не Нобелевской… жаль, я уже вышел возрастом, а то бы позволил себе сказать как герой Андерсена: король-то голый», – сказал депутат.

По его оценке, наиболее ярко антисоциальный характер образовательной политики виден в той части «карты», которая посвящена высшему образованию. «Его планируют свернуть весьма радикальным образом. С 2012 по 2018 год количество студентов должно сократиться почти на 1,5 млн человек. При этом числе студентов в расчете на одного преподавателя намерены увеличить с 9,4 до 12. Расчеты экспертов показывают, что в результате численность вузовских педагогов сократится почти на половину, а их нагрузка увеличится почти на треть», – обратил внимание Смолин.

В этой связи он призвал отменить «Дорожную карту», обнародовать имена «картежников» и вернуть в бюджет потраченные деньги.

Смолин также сообщил, что депутаты от КПРФ внесли очередной законопроект, который призван ответить на главный вопрос: чему учить наших детей.

«Мы предлагаем. Первое. Вернуть содержание образования в школьные стандарты. Бессодержательный стандарт бессмыслен. Второе. Разработку стандартов проводить с обязательным участием российской Академии наук, российской Академии образования, профессиональных и общественных объединений образования. В законе перечислить обязательный набор предметов – так называемый «золотой стандарт», чтобы никому было неповадно оставлять только три из всех обязательных школьных предметов. Четвертое. Федеральные образовательные стандарты для школы принимать законом», – сказал Смолин.

«Сейчас законом мы утверждаем технические регламенты, в том числе по бензину, молоку и спирту. Мы много говорим о паленой водке, но паленое образование – в сто крат опаснее», подчеркнул он и предложил всем фракция поддержать эту инициативу и тогда, по его словам, будущим поколениям не придется повторять слова Аркадия Райкина: «Ученье свет, а неученых – тьма».

Стоит отметить, что премьер Дмитрий Медведев, выступая сегодня в Госдуме с отчетом, позитивно оценил принятый закон и отметил, что необходимо решать все накопившиеся с советского времени проблемы в сфере образования.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.