Кравцов заговорил о зарплатах учителей

Российская Газета
Кравцов заговорил о зарплатах учителей

Министр Сергей Кравцов отвечает на самые острые вопросы учителей, родителей и журналистов "РГ"

Профессия учителя - самая главная на земле, "профессия дальнего действия", как говорил Роберт Рождественский. С этих слов в Год педагога и наставника в редакции начался "Деловой завтрак" с министром просвещения Сергеем Кравцовым. Рассказываем самое важное уже сейчас.

Сергей Сергеевич, тема номер один, как ни крути, ЕГЭ. В очередной раз заговорили о его возможной отмене. Дайте информацию из первых рук: ЕГЭ сдается или нет?

Сергей Кравцов: Давайте для начала вспомним хотя бы 2013-2014 год. Я тогда, кстати, тоже был гостем "Российской газеты" - в должности главы Рособрнадзора. Тогда вокруг ЕГЭ были разные ситуации: утечки заданий, ЕГЭ-туризм, тесты... Но самое главное - экзамен в ряде регионов проходил необъективно. Помню письмо выпускницы из Красноярского края, буквально крик души: "Уважаемый Сергей Сергеевич! Я готовилась к сдаче экзамена, училась, не списывала. Мне очень обидно, что где-то эта процедура проходила не так, кто-то просто заранее получил задания. Как же так?".

Что сейчас? Тестовая часть исключена, все задания составлены так, чтобы оценить именно творческие способности школьника: умение мыслить, рассуждать. После экзамена в своем личном кабинете каждый школьник может посмотреть свои результаты, причем не через 2-3 месяца, как в некоторых странах, а в течение 5-7 дней. Можно подать апелляцию, есть досрочный период. То есть ЕГЭ совершенствуется. У нас равные условия для каждого выпускника 11-го класса, где бы он ни учился, где бы ни жил. Этот ключевой принцип нужно сохранить.

То есть нынешнее поколение школьников точно будет жить при ЕГЭ?

Сергей Кравцов: Я бы сказал так: при объективном экзамене. Главное - дать возможность каждому школьнику вне зависимости от достатка родителей, вне зависимости от того, где он проживает, сдать объективный экзамен. Если кто-то предложит другую форму, которая гарантирует объективность, обеспечивает сдачу экзамена по месту проживания, мы рассмотрим предложения. Но пока их нет.

Открою секрет: в 9-м классе я работал санитаром в детской республиканской клинической больнице, чтобы пройти практику и потом получить льготу для поступления в медицинский институт. Хотел быть детским врачом. Занимался с репетиторами по биологии, химии из того вуза, куда собирался поступать. А за год до поступления моим родителям сказали, сколько это поступление стоит. Таких денег у нашей семьи не было. И тогда мой выбор пал на педвуз, потому что педагог, как и врач, помогает детям. Мы хотим вернуться в такое время? Думаю, нет.

Вопрос с новостных лент: вернется ли в школы предмет "черчение"? Об этом просят инженеры, конструкторы...

Сергей Кравцов: А оно не уходило из школы. Да, в определенный момент его исключили из перечня отдельных предметов. Но модуль черчения сегодня есть в учебном предмете "Технология". Черчение преподается в инженерных классах. Регион может ввести его изучение в рамках внеурочной деятельности.

Я не сторонник каких-то кардинальных, сиюминутных решений в системе образования. Все решения должны быть выверены, и мы должны быть стопроцентно уверены, что это пойдет на пользу. Но раз вопрос прозвучал, мы его обязательно обсудим со специалистами. Поймем, как можно улучшить ситуацию. Возможно, в предмете "Технология" мы усилим компонент, связанный с черчением.

Много вопросов пришло от наших читателей-педагогов. Один из самых острых - о зарплатах. Миссия у учителей по всей России одна. Почему зарплаты такие разные? Будет ли что-то меняться?

Сергей Кравцов: Зарплата учителя, несомненно, должна быть достойной. А еще прозрачной, чтобы каждый педагог понимал, как она начисляется. Мы сегодня разрабатываем единые требования к системам оплаты труда педагогов в регионах, когда четко регламентируем ставку, компенсационные выплаты, предусмотренные законом, и то, за что могут выплачиваться стимулирующие выплаты.

Напомню, была поставлена задача довести среднюю зарплату учителя до средней зарплаты по экономике того или иного региона. Почему именно так? Потому что в каждом субъекте свой размер потребительской корзины: разная стоимость услуг, разная стоимость товаров. В 2011 году средняя зарплата учителя по стране составляла чуть больше 13 тысяч рублей. Сегодня - более 45 тысяч.

В 2011 году средняя зарплата учителя составляла чуть больше 13 тысяч рублей. Сегодня - более 45 тысяч

Кроме того, есть доплаты за классное руководство - 5 тысяч рублей. Их ежемесячно получает каждый классный руководитель независимо от региона. Это не отменяет никаких региональных и муниципальных выплат. Мы за этим очень внимательно следим. В разных регионах есть программы поддержки учителей, сохраняются компенсационные выплаты. Продлена программа "Земский учитель", когда учителю, который едет в сельскую местность, выплачивается миллион рублей, а для Дальневосточного федерального округа - два миллиона. Меняются условия труда учителя: идет строительство новых школ, реализуется президентская программа по капремонту школ. Новые учебные заведения появляются уже со всем необходимым оборудованием. Но мы понимаем, что эту работу по поддержке педагога нужно продолжать.

Официальный реестр курсов профессиональной переподготовки необходимых при работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС 2022

  • «Специальное (дефектологическое) образование: Олигофренопедагогика» ЗДЕСЬ
  •  «Организация образовательного процесса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
  •  «Тьютор в образовательных организациях для сопровождения детей с ОВЗ» ЗДЕСЬ
  •  «Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)» ЗДЕСЬ

Реестр курсов необходимых при работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС 2022

  • «Олигофренопедагогика: воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС» ЗДЕСЬ
  • «Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
  • «Практический опыт и рекомендации в обучении и воспитании детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС 2022 на уроках и внеклассных мероприятиях. Взаимодействие с родителями таких детей. Интеграция и инклюзия» ЗДЕСЬ
  • «Проектирование и проведение современного урока с учетом практического опыта и рекомендаций по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС в олигофренопедагогике» ЗДЕСЬ
  • «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
  • «Организация обучения детей с задержкой психического развития в контексте ФГОС 2022 обучающихся с ОВЗ» ЗДЕСЬ
  • «Применение ИКТ при обучении лиц с ОВЗ в рамках реализации ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
  • «Проектирование и проведение современного урока с учетом практического опыта и рекомендаций по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС в олигофренопедагогике» ЗДЕСЬ
  • «Инновационные технологии развития речи и мышления у детей с ОВЗ (с учетом требований ФГОС 2022)» ЗДЕСЬ
  • «Практический опыт реализации введения ФГОС 2022 в деятельности педагога по обучению лиц с ОВЗ» ЗДЕСЬ
  • «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (ЗПР) в соответствии с ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
  • «Совершенствование методов обучения и воспитания в инклюзивных классах в соответствии с ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
  • «Практический опыт и рекомендации в обучении и воспитании детей с овз в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и внеклассных мероприятиях. Взаимодействие с родителями таких детей. Интеграция и инклюзия» ЗДЕСЬ
  • «Организация обучения детей с задержкой психического развития в контексте ФГОС 2022 обучающихся с ОВЗ»  ЗДЕСЬ
  • «Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ЗПР в соответствии с требованиями ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
  • «Применение здоровьесберегающих технологий при обучении лиц с ЗПР в соответствии ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
  • «Практический опыт и рекомендации в обучении и воспитании детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС 2022 на уроках и внеклассных мероприятиях. Взаимодействие с родителями таких детей. Интеграция и инклюзия» ЗДЕСЬ
  • «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования в соответствии с ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
  • «Инновационные технологии развития речи и мышления у детей с ЗПР (с учетом требований ФГОС 2022)»  ЗДЕСЬ
  • «Применение ИКТ при обучении лиц с ЗПР в рамках реализации ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
  • «Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
  • «Методика обучения и воспитания детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
  • «Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
  • «Методика обучения и воспитания детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
  • «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
  • Ресурсы и сервисы информационной образовательной среды по предметам обучения, в том числе для детей с ОВЗ ЗДЕСЬ
  • Использование в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации, в том числе для детей с ОВЗ ЗДЕСЬ

Дополнительно:

  • С присвоением новой квалификации: учитель-дефектолог, олигофренопедагог. Специальное (дефектологическое) образование: Олигофренопедагогика ЗДЕСЬ
  •  "Педагог дополнительного образования" Педагогика и методика дополнительного образования для детей и взрослых ЗДЕСЬ
  • педагог психолог, преподаватель психологии, с правом ведения деятельности в сфере психологии. Педагогика и психология ЗДЕСЬ
  • «Семейный психолог» Семейная психология. Практическая психологическая помощь в области семейных и детско-родительских отношений ЗДЕСЬ
  • «Педагог-организатор в образовательной организации» ЗДЕСЬ

Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Аноним

И еще. Техперсонал и обслуживающий персонал получают больше чем молодой специалист. У них ежегодно МРОТ повышается. У нас в 2023 году на 6.3% подняли на 521 рубль. Красота. Специалисты получают меньше, чем обслуживающий персонал. В 2024 году МРОТ поднимут на 18.6%. А когда же у учителей пройдет Федеральная индексация? С 2013 года одни обещания.

Аноним

Среднюю зарплату по экономике сделали-хорошо. НО, бюджет формируется так, что выше лоинейки по региону не прыгнешь. Т.е. выше зарплату платить нельзя, линейка не позволяет. если вышен заплатил, уменьшаются стимулирующие. Учителя на 2 ставки работают, а зарплата как за одну со стимулирующими. Когда же сделают среднюю по экономике за ставку, а не за начисленную зарплату? У молодых специалистов в расчетном листке есть строка-доплата до МРОТ. Это что?

Александр

Как обычно, ни о чём. В принципе, а что ещё можно ожидать от бюрократа до мозга костей