Инклюзивное образование — это шаг вперед. Это возможность для детей с ограниченными возможностями здоровья обучаться в коллективе, заводить друзей, быть частью обычной жизни. Но способна ли школа обеспечить им необходимый подход? Или все проблемы вновь должны решать учителя? Размышляет наш блогер, тьютор и педагог Андрей Зоткин.
Я работаю тьютором с 1991 года. И мне нравится идея, что дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть интегрированы в общество. Но готова ли к этому наша школа?
Когда я только начинал работать, в классе у нас был непростой ребенок — он, например, не мог быстро расстегнуть пуговицы или снять пальто. Пока тетрадки, перышки (важный для него предмет), карточки с буквами и цифрами не были разложены, «как надо», он не мог включиться в урок. Диагностированных заболеваний у мальчика не было. Я понимал, что у этого ребенка такие особенности, не мешал ему готовиться к занятиям так, как ему надо. Старался помогать что-то делать быстрее, а где-то отказываться от лишних действий.
Сейчас тьютор — сопровождающий детей с самыми разными особенностями. Некоторые из них могут убежать в мороз на улицу, биться головой о стену или об пол, ударить другого человека, просто встать и кричать, сесть на подоконник и свесить ноги на улицу.
Обычно такие ребята приходят в класс, в лучшем случае, в сопровождении тьютора. Но чем старше ребенок, тем тяжелее найти сопровождающего его специалиста. У нас не такие большие зарплаты, да и физически тяжело — порой, ребенка приходится буквально удерживать в период слишком активного возбуждения.
Поэтому учителям в средней школе приходится работать с такими детьми один на один. Это непросто по нескольким причинам.
- Сложно обеспечить индивидуальный подход. А он, как правило, нужен. Дети с трудом воспринимают базовые задачи из программы и абстрактные тексты. Каждому надо придумать задание. Нам говорят — за это полагается доплата! Да, 60-100 рублей в месяц.
- Нет разработанных методичек. Даже если педагог найдет возможность давать ребенку отдельные задания (а потом проверять их и прорабатывать ошибки), то придумывать эти задачи ему придется самому. Нет отдельной программы для таких детей! То есть учитель должен придумать, распечатать (за свои же деньги) или предложить родителям купить отдельную тетрадь. Или купить ее самостоятельно.
В итоге педагог должен вложить свои деньги, чтобы обучить такого ребенка. Инклюзия создается за счет учительского труда и его зарплаты. Мы искренне готовы помогать. Но мы тоже люди. У нас есть свои дети, потребности — мы хотим получать достойную зарплату за такой труд.
На прошлой неделе меня отправили повышать квалификацию для работы с такими детьми. Нас собрали — воспитателей детского сада, учителей начальной и основной школы. Пока собирали документы об оплате курсов, мы бурно обсуждали с коллегами тему мероприятия «Управление нежелаемым поведением». Вдруг ко мне подошла молодая женщина и попросила выйти из аудитории (я говорил громко, лекторская привычка). Наверное, это была демонстрация того, как управлять нежелаемым поведением. А когда я спросил у менеджера курсов о том, что я могу изучить, чтобы получить сертификат о повышении квалификации для работы с такими детьми, мне с улыбкой ответили: «Заплатите деньги, и все». Так кому же выгодно инклюзивное образование? Вот две истории из обычных школ:
- Моя добрая племянница (она учится в другой школе) помогала девочке, которая столкнулась со сложностями. Что в итоге? У племянницы двойка (но куда смотрел учитель?), потому что свою работу она сделать не успела.
- Случай из моей практики: ученик 6-го класса, 12 лет, при тьюторе толкнул молодую хрупкую учительницу, она головой ударилась об стену. Мне пришлось его удерживать, напрягая силы, чтобы агрессия не продолжилась. Его агрессия была вызвана простой причиной. Он кричал: «Я не понимаю, что делать!» И я его понимаю.
Я считаю, что это нарушение прав детей (всех детей!), родителей, учителя. Мне кажется, что педагогов, родителей, одноклассников должны готовить к взаимодействию с такими ребятами. Чтобы самим детям, которым нужен особый подход, в школе было комфортно. Чтобы они понимали, что делать.
Официальный реестр курсов профессиональной переподготовки необходимых при работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС 2022
- «Специальное (дефектологическое) образование: Олигофренопедагогика» ЗДЕСЬ
- «Организация образовательного процесса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
- «Тьютор в образовательных организациях для сопровождения детей с ОВЗ» ЗДЕСЬ
- «Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)» ЗДЕСЬ
Реестр курсов необходимых при работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС 2022
- «Олигофренопедагогика: воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС» ЗДЕСЬ
- «Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
- «Практический опыт и рекомендации в обучении и воспитании детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС 2022 на уроках и внеклассных мероприятиях. Взаимодействие с родителями таких детей. Интеграция и инклюзия» ЗДЕСЬ
- «Проектирование и проведение современного урока с учетом практического опыта и рекомендаций по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС в олигофренопедагогике» ЗДЕСЬ
- «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
- «Организация обучения детей с задержкой психического развития в контексте ФГОС 2022 обучающихся с ОВЗ» ЗДЕСЬ
- «Применение ИКТ при обучении лиц с ОВЗ в рамках реализации ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
- «Проектирование и проведение современного урока с учетом практического опыта и рекомендаций по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС в олигофренопедагогике» ЗДЕСЬ
- «Инновационные технологии развития речи и мышления у детей с ОВЗ (с учетом требований ФГОС 2022)» ЗДЕСЬ
- «Практический опыт реализации введения ФГОС 2022 в деятельности педагога по обучению лиц с ОВЗ» ЗДЕСЬ
- «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (ЗПР) в соответствии с ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
- «Совершенствование методов обучения и воспитания в инклюзивных классах в соответствии с ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
- «Практический опыт и рекомендации в обучении и воспитании детей с овз в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и внеклассных мероприятиях. Взаимодействие с родителями таких детей. Интеграция и инклюзия» ЗДЕСЬ
- «Организация обучения детей с задержкой психического развития в контексте ФГОС 2022 обучающихся с ОВЗ» ЗДЕСЬ
- «Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ЗПР в соответствии с требованиями ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
- «Применение здоровьесберегающих технологий при обучении лиц с ЗПР в соответствии ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
- «Практический опыт и рекомендации в обучении и воспитании детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС 2022 на уроках и внеклассных мероприятиях. Взаимодействие с родителями таких детей. Интеграция и инклюзия» ЗДЕСЬ
- «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования в соответствии с ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
- «Инновационные технологии развития речи и мышления у детей с ЗПР (с учетом требований ФГОС 2022)» ЗДЕСЬ
- «Применение ИКТ при обучении лиц с ЗПР в рамках реализации ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
- «Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
- «Методика обучения и воспитания детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
- «Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
- «Методика обучения и воспитания детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
- «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС 2022» ЗДЕСЬ
- Ресурсы и сервисы информационной образовательной среды по предметам обучения, в том числе для детей с ОВЗ ЗДЕСЬ
- Использование в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации, в том числе для детей с ОВЗ ЗДЕСЬ
Дополнительно:
- С присвоением новой квалификации: учитель-дефектолог, олигофренопедагог. Специальное (дефектологическое) образование: Олигофренопедагогика ЗДЕСЬ
- "Педагог дополнительного образования" Педагогика и методика дополнительного образования для детей и взрослых ЗДЕСЬ
- педагог психолог, преподаватель психологии, с правом ведения деятельности в сфере психологии. Педагогика и психология ЗДЕСЬ
- «Семейный психолог» Семейная психология. Практическая психологическая помощь в области семейных и детско-родительских отношений ЗДЕСЬ
- «Педагог-организатор в образовательной организации» ЗДЕСЬ