Разговор с увлеченным своим делом учителем начальных классов

Солидарность
Разговор с увлеченным своим делом учителем начальных классов

Каждый из нас шел в первый класс с любопытством, замиранием сердца и предвкушением чего-то необычного. А каково впервые заходить в школьный класс учителю? Каким должен быть хороший учитель начальных классов? Об этом, а также о роли родителей в школьной жизни, изменениях в программе и необходимости перемен поговорили с учителем начальных классов и логопедом Дарьей Мельниковой.

ПОСЛЕ “ОРЛЕНКА” НИЧЕГО НЕ СТРАШНО

- Дарья Владимировна, когда вы поняли, что хотите быть учителем?

Поняла давно, еще в 10 классе. В 2003 году поступила в Челябинский государственный педагогический университет на факультет учителей начальных классов. В 2008 году окончила обучение с красным дипломом. Но в школу пришла только в 2013 году, а до того четыре с половиной года трудилась в коммерческой организации. Решила обеспечить материальный, бытовой базис - купила квартиру, машину. Параллельно с работой в коммерческой структуре работала в педуниверситете, в детском саду - так что с педагогикой не порывала! А после пришла в школу, где и работаю по сей день, для души и с душой.

Каково было входить первый раз в первый класс?

У меня уже был опыт работы со студентами университета, я вела возрастную психологию и методику преподавания русского языка и литературы. Еще успела поработать в детском саду и во Всероссийском детском центре “Орленок” воспитателем. У нас, между “орлятами”, даже есть такая шутка, что после “Орленка” уже ничего не страшно. Приходилось и тренинги организовывать для челябинских компаний, численностью от 10 до 100 человек. Поэтому страха не было. Но входить в первый раз в класс с первоклашками было как минимум интересно.

Студенты и школьники - аудитория, конечно, разная, но с детьми-то работать интересней и проще, чем со студентами.

И так уже 10 лет. Чувствуете, что год юбилейный?

Юбилей будет 14 марта 2023 года. Практически 10 лет я работаю в родной 61-й школе города Челябинска и менять ее не собираюсь. Сейчас девять из моих первых учеников обучаются в 10 классе. Другие продолжили обучение в колледжах, училищах. Конечно, с нетерпением жду, когда каждый из них устроится в профессиональной жизни, потому что, начиная с первого класса, я детям говорю: мы будем наполнять свой кувшин знаний, а потом эти знания будем продавать за деньги.

ПЕРВОГО УЧИТЕЛЯ НЕ ЗАБЫВАЮТ

С учениками контакт поддерживаете? Они первого учителя не забывают?

- Со многими продолжаем общаться. Очень приятно, что первого учителя не забывают ни дети, ни их родители, а я горжусь своими выпускниками. Вот, например, в этом году ребята ушли из школы, у них нет теперь возможности забегать ко мне на переменках или после уроков приходить в класс, где они когда-то учились, поэтому в сентябре человек десять пришли навестить. Рассказали, кто куда поступил: кто пошел учиться на кинолога, кто на экономиста, кто на юриста… Я за всех рада! Теперь жду, когда будут устраиваться на работу.

- В этом году вы стали не просто учителем начальных классов, а педагогом в классе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Как решились на такой непростой шаг?

- Да, действительно, я впервые веду речевой класс. В 2020 году на базе педагогического университета я получила диплом логопеда, а в этом учебном году у меня появилась возможность реализовать свои новые знания. Я хочу помочь каждому ребенку в классе, стать другом и наставником. При этом я понимаю, что только вместе с детьми и их семьями получится добиться поставленных целей. Так что ответ простой: я этому училась и хочу с помощью своих знаний помочь детям. За сентябрь и октябрь я узнала ребят, подружилась с ними, продиагностировала, провела индивидуальные встречи с родителями. Теперь понимаю, где я могу им помочь. Уверена, что к 4 классу будет результат. Если “МЫ” хорошо сработаем - с этих детей снимут диагноз, и они пойдут уже в обычный общеобразовательный 5 класс.

Что самое трудное в работе учителя начальных классов?

Как правило, работать с детьми - одно удовольствие. Гораздо чаще трудности возникают при выстраивании взаимоотношений с родителями. Увы, многие начинают требовать от учителя только пятерок и не готовы выслушивать конструктивную критику и предложения педагога.

А я за справедливость: если есть за что похвалить - я обязательно это делаю, если есть за что поругать - обязательно проведу воспитательную беседу с ребенком. Но нужна же и помощь родителей, их роль в воспитании огромна. Увы, тут и возникают проблемы. Может быть, родители пытаются за счет своих детей реализоваться? Чаще всего, конечно, хотят, чтобы ребенок учился на одни пятерки, чтобы у него все получалось, причем без трудностей. А это невозможно, трудности есть у всех, и дети должны учиться их преодолевать. Детям и взрослым свойственно ошибаться, главное - вовремя признать свою ошибку.

“ВСЕ ДЕЛАЙ ТВОРЧЕСКИ”

- Каким должен быть хороший учитель начальных классов?

На мой взгляд, учитель начальных классов - это и ориентир, и пример для подражания. Поэтому он должен быть дисциплинированным, ответственным, коммуникабельным. Справедливым, добрым, отзывчивым, жизнерадостным, целеустремленным, настойчивым, уверенным, мудрым, бдительным, терпеливым и творческим. Я стараюсь быть таким ориентиром для младших школьников и горжусь тем, что мой девиз по жизни - “все делай творчески, а иначе зачем?”.

Изменилась ли за эти 10 лет сфера образования, школа?

Я могу говорить только на основе той школы, в которой сама работаю. Безусловно, школа меняется, взрослеет, мудреет вместе с детьми и педагогами: это и отремонтированные кабинеты, и современная техника, и новые учебники, и мебель. Конечно, очень хочется, чтобы финансирование не прекращалось и школа отвечала уровню современных учеников и учителей. В этом плане руководство делает все, что от него зависит. Поэтому, как я уже говорила, школу менять не собираюсь. Если же говорить о программах, методах преподавания, то и менять, и совершенствовать их обязательно нужно, ведь мир и люди в нем тоже меняются. Я за нововведения. Не люблю фразы от педагогов старшего возраста, знаете, это типичное “раньше было лучше…”. Нужно жить в настоящем, стремиться в будущее, быть гибкими. Вот в этом году в стране появился урок “Разговоры о важном”. Лично я рада - у меня появился еще один час на разговор о ценностях, которые мне бы хотелось привить детям.

- А какие это ценности?

Семья, любовь к Родине, доброта, мир, дружба, здоровье.

Некоторые педагоги считают, что многие нововведения внедряются слишком необдуманно. У вас нет такого ощущения?

Как правило, все новое воспринимается в штыки, это нормально. Затем идет стадия принятия. Мы проверяем нововведение на себе и даем обратную связь. Например, когда принимали ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), часто обращались к педагогам: давайте, подскажите, как лучше, присоединяйтесь к обсуждению, не разговаривайте только на своей кухне. Увы, чаще всего разговор за рамки кухни не выходит. Я несколько раз участвовала в обсуждении этого стандарта, надеюсь, мое мнение тоже было учтено.

ГАРМОНИЯ В СЕМЬЕ И НА РАБОТЕ

Как строится ваш рабочий день? Когда он заканчивается?

Если мы говорили об общеобразовательном классе, то уроки могли бы закончиться и в 12 часов дня. Но поскольку сейчас я в первую смену работаю учителем начальных классов, а во вторую смену как логопед с этими же детьми, то мой рабочий день уже может длиться до двух часов дня. Я имею в виду именно проведение уроков и занятия с детьми в качестве логопеда. Далее идет подготовка к урокам и к коррекционно-развивающим занятиям, поэтому в школе я могу находиться и до 15, и до 16 часов. Иногда забираю работы учеников или документы, которые надо подготовить, домой. Тогда вечером, после того как уложила ребенка спать, проверяю, разрабатываю, дописываю, доделываю. С утра еще могу что-то доделать, приехав на работу чуть раньше. Так что строго нормированного дня у меня нет… Но я люблю свою работу и за то, что она не с 8 до 22, все довольно гибко. Это дает возможность гармонично сочетать семью и работу.

- Из чего сейчас складывается оплата труда педагога начальных классов?

Есть окладная часть, есть премиальная, плюс идет доплата за классное руководство. К тому же в этом году я работаю в особенном классе, предусматривается надбавка за работу с детьми с особенностями. В сумме получается больше 30 тысяч рублей. Конечно, существует и соцпакет, он стандартный для педагогов. И большим плюсом к нему - поддержка профсоюза!

Какую роль играет профсоюз в вашей профессиональной жизни?

Мне повезло. В нашей 61-й школе профсоюзная организация - не формальность. Например, особую поддержку я получила от профсоюза, находясь в декретном отпуске. Было очень приятно, что обо мне помнят, меня ценят, мною дорожат. А главное, чувствуется, что эта организация существует прежде всего для защиты всех ее членов и отстаивания интересов учителей. - Приходилось ли с помощью профсоюза отстаивать свои права? - Да. Мы несколько раз выходили на митинги, чтобы отстоять свою 18-часовую рабочую неделю, повышение окладной части, - и добились своего! Отстояли и отпуска - 56 рабочих дней. Пока все сложилось успешно для педагогов, надеемся, что так и будет. Учитель должен полноценно отдыхать, потому что учебный год, скажем так, много соков выпивает, надо восстанавливаться, чтобы дальше плодотворно работать с детьми. И, конечно, профсоюз - это наши любимые сборы, поездки, экскурсии, праздники, подарки, премии.

- Кроме занятий есть какая-то внеклассная работа?

- Да, конечно! Например, мы с детьми участвовали в конкурсе “Самый классный Классный”. Это профессиональный конкурс, он требует очень большой отдачи. Необходимо было записать видеоролик “Я и мой класс” на пять минут. Длится-то он пять минут, но снимали мы его часов пять-шесть! Я после съемок выходила, как старая бабушка: без спины, без ног, без рук. И дети точно такие же. Мы уже просто в коридоре на пол садились и пели под гитару: “И у любви у нашей села батарейка…” Мы прошли и районный этап, и городской, вышли на область! Я поняла, что иду правильным путем, когда мне родители доверили своих детей: ведь это был период пандемии, всех перевели на карантин, а надо было ехать выступать в другой город! Родители согласились, и мы это испытание прошли. Причем выступать пришлось перед пустым залом, только для жюри, это для всех стресс! Но мы справились, взяли одну из номинаций - “Педагогическое обаяние”. Сейчас, когда карантина нет, внеклассной работы снова стало больше, и она очень нужна. В этом году мы посетили домашнюю ферму в селе Кузнецкое, побывали в Музее леса, сходили в парк на осеннюю экскурсию, были в гостях у Детской библиотеки № 1.

БЕЗ УЧАСТИЯ СЕМЬИ МЫ НЕ СПРАВИМСЯ

- Изменились ли за эти годы дети, которые приходят в ваш класс?

- Да, дети меняются, и, к моему большому сожалению, не всегда в лучшую сторону. Связываю это с тем, что родителям сейчас просто некогда заниматься детьми: работа, быт, ипотека, кредиты, а вечером хочется отдохнуть. Иногда бывает так, что родитель приводит ребенка в 1 класс и говорит: “В 11 классе заберу, желательно с аттестатом, и желательно с таким, чтоб поступить на бюджет”. Но чудес на свете не бывает. Для того чтобы с ребенка что-то требовать, нужно сначала в него вложить. Мы, педагоги школы, вкладываем, но без участия семьи не справимся. Там, где родители идут нам навстречу, мы добиваемся больших результатов. Если же семья не идет навстречу школе, то здесь могут быть и пробелы в знаниях, и проблемы с поведением.

С влиянием высоких технологий вы часть изменений не связываете?

- Отчасти согласна. Если родитель не становится другом своему ребенку, то родителя заменяют телефон, планшет и компьютер. А человеку прежде всего нужен человек. Дети сейчас у нас более компьютеризованные, много времени проводят один на один, изменилась коммуникативная, социальная сфера. От этого отчасти и речь страдает, и интеллект. Если честно, я тот же телевизор уже 13 лет не смотрю. Я люблю читать, путешествовать, люблю театр. Именно так я отдыхаю!

Обязан спросить вот о чем. Были случаи, когда родители учеников и руководство школы предъявляли педагогам, скажем так, претензии из-за фото в социальных сетях. Например, из-за фото в купальнике. У вас в соцсети фото с отдыха есть. Проблем не возникало?

- Педагоги - прежде всего люди, они тоже имеют право на отдых, на красивое фото, в том числе в купальнике. И я очень надеюсь, что руководство школы и родители учеников только радуются за нас, отдохнувших и загорелых. Если не нравится - не смотрите личный профиль учителя. Практически у каждого педагога нашей школы есть свой блог или профессиональное сообщество. Они предназначены для быстрого обмена информацией, для освещения насыщенной школьной жизни. В них нет ничего личного. А личная страница - это личная страница, там моя частная жизнь. Если же кому-то хочется посмотреть на личную страницу, пускай попросятся в друзья, а я подумаю, принять их или нет.


Какие курсы необходимо иметь  учителю начальных классов в случае проверки ОУ . Приказ Министерства просвещения РФ "Об утверждении аккредитационных показателей по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

  • «Педагогика и методика начального образования в рамках реализации ФГОС 2022 » 520ч. ЗДЕСЬ
  • Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС 2022  ЗДЕСЬ
  • Современный урок в начальной школе в контексте реализации ФГОС 2022  ЗДЕСЬ
  • Формирование навыка смыслового чтения и достижение результатов по показателю функциональной грамотности у младших школьников ЗДЕСЬ
  • Особенности организации и проведение современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС 2022  ЗДЕСЬ
  • Инновационные педагогические технологии и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС 2022  ЗДЕСЬ
  • Коррекционная работа по русскому языку и литературному чтению. Методики преодоления проблем дисграфии и дислексии в начальной школе ЗДЕСЬ
  • Инновационные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе на уроках начальных классов в условиях реализации ФГОС 2022  ЗДЕСЬ
  • Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя начальной школы - практический опыт ЗДЕСЬ
  • Обновление содержания и технологии реализации ФГОС 2022  ЗДЕСЬ

Все курсы включены в федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования

Указанные курсы можно пройти БЕСПЛАТНО. 

Оплачивается изготовление документа об образовании и услуги почты России


Подтвердите обучение на любом КПК до 28 октября 2022 года ( оплатив изготовление документа об образовании и услуги почты России ( обучение бесплатно) и получите участие в учебно-методическом обьединении БЕСПЛАТНО


  • Специальное (дефектологическое) образование: Олигофренопедагогика ЗДЕСЬ
  • Развитие функциональной грамотности школьников в соотвествии с ФГОС третьего поколения ЗДЕСЬ
  • Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС 2022  ЗДЕСЬ
  • Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся согласно ФГОС 2022  ЗДЕСЬ
  • Семейная психология. Практическая психологическая помощь в области семейных и детско-родительских отношений с присвоением квалификации «Семейный психолог» ЗДЕСЬ
  • Олигофренопедагогика: воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС 2022 ЗДЕСЬ
  • Оказание первой помощи в образовательном учреждении ЗДЕСЬ

Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.