Реформа образования: меньше льготников, больше религии

РБК.РУ
Реформа образования: меньше льготников, больше религии

В конце декабря президент подписал новый закон об образовании, который уже вступил в силу. Он должен заменить законы почти десятилетней давности. Ожидаются глобальные изменения, которые коснутся всех уровней - от дошкольного до поствузовского образования. Планируется ужесточение дисциплины в школах, в вузах сократится число бюджетных мест, будут отменены льготы, и это далеко не полный список нововведений. Эксперты в ожидании грядущих изменений делают оптимистичные прогнозы.

Дисциплина и религия

По мнению законодателей, школьники более всего нуждаются в дисциплине и религиозном воспитании. Так, в новом законе прописан порядок привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности. Предусмотрены меры пресечения вплоть до исключения из образовательного учреждения. Наказывать будут в первую очередь хулиганов и лентяев.

Грубым дисциплинарным проступком считается неосвоение в установленные сроки образовательной программы, а также невыполнение учебного плана. Это нарушение стоит в одном ряду с появлением на территории школы в состоянии алкогольного или другого опьянения и оказанием негативного влияния на других учащихся.

Вопрос школьной формы так и остался на усмотрение руководства школы.

Кроме поведения и внешнего вида, власти озаботились и совершенствованием учебной программы. Так, в очередной раз был поднят вопрос религиозно-культурного образования в стенах школы.

Напомним, что несколько лет назад в ряде регионов в качестве эксперимента был введен предмет «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которого родители могли выбрать для своего ребенка одну из религий для изучения. Эксперимент был признан успешным и к 2012 году получил распространение по всей стране. Нужно ли ребенку изучать этот предмет, решали родители. Так будет и сейчас. Но по закону теперь религиозные организации имеют право проверять, насколько программа курса соответствует их вероучению, его историческим и культурным традициям, а также рекомендовать для работы в школах своих педагогов.

Если раньше религиозная организация могла быть лишь учредителем школы и преподавать священнослужители права не имели, то теперь, благодаря новому закону, такое право у них появилось.

Тотальная ЕГЭизация

Законом предусмотрено и увеличение срока действия сертификата ЕГЭ. Единый госэкзамен был введен несколько лет назад в качестве эксперимента, а затем и на обязательной основе. Срок действия сертификата составлял 2 года.

С этого года срок увеличится до 4 лет. Поступить в вуз можно будет только по результатам ЕГЭ. За исключением МГУ и СПбГУ, где абитуриентам придется пройти дополнительные вступительные испытания. Список вузов, имеющих право на подобные испытания, будет расширяться со временем.

По мнению директора института развития образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной, подобное решение имеет свои положительные и отрицательные стороны. Увеличение срока действия сертификата пойдет на пользу школьникам. Ведь, говорит И. Абанкина, «случается так, что между окончанием школы и поступлением в институт бывает перерыв. Так, теперь, когда срок увеличен, ребятам не надо будет сдавать экзамены еще раз». Но есть и минусы такого решения. «Очень трудно сохранить одинаковую сложность и одинаковые критерии оценки. Нельзя быть полностью уверенным, что задания через 5 лет будут на том же уровне сложности, что и сегодня», - утверждает И. Абанкина.

В системе госэкзамена множество недостатков. Хотя пора экспериментирования прошла, говорить о четком функционировании рано. «Во время проведения госэкзамена нет гарантий честности. В большинстве случаев выпускники оказываются более вооружены технически, чем те, кто следит за ходом испытания», - говорит И. Абанкина. Система экзамена тоже далека от совершенства. «Проверять надо то, чему научились, а не ловить на том, чего не знают», - подводит итог она.

Тем не менее нельзя не учитывать и зримый положительный эффект от введения единого госэкзамена. Он повлиял на образовательную миграцию. За последние несколько лет приток абитуриентов из регионов в вузы двух столиц значительно увеличился. «С точки зрения аккомодационной мобильности это положительный результат. Осталось только усовершенствовать технологии», - утверждает И. Абанкина.

Льготы - долой!

Согласно новому закону, большинство льгот будет отменено. Права на получение образования на специальных условиях будут лишены многие категории граждан.

Кроме того, будет снято ограничение на оплату детских садов. Если раньше родители, желающие пристроить свое чадо в сад, должны были оплачивать не более 20% стоимости содержания ребенка, то по новому закону родительский вклад может составлять до 100%. Предполагается, что малообеспеченные родители будут платить меньше, но на этот счет в законопроекте детали не уточняются. Единственное, что осталось в наследство от старого закона, - льготные категории граждан. Так, по-прежнему от оплаты освобождаются дети-инвалиды, сироты и больные туберкулезом.

Если по отношению к дошкольникам закон лоялен, то льготникам постарше жизнь он не упростит. Раньше поступить в вуз вне конкурса имели право дети-сироты, инвалиды 1 и 2 групп, дети из семей с доходом ниже прожиточного минимума, а также дети военных.

Сейчас вне конкурса быть зачисленными в институт имеют право только инвалиды 1 и 2 категорий, при этом их число не должно превышать 10% от общего количества учащихся. Остальные бывшие льготники поступать будут на общих условиях. Однако в законопроекте оговаривается, что, если их результаты экзаменов совпадут с результатами детей из обычной семьи, менее социально защищенного абитуриента вуз должен зачислить в первую очередь.

Меньше может стать и студентов-бюджетников. Так, если раньше учиться за счет государства имели право не менее 170 студентов в расчете на каждые 10 тыс. населения всех возрастов, то теперь их число значительно сократится.

Теперь расчет производится по-другому. Число бюджетников должно быть не менее 800 на каждые 10 тыс. чел. в возрасте от 17 до 30 лет. По мнению законодателей, такая мера необходима, иначе многим вузам летом просто придется отказаться от конкурса. Но в этом случае бесплатных мест может хватить более чем 70% выпускников.

По мнению заместителя председателя общероссийского профсоюза образования Вадима Дудина, ситуация не критическая, и сильного сокращения числа бюджетных мест бояться не стоит. «Реструктуризация образовательных учреждений приводит к тому, что в стране сокращается их число, поэтому и бюджетных мест станет меньше», - утверждает В. Дудин.

Забота о преподавателях

Согласно закону, право на осуществление образовательной деятельности получили научные учреждения и коммерческие организации. Также ведущие классические вузы страны (МГУ и СПбГУ) получают особый статус. Они могут самостоятельно разрабатывать особые образовательные стандарты по всем уровням образования.

Статус статусом, но и самих преподавателей коснутся изменения. Так, по новому закону отменяются надбавки за ученые степени и звания для докторов, кандидатов, доцентов, профессоров. Хотя окончательное решение о дополнительных выплатах остается за руководителем образовательного учреждения.

А вот учителям школ, наоборот, зарплату обещают если не поднять, то хотя бы держать на постоянном уровне. Законом будет установлен нижний порог зарплат для учителей: оплата их труда не может быть ниже средней по региону. К тому же учителя, проживающие и работающие в сельской местности, могут рассчитывать на компенсацию расходов на жилье и коммунальные услуги.

Эксперты надеются на лучшее и ждут перемен. Так, представитель общероссийского профсоюза образования Елена Елшина считает, что такие меры пойдут на пользу преподавателям. По ее словам, это не только повышает престиж профессии, но и способствует привлечению молодых кадров. Однако не обходится и без ложки дегтя. «То, что написано в законе, обойти стороной нельзя. Другое дело, как это будет выполняться. Время покажет», - считает Е. Елшина.

Так, ставка почасовой оплаты эксперта в общем образовании составит 200 руб. в час, в среднем профессиональном - 250, а в высшем - 330 руб.

Также педагогам предоставляется право на дополнительное профессиональное образование по профилю деятельности не реже 1 раза в 3 года. Аттестация работников будет проводиться каждые 5 лет.

Новый закон об образовании готовился давно, вызывал многочисленные пересуды и протесты. Но факт остается фактом - его все-таки приняли. Как отразятся нововведения в школах на учениках, как скажется отмена льгот на поступление в вуз на льготниках и сможет ли установление минимальной зарплаты поправить положение учителей, покажет только время.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.