Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
11 января московские учителя собираются передать мэру Собянину петицию «Союза школ» с просьбой приостановить происходящую в столице реформу образования: укрупнение и стандартизацию школ
«Союз школ» — неформальное объединение небольших московских школ, гимназий и лицеев из числа лидеров городского школьного рейтинга. Реформы поставили существование малокомплектных школ под угрозу: надо или укрупняться, или искать спонсоров, или вводить плату за обучение.
В конце прошлого года «Союз школ» подал петицию президенту (ее подписали около 8000 человек) с просьбой законодательно оформить статус образовательных учреждений для учеников с особыми образовательными потребностями. Участники «Союза» потребовали разработать альтернативную систему государственного финансирования, чтобы малокомплектные школы (сельские, коррекционные, для детей с девиантным поведением, для одаренных детей и другие) смогли выжить. Наконец, в петиции выдвинуто требование остановить процесс слияния школ и провести независимую оценку этого процесса и его результатов.
26 декабря портал «Полит.ру» организовал встречу представителей «Союза школ» с заместителем министра образования и науки РФ Игорем Реморенко и научным руководителем Института образования Высшей школы экономики Исаком Фруминым; чтобы идеологи реформы образования и ее противники смогли обсудить накопившиеся противоречия.
По словам Игоря Реморенко, в новом законе «Об образовании» есть целая статья о «поддержке и сопровождении лиц, проявивших выдающиеся способности», и он позволяет создавать школы для таких детей. Однако сам термин «выдающиеся способности», как справедливо заметил директор школы №1199 «Лига школ» Сергей Бебчук, можно применить «разве что к гению». И каковы критерии «выдающихся способностей»?
Основные вопросы, поднятые на встрече, пока остаются без ответа — например, о статусе гимназий и лицеев. Руководитель Центра статистики и мониторинга образования Федерального института развития образования Марк Агранович сообщил, что в целом по России лицеи и гимназии составляют 20% школ. В некоторых регионах — 40%, по сведениям Исака Фрумина; при этом качество образования в них оставляет желать лучшего. Фактически школы страны расслаиваются, тяготея к двум полюсам: элитные клубы для детей богатых родителей и «школы-гетто».
А значит, нужны прозрачные критерии одаренности, ясно прописанные принципы отбора в школы для одаренных, четкие критерии оценки их работы, и обо всем этом школам, академическому сообществу и министерству еще предстоит договариваться друг с другом.
И действительно ли причина деградации «школ-гетто» в том, что более благополучные школы оттягивают у них материальные и человеческие ресурсы? Решит ли проблему нормативно-подушевое финансирование, или нужна особая программа по их спасению?
Наконец, новый закон «Об образовании» хоть и позволяет создавать школы для детей с «выдающимися способностями», однако новая система финансирования разоряет уже существующие, если они невелики. Регионам рекомендована модельная методика повышающих коэффициентов для одаренных детей, напомнил Игорь Реморенко, и все дальнейшие вопросы следует адресовать именно регионам.
Так что следующий шаг — вручение петиции «Союза школ» и подписей к ней — мэру Москвы, где реформы проводятся с особенным размахом.
Школ в Москве около 2000. По сведениям департамента образования столицы, опубликованным на его сайте, в минувшем году в департамент «обратились 2078 государственных образовательных учреждений с предложениями о создании 613 образовательных комплексов». В результате 842 учреждения слились в 298 комплексов; на рассмотрении — заявки от 881 учреждения (создается 221 комплекс); предложения 355 учреждений (103 комплекса) отклонены.
О внезапном повальном желании школ и детсадов слиться в холдинги учителя и родители весь год отчаянно писали в прессу, на родительских форумах и в коллективных письмах в инстанции: «Это решение готовилось втайне, не выносилось на обсуждение родительских собраний, не было заверено поддержкой большинства преподавателей». «Нам не были разъяснены причины данного слияния, а также возможные плюсы и минусы в дальнейшей учебе наших детей». «Нам ясно сказали, что это присоединение уже как решенный факт. Мы высказались против, но наше мнение никого не интересует». Многим школам удалось отбиться. «На заседании управляющего совета директор школы, с которой мы должны были слиться, не смогла убедить родителей, что их дети хоть что-то получат от слияния школ, — рассказывает Людмила Межевова, член управляющего совета школы № 945. — Поэтому мы официально отказались от объединения».
Департамент обещает, что в крупных холдингах у детей будет больше возможностей выбрать индивидуальную образовательную траекторию — специализацию или повышенный уровень изучения предмета. При этом теряются маленькие классы, домашняя атмосфера, позволяющая индивидуальный подход к ребенку, расформировываются сложившиеся коллективы. Предполагается, что укрупнение школ, подушевое финансирование и всеобщая стандартизация автоматически повысят общий уровень школьного образования. Внятных экономических расчетов и методических обоснований ожидаемого взлета пока никто не видел. Зато хорошо заметно, что разрушается прямо сейчас.
«Сейчас в Москве уничтожают сложившуюся за двадцать предыдущих лет систему инновационно-экспериментальной деятельности школ, — говорит Андрей Андрюшков, заведующий лабораторией НИИ инновационных стратегий развития общего образования. — Она создавалась для того, чтобы экспериментальные площадки транслировали свои наработки в массовые школы. Создавались ресурсные центры по округам, где специалисты передавали сотрудникам массовых школ свой опыт в управлении, предметном образовании, исследовательской деятельности. С приходом в департамент образования новой команды московские школы подверглись стандартизации. Экспертный совет распущен, экспериментальные площадки уничтожены, сейчас вместо них появляются инновационные — непонятно откуда, на каких основаниях, почему именно эти, а не другие? Авторские школы стали сливать с другими. Некоторые уже взяли себе под начало по нескольку более слабых школ — и оказалось, что их новаторские управленческие решения востребованы, а педагогические никому не нужны. В крупном холдинге нельзя добиться того же качестваобразования. Вот, например, в Северном округе сливают школу, где кандидаты наук растили научную элиту, со школой, где учатся дети-спортсмены из «Динамо» и ЦСКА. Это тоже элита, но совсем другая; зачем им концепция развития предметного мышления для академически одаренных детей? Им нужны совсем другие программы под развитие других, в том числе и мыслительных, способностей. Каков механизм распределения денег в этих холдингах? Какой результат ожидается? В уничтожении предыдущего и появлении нового нет никакой логики: механизм инновационных образцов просто сломан».
Директора школ полностью зависят от собственника (регионального управления образованием), на директоров не распространяются многие нормы ТК, защищающие работников. У многих директоров как раз сейчас заканчиваются контракты, и их вполне могут не продлить. Школы, до сих пор отказывавшиеся от объединения, подвисли в невесомости.
«Новый закон «Об образовании» предусматривает, что директора может назначить управление образования, а может выбрать трудовой коллектив, а управление утвердить. Процедура выборов не прописана, так что практически все директора сейчас — назначенцы, — говорит Всеволод Луховицкий, представитель профсоюза «Учитель» и член «Союза школ». — После протестных акций родителей и учителей весной прошлого года директор департамента образования Исаак Калина пообещал, что в Москве директоров будут выбирать. Но мы опасаемся, что департамент может имитировать эти выборы, подменив их конкурсным отбором кандидатов на директорскую должность. Пока что нет нормативных документов, но у нас нет оснований доверять комиссии, состоящей исключительно из чиновников и неизвестных нам экспертов. Именно поэтому профсоюз «Учитель» накануне Нового года послал в департамент предложение ввести в комиссии представителей первичных профорганизаций или трудовых коллективов».
Словом, заменить строптивого директора на уступчивого совсем несложно. Еще один способ укрощения несговорчивых школ — замучить разнообразными проверками, от СЭС до прокурорских; что-нибудь да найдется. Возможно, прав один директор, полагающий, что столичные школы объединяют, чтоб получить вместо неуправляемых 2000 директоров-педагогов 400 управляемых директоров-хозяйственников.
Что из этого получится, предсказать невозможно. Весьма вероятно, что, как пессимистично предсказывает Андрей Андрюшков, все авторские разработки в результате перемен вообще перейдут в частный сектор образования. А это вряд ли приблизит торжество той самой социальной справедливости, ради которой все и затевалось.
— Будут ли вводиться региональные повышающие коэффициенты для работы с одаренными детьми?
— Кого мы считаем одаренными детьми? Если победителей олимпиад, как принято считать, то сейчас у нас почти любая школа дает возможность мотивированному ребенку стать победителем олимпиады. Раньше у нас в олимпиадах участвовало сто школ, а победители были из двадцати-тридцати школ. А в этом году у нас 100% школ дают участников, а процент школ, где учатся призеры и победители олимпиад, значительно вырос.
Например, в 2010 году у нас было 74 школы, которые подготовили призеров и победителей заключительного этапа олимпиад, в 2011-м — 86, в 2012-м — 126: за два года — рост на 70%. На заключительном этапе Всероссийской олимпиады от Москвы в 2010 году было 278 детей, в 2012-м — 331 ребенок.
Мы видим рост качества образования в школах. Если взять ЕГЭ — то в 2010 году в Москве было 72 школы, где хотя бы один ребенок набрал 220 баллов по трем предметам, в 2011-м — 80, в 2012-м — 96. А в целом таких детей в Москве было 6946 человек в 2010 году и 13 276 в 2012 году: рост на 91%.
Это значит, что расширяется число школ, дающих качественное образование. Статистика подтверждает, что мы идем в правильном направлении, поддерживая лучшие школы и расширяя возможности качественного доступного образования для всех детей по месту жительства.
Школ для широко одаренных детей немного. У них в государственном задании записана такое направление работы, и такая работа финансируется городом отдельно.
— Что будет с московскими малокомплектными школами?
— В каждом случае эта проблема решается по-разному. Школы сами принимают решение, как им дальше жить. Прежде всего они могут войти в образовательный холдинг. Ведь почему школа малокомплектная? Может, у нее здание маленькое? Нет, обычно здание большое, но детей мало, потому что родители туда не отдают детей, их не устраивает качество образования. Ведут в соседнюю школу, где качество выше. Значит, школа должна поднять уровень образования, перестроить работу на новом качественном уровне — или присоединиться к холдингу. Может быть, с кем-то из учителей, чья работа не отвечает потребностям московских семей, придется расстаться. Но это решит сам коллектив школы. Но дети останутся все. Третий путь — это расширение перечня образовательных услуг, введение дополнительного образования — все то, что может заинтересовать московские семьи.
Мы считаем важным создавать равные условия для всех. Школа сама должна подсчитать, выживет она при нормативно-подушевом финансировании или нет. При этом средства, выделяемые на одного учащегося, выросли вдвое. Специализированные школы для детей с ограниченными возможностями здоровья сохраняются, для них введены дополнительные коэффициенты финансирования. Мы вообще за финансирование по одинаковым, равным для всех правилам при решении равных задача. На решение специализированных задач выделяются дополнительные средства.
— Сейчас в Москве кончаются контракты у многих директоров школ. Будут ли они выбираться, как позволяет новый закон «Об образовании»?
— Процедура эта — конкурсное замещение вакантной должности. Люди будут представлять свои проекты развития школы и защищать их, и по итогам защиты этих проектов будут предлагаться на утверждение директора. Сейчас появился федеральный закон, будет разработан московский закон «Об образовании», и процедура конкурсного замещения заработает. Но главным условием такой процедуры должно стать достаточное количество грамотных руководителей, желающих, а главное, способных создать школу, удовлетворяющую потребностям московских семей в качественном и доступном образовании.
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.