Реформа образования - добить оставшихся в живых

"УралИнформБюро".
Реформа образования - добить оставшихся в живых

Федеральные чиновники отлично усвоили универсальную функцию - наломать дров. 

И реформы, судя по всему, проводятся по принципу "ломать - не строить". На этот раз под топор угодила многострадальная система образования. 

Ранее умы россиян поражал глава Минобрнауки Андрей Фурсенко (отказавшийся, кстати, на одном из мероприятий публично проверить свою грамотность интерактивным диктантом). Под его началом было принято немало необдуманных решений. Так, весной 2011 года смуту внес приказ об изменении списка вступительных экзаменов в вузы. Он был официально опубликован лишь в мае, тогда как будущие абитуриенты определяются с выбором ЕГЭ до 1 марта, и изменение перечня предметов на вступительных экзаменах путает все их планы. Вузы подняли шумиху, и чиновник от букваря ретировался.

На смену ему пришел Дмитрий Ливанов и уже успел заявить о себе в духе предшественника. "Новая метла" по президентской указке рьяно начала наводить порядок в своей вотчине.

Чтобы вычислить неэффективные вузы, было решено составить их рейтинг. Цель благая, да только средства необдуманные. Чиновники решили всех причесать под одну гребенку и выстричь тех, кто выбивается из общего ряда. В результате в Ноев ковчег под управлением Ливанова не попали лучшие творческие и гуманитарные вузы страны, а у Минобрнауки даже рука не дрогнула указать их в списке неэффективных. Бумажка есть бумажка - работа проделана, результаты следует огласить, даже если они идут в разрез со всеми доводами разума и аргументами реалий. Так, в Свердловской области пострадали Уральская архитектурная академия, Екатеринбургский театральный институт и Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. Общественность буквально взорвало от возмущения.

В результате УралГАХА, выпускники которой - главные архитекторы многих городов России, отвоевала право на жизнь. Театральный институт потом и кровью добился программы оптимизации, хотя его ректор Владимир Бабенко уверен, что ревизорские тряски продолжатся, и без потерь из битвы с чиновниками вузу не выйти. Но все же заведения, находящиеся в уральской столице и знаменитые на всю Россию, отстоять удалось. А вот из глубинки гораздо сложнее докричаться до федерального центра. Вопрос по Нижнетагильской соцпедакадемии пока остается открытым, хотя вуз уже заручился поддержкой губернатора Евгения Куйвашева.

Образовательное учреждение прошло проверку только по площадям в расчете на одного студента. Объем НИОКР на одного научно-педагогического работника в 1,7 раза меньше нижнего порога. Вуз лишь немного не дотянул по общему финансированию в расчете на одного работника  - 1 004 000 рублей при норме 1 100 000 рублей. Средний балл ЕГЭ принятых абитуриентов составил 53 вместо 60. Ну и иностранных студентов, как того требует рейтинг, педагогическая академия не нашла. Приговор - реорганизация в филиал одного из екатеринбургских педуниверситетов. Результат - неизбежные сокращения во всех отношениях.

Как пояснил "Уралинформбюро" и.о. ректора - первый проректор НТГСПА Сергей Ноздрин, в расчет при составлении рейтинга брали данные 2011 года, уже в этом году по всем показателям, кроме иностранных студентов, учебное заведение подтянулось на требуемый уровень.

Но дело даже не в этом - а в том, что бездумные решения сверху могут поставить территории на грань социальной катастрофы. Сегодня Нижнетагильская соцпедакадемия обеспечивает кадрами весь север и северо-восток Свердловской области - это 150 тысяч квадратных километров, где проживает 1,6 миллиона человек. "У нас есть уникальные факультеты - художественно-графический и сценических искусств - аналогов которым нет во всем УрФО!" - рассказывает С.Ноздрин. 

Этот вуз действительно готовит педагогические кадры, а не просто выдает корочки для тех, кто не знал, куда пойти учиться. Ежегодно учебное заведение с 60-летней историей выпускает около 1000 специалистов. В НТГСПА не пошли на поводу у требований современности и не стали пачками штамповать юристов-экономистов. К примеру, учителей химии по области сейчас готовят лишь в стенах нижнетагильской академии. В области 92 детские художественные школы и школы искусств - их педагогические коллективы на 90% состоят из выпускников этого вуза. В то время как немало выпускников двух педагогических университетов Екатеринбурга бегут отнюдь не в школы.

Представители заклейменных неэффективных вузов в один голос признают, что реформа системе высшего образования действительно не помешает, но обдуманная и взвешенная. Ректоры задаются резонным вопросом - почему чистки не начали с филиалов маловразумительных вузов, где студенты занимаются после дождичка в четверг, записывая лекции чуть ли не на коленке. Почему не взялись за коммерческие "конторы по выдаче дипломов", которых развелась тьма. "Да, в вузах надо навести порядок, - соглашается С.Ноздрин. - Чтобы, к примеру, в педагогических не готовили юристов - абсолютно бессмысленное занятие... А у нас к идее реформы, как всегда, подошли бездумно... Шандарахнули дубиной".

Получается, что чиновникам от образования и науки не хватает ума не то что глубоко разобраться в специфике своей нивы, но хотя бы обратиться за помощью к тем, кто в этом "варится" ежедневно. У вузов не только не спросили совета "до" - к ним упорно не хотят прислушиваться "после". В Москве студенты уже решились на акцию протеста. Учащиеся Российского государственного торгово-экономического университета сутки стояли стеной за свою альма-матер и добились от Минобрнауки обещания разобраться. Если и это останется пустым звуком - они готовы вновь пойти на крайние меры, вплоть до голодовки. Уже поговаривают о внутренней забастовке и студенты Нижнетагильской академии, но ректорат все же надеется, что при поддержке областных властей удастся добиться вразумительного решения от Москвы.

Людмила СОЛОДКОВА

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.