Суть реформы образования

REGNUM
Суть реформы образования

Политолог, директор института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий полагает, что в заявлении ученого совета филологического факультета МГУ, который выступил с резкой критикой Минобразования России, можно найти повод для оптимизма.

"Люди, которые подписали это письмо, долго молчали, ведь дискуссия идёт уже на протяжении пяти лет в академическом сообществе и среди студентов. Стоит отметить, что существовали даже инициативные группы студентов в МГУ. И только сейчас эти люди разродились на письмо. Возможно, только сейчас они поняли, что ситуация критическая, и уже дошла до крайнего предела. А, может быть, наоборот поняли, что реформа будет остановлена и лучше примкнуть к победителю. Но я хотел бы верить во второй, более оптимистичный вариант, так как если такие люди примыкают к борцам против реформы, то значит дело реформы действительно плохо", - сказал Кагарлицкий корреспонденту ИА REGNUM.

Политолог пояснил и суть реформы. "Реформа образования ориентирована на рыночную перестройку всей системы. Это видно даже по лексике, которая используется в речах и в законе об образовании, готовящемся депутатами Госдумы, потому что вместо понятия "образовательные права" появляются "образовательные услуги". Услуги - это то, что приобретается на рынке. Концепция меняется полностью, ведь исторически образование не является услугой или чем-то таким, что просто приобретаешь по своему вкусу или доброй воле, как французский или японский зонтик. Образование - это то, что делает общество для всего общества, это элемент воспроизводства культуры, а потому должно быть стандартизировано. Потому в нём недопустима слишком большая вариативность, которая разрушает единство общественной жизни и дезорганизует общества, ведь у всех своя субкультура. На самом деле, чем больше ваши знания соответствуют доминирующему в обществе стандарту, тем больше ваши шансы на рынке труда в плане карьеры", - сказал эксперт.

Он убеждён, что реформа направлена на увеличение социальных разрывов в обществе, создание некоего разделения, не только материального, но и культурного. "Таким образом, низшие слои не будут претендовать на то, что делают высшие, и даже не будут понимать происходящего. Потому это беспрецедентный эксперимент. У нас происходит эксперимент по разрушению массового образования и создания элитарного на его основе, что в принципе невозможно, так как перейти от элитарного к массовому можно путем тиражирования некоторых практик и норм, а обратно - нет. Лучше элитарное не будет, только дороже. К сожалению, Россия не уникальна, такое происходит в мире в рамках общелиберального курса, но дело в том, что в России реформа попала в руки энтузиастов-реформаторов, взявшихся за неё с удвоенной энергий. В Германии и Франции такое было бы невозможно, там за такое сразу бьют по рукам", - отметил Кагарлицкий.

Ученый совет филологического факультета МГУ назвал "катастрофой" ситуацию с образованием в стране - в первую очередь гуманитарным. "Русская классическая литература более не выполняет роль культурного регулятора образовательного процесса", - говорится в заявлении 34 членов ученого совета, размещенном на официальном сайте факультета. Авторы документа обвиняют российские власти в том, что они "сознательно и целенаправленно" создавали нынешнюю ситуацию, в том числе из-за понимания, что общественным сознанием людей с низким уровнем образования проще управлять.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Комментарии