«Непоротое поколение» хочет контролировать школы

Московские новости
«Непоротое поколение» хочет контролировать школы

В Центре образования №1421 члены попечительского и управляющего совета приходят к директору несколько раз в месяц – не только с предложениями помощи, но и с проверками. «Премии выдают — смотрим, чтобы все правильно было», – отчитался в представленном участникам встречи видеосюжете заместитель председателя управляющего совета школы Роман Любарский. Решали вопрос об объединении с другой школой и двумя детскими садами – устроили дебаты, убедили родителей, что это действительно полезно, рассказала директор центра Надежда Солощанская.

Возможность обсуждения тех или иных проблем зависит от того, как организована деятельность управляющих советов, указала заместитель руководителя московского департамента образования Маргарита Русецкая. Помочь родителям включиться в работу таких организаций призваны специальные курсы в вузах, имеющих кафедры по государственному управлению. Проект по их созданию проводится при поддержке департамента, «сегодня им предлагается посетить эти курсы абсолютно бесплатно, научиться мастерству ведения переговоров, умению слышать друг друга», – пояснила Русецкая.

«Родители сами осознают такую необходимость», – уверен декан факультета повышения квалификации Московского педагогического университета Сергей Воровщиков. По его словам, сейчас в формате нескольких 12-часовых курсов, вузам нужно подготовить 500 общественных управляющих. В этом помогает сайт Института развития государственно-общественного управления образованием, созданный на базе школы №548, он содержит нормативные документы, книги, видеоматериалы, и самое главное – на нем управляющие сами могут разработать свои стандарты. По мнению декана, такой подход проявляет по-настоящему заинтересованных людей с гражданской позицией – «непоротое поколение» неравнодушных родителей.

Не все, однако, готовы занять такую позицию. Так, актриса Марина Голубкина, выступившая на ток-шоу в роли «пассивного родителя», рассказала, что ее 14-летняя дочь учится в Англии, а 10-летний сын – в одной из московских школ, и особой нужды участвовать в их школьной жизни она не видит. «Не знаю, есть ли там управляющий совет, я там с 1 сентября не была. Я туда не хожу, потому что у меня нет проблем с этой школой», – заявила актриса (в отличие от собственной альма-матер, которая, по словам Голубкиной, была «просто гестапо»). Все зависит от директора, и хотя «сваливать» все на школу, по мнению актрисы, тоже не стоит – помимо уроков, ее дети занимаются спортом и музыкой, но минимум знаний школа должна обеспечить.

«Я так много видел, когда приходил в другую школу, другую епархию, что предпочел молчать, а потом предпочел не ходить», – вспомнил школьные годы собственных детей глава Центра образования №548 Ефим Рачевский. Но поскольку «дочь моя как трава выросла как-то сама», может быть, и хорошо, что не ходил – признался директор. Возможность принятия закона об управляющих советах, по его словам, обсуждалась на последнем заседании Общественной палаты 16 ноября. «На днях мне позвонили из департамента и сказали, что мэр Москвы принял решение инициировать этот закон», – поделился Рачевский. Родители, по его мнению, действительно стали больше проявлять любовь к детям, и очень конкретную - «до такой степени стали сильно любить, что школу в покое оставлять не хотят», сегодня школа-гестапо и полгода бы не продержалась.

Иногда родительское участие и правда может изрядно мешать – каждый день приходит 5-6 писем, «за 15 лет у меня скопилось 17 тысяч вопросов и ответов, выйду на пенсию – опубликую», – пообещал Рачевский. Впрочем, по словам директора, эта переписка и сейчас вся в открытом доступе – в школе ничего скрыть невозможно: «лет 5-6 назад приехали ко мне друзья, достали бутылку, говорят – задерни шторы, а я им – вы что, решат ведь, что мы не только выпиваем, а еще что-нибудь нехорошее делаем...». Максимальное раскрытие информации в то же время помогает сотрудничеству: современные родители активно вмешиваются не только в содержание и организацию образовательного процесса, но даже в подбор преподавателей – «вот сейчас ищут хорошего физика, раз в три дня кого-нибудь приводят».

У родителей при этом есть не только права, но и обязанности, напомнила ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних Наина Липатова. Их регламентирует статья 5.35 в административном кодексе – неисполнение родительских обязанностей. «Есть ведь другая крайность – когда родители устраняются, дети прогуливают, родители не в курсе, что происходит в школе...», - указала ответсек. По мнению Липатовой, на проверку домашних заданий нужно всего полчаса, самое главное – в это время мать или отец с ребенком общаются.

По итогам опросов в соцсетях, проводившихся во время ток-шоу, почти 40% из 1669 респондентов «В Контакте» все же заявили, что времени участвовать в жизни школы у них нет, и всего 14,5% выразили готовность войти в родительский комитет. В Facebook пропорция оказалась обратной: 57% опрошенных были не прочь хотя бы организовывать спортивные и другие мероприятия, и лишь 9 человек из 250 выбрали вариант – «мне это не надо». Но, как считает замначальника московского департамента образования, противоречий в результатах этого мониторинга нет. «По нашим данным, до 90% процентов родителей включены в жизнь школы, при этом лишь 14-15% активно участвуют в управлении», – заключила  Русецкая

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.