Оформление школы может сделать отличника из троечника

Мой район

Коричневые стены, обшарпанная столовая, неизменные портреты писателей в кабинете литературы – впечатления о внутреннем убранстве большинства петербургских школ не меняются из поколения в поколение. Тем не менее, школа – настоящий микромир, поэтому школьное пространство должно быть не нейтрально-унылым, а ярким и интересным. Какие качества формируют в детях нынешние школы и как это можно изменить?

Об опыте социально-ориентированного дизайна школ в рамках проекта «Творческое объединение кураторов» рассказали специалист по инновационным образовательным пространствам из Хельсинки Паулин фон Бонсдорф и архитектор Расмус Йоргенсен из Осло.

Главное преимущество инновационных образовательных пространств – возможность индивидуального подхода к детям с ограниченными возможностями. Врачи сказали одной девочке, что в силу особенностей мозга она никогда не сможет читать. Девочка идеально общается, воспринимает информацию на слух. Но в отличие от других детей проводит учебное время, не погрузившись в тетрадки, а взаимодействуя с окружающими людьми и средой. Информация, которую она получает с помощью стен, архитектуры, цвета, частично заменяет учебники.

«Учителя в такой атмосфере рассматривают детей как партнеров. Показать детям, что они могут влиять на окружающее их пространство, - значит вовлечь их в образовательный процесс, выйти за рамки шаблона», – говорит Паулин. Так выглядит класс в финской школе:


Фото: «Творческое объединение кураторов»

В одной из финских школ реализован простой социальный и творческий проект. Учителям и родителям показалось, что официальные портреты президентов Финляндии, которые висят в коридоре, бесполезны, – дети просто не обращают на них внимание. Детям предложили самостоятельно написать портреты глав государства, вложив в живописный образ особенности их правления. Получился не Путин на коне, как любят рисовать наши дети, а настоящие публицистические работы. Ристо Рюти, осужденный на 10 лет после Советско-финской войны, изображен с прозрачной головой и цепью на шее (сейчас его заслуги высоко ценятся финнами). Карл Густав Маннергейм изображен с гипертрофированными усами, а первая женщина-президент Тарья Халонен – с розовым лицом на розовом фоне и умными глазами.

«Еще одна задача комфортной творческой среды – загладить эффекты соревновательной образовательной системы, которая ввергает ребенка в постоянный стресс, – продолжает Паулин. – Дети находятся в бесконечном информационном потоке, 90% информации получают из общения, а не из книг». Исследования показали, что в классах, где применены дизайнерские решения, дети более мотивированны и вовлечены в учебный процесс. Они более общительны, меньше прогуливают. Сводится на нет эффект массовых школ, когда ребенок перестает анализировать поступающую информацию и за весь урок не произносит ни слова.

«Как такая среда влияет на успеваемость, поступление в вуз или успешную карьеру, говорить пока рано, – заметила профессор. – Единственное: у детей, которые учатся в «дизайнерских» классах, большая склонность к изучению литературы».

Архитектурное бюро Кристины Ярмунд давно работает со школьными пространствами и активно использует инновационные дизайнерские и архитектурные практики для изменения образовательной среды. Архитектор Расмус Йоргенсен продемонстрировал возведенную этим бюро школу в Осло, где для школьных мероприятий задействованы не только классы, но и крыша, стены и двор.

МР: Такое ощущение, что в оформлении российских школ основной акцент делается на патриотическое воспитание и безопасность. Паулин, какие качества прививаются детям в такой атмосфере?

Паулин фон Бонсдорф: Я не считаю, что архитектура и качество среды полностью определяют сознание людей, что в тусклом старом фонде люди обречены на несчастье. Люди способны создать уютную творческую атмосферу из чего угодно, и в школе многое зависит от учителя. Среда не раскрывает человеческий потенциал, но позволяет найти ему применение, выйти на более качественный уровень. Для ребенка важно понимать, что школа важна для системы, в которую он интегрируется, и тогда он считает школу важной для себя. Пустые коридоры, решетки на окнах – это сигналы, которые срабатывают на подсознательном уровне ребенка. Наконец, образование отличается от обучения. Образование позволяет детям проявлять инициативу, добиваться чего-то. Качественная среда – один из инструментов образования.

МР: Расмус, насколько практичны широкие стены и окна для школы? Неужели никто не нанес граффити и не разбил стекло?

Расмус Йоргенсен: До сих пор никто. Несколько ребят воспользовались пологой стеной и забрались на крышу, только и всего. Дети должны понимать, что играют главную роль в школе. Что это место принадлежит им. Что они не могут самоутвердиться за счет вандализма. Это чувство владения – ключевое, которое мы пытаемся внедрить.

***
«Мой район» поинтересовался на форуме Littleone, обращают ли петербургские родители внимание на оформление и архитектуру школы, в которую отдают своего ребенка, и пытались ли что-нибудь изменить? Ответы получились такие:

«Творческий потенциал, если он есть, убить внешним видом и рисунками на стенах не получится. Представляете, какой простор для детской фантазии – серые стены?»

«Коричневый цвет бывает иногда очень даже вкусным. Грязный потолок – помыть, рваные шторы – зашить. Некоторым и чисто белые стены будут напоминать о больничной стерильности, нежно-розовые – раздражать, синие - давить и так далее. Цветовосприятие у всех разное. Хотелось бы, чтобы было тепло и светло в классе. И чтобы учили толково. Это, на мой взгляд, важнее стильно оформленных стен и шкафчиков».

«Дизайн и архитектура – последнее, что меня интересует в школе. Конечно, если там грязно, обшарпано и штукатурка на голову падает, то это неприятно. А на остальное мне наплевать».

«Если в 2012 году школа выглядит обшарпанно – это сигнал, что в школе что-то не так. Я именно про обшарпанность, а не про отсутствие евроремонта с наворотами. Бедненько, но чистенько – это тот минимум, который сейчас обязан быть в каждой школе, где директору есть до своей работы дело. По ремонту можно судить о вкусе директора, о его отношении к жизни. Если в школе с достаточно свежим ремонтом - коричневые стены (пусть с элементами позолоты местами), это уныло, на мой вкус, не хотела бы я там работать. И почему ребенок там должен учиться?»

«Мы когда обдумывали варианты со школой, смотрели, прежде всего, на доступность, а затем уже обязательно на внешний вид / состояние школы».

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.