Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
Преподаватель СПбГУ и сотрудник Института русской литературы РАН Кирилл Зубков сообщил на своей странице в Facebook, что руководство факультета филологии СПбГУ собирается в 2013 году сократить прием на бюджетное отделение до 70 человек, то есть в несколько раз: "На отделение русского языка и литературы, например, будет приниматься 25 человек, то есть меньше, чем в Самаркандском университете. Маленькие группы (скажем, классическая филология или теория языкознания) будут набираться раз в несколько лет".
Совет Санкт-Петербургской классической гимназии № 610 направил президенту Путину петицию против обвального сокращения бюджетных мест на филологическом факультете СПбГУ, она собрала уже почти 2000 подписей.
PublicPost разбирался, кому в России мешает гуманитарное образование и кто готов за него постоять.
Декан филологического факультета СПбГУ Людмила Вербицкая оперативных комментариев прессе не дает, на вопрос о возможном закрытии факультета и сокращении бюджетных мест отвечает в виртуальной приемной университета:
"Действительно, по некоторым направлениям прием будет производиться не ежегодно, а с интервалом в 2-3 года. Таких в следующем году будет 8 из 60. И это будут те программы, интерес абитуриентов к которым за последние годы был явно ниже среднего уровня по университету.
...Сокращения штатов преподавательского состава, безусловно, не будет.
...При той нагрузке, которую несут наши преподаватели, у них нет физической возможности сосредоточиться на разработке новых материалов, повышении квалификации или на освоении новых методик. Поэтому, уменьшив аудиторную нагрузку на преподавателей в следующем учебном году, руководство факультета рассчитывает на серьезный прорыв и реальную модернизацию учебно-научного процесса".
Заместитель декана по учебной работе филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Елена Литневскаяполагает, что, хотя СПбГУ и не вошел в опубликованный недавно список вузов с признаками неэффективности, решение о сокращении бюджетных мест на филфаке СПбГУ было принято после мониторинга вузов:
"Когда провели мониторинг вузов, то питерцы, как я слышала, то ли плохо отчитались, то ли по какой-то другой причине попали в список отстающих. Видимо, их так наказали, хотя понятно, что этот отчет отражает, скорее, состояние бумаг, а не дел.
Мы отчитались хорошо, у нас речи о сокращениях не идет. Другое дело, что мы перешли на систему "бакалавриат — магистратура", и у нас в любом случае будет перераспределение мест — еще непонятно, какое именно. Но в этом году мы набрали традиционные 190 бюджетных мест, и о сокращении их количества в следующем году никто пока не говорит".
Всеволод Зельченко, заместитель директора классической гимназии № 610, доцент кафедры классической филологии СПбГУ, автор петиции, уверен, что гуманитарное образование в России под угрозой:
"Это совершенно непродуманное и не основанное на каком-либо анализе сокращение. Скорее всего, это результат какой-то разнарядки. Сокращения в публичной библиотеке, список неэффективных вузов — все, скорее всего, происходит по этой разнарядке. И классические дисциплины пострадали из-за того, что не считаются, по представлениям властей, популярными. Уцелели английский, французский, немецкий, а экзотические и якобы никому не нужные латынь, греческий и, например, матлингвистика — могут и потерпеть. Между тем понятно, что это самые наукоемкие отделения факультета, на эти кафедры идут люди, которые действительно хотят заниматься научной работой, а не просто выучить язык, чтобы работать в бизнесе. И делать так, чтобы те дети, которые хотят получить классическое образование, были вынуждены уехать за границу или изменить своей мечте — цинично.
Насколько я знаю, МГУ и СПбГУ находятся на особом положении и Минобру не подчиняются, их ректоров назначает президент, и подчиняются они непосредственно президенту. И команда, скорее всего, исходила от ректора. В СПбГУ сейчас жесткое единовластие: ни деканы, ни проректоры никакой самостоятельной силой не являются. Все решает ректор и ректорат, все остальные — исполнители его воли. Гергиев, допустим, назначен деканом факультета искусств. С одной стороны, это замечательно, с другой — мы понимаем, что не может быть деканом человек, который занят, как Гергиев. То, что деканом может быть, скажем так, свадебный генерал, доказывает, как мало деканы могут решать.
Я хочу обратить внимание на один документ, о котором говорили мало: не так давно были повышены стипендии аспирантам, которые пишут диссертации по определенным направлениям. Это довольно длинный список, там есть всевозможные технические специальности и ни одной гуманитарной, кроме почему-то библиотечного дела. Это отчетливо показывает приоритеты: люди, которые пишут диссертации по гуманитарным темам, — занимаются ерундой и, соответственно, получают за это меньше денег".
Николай Гринцер, профессор, заведующий кафедрой классической филологии ИВКА РГГУ полагает, что конкретной задачи уничтожить гуманитарное образование в России перед собой никто все-таки не ставит. Однако его эффективность оценивается окупаемостью — и в этом главная ошибка властей:
"Сейчас ситуация в классической филологии, конечно, недостаточно хороша, но гораздо лучше, чем была в конце советского периода: появились новые кафедры, в том числе и та, которую я возглавляю в РГГУ. Появилось несколько классических гимназий (как минимум две: в Санкт-Петербурге и в Москве), в большом количестве школ, хоть и факультативно, преподаются древние языки. Это дает возможность трудоустроиться выпускникам классических отделений.
Что же касается ситуации в СПбГУ, то она отражает отношение разнообразного начальства к фундаментальным дисциплинам по сравнению с дисциплинами практическими: в действительности наборы очень маленькие. А с тех пор, как ввели новые стандарты образования, наборы в университетах (например, МГУ и в нашем) осуществляются на филологию в целом, без разделения по направлениям, а потом идет распределение. При этом получается, что люди, которые хотят целенаправленно поступать на классическую филологию (но имеют средний балл ЕГЭ ниже, чем те, кто идет на переводоведение или на английский язык), поступить не могут. А те, кто не хотел идти на классическую филологию, туда принудительно зачисляются. Это, с моей точки зрения, очень плохо, и это регулируется самим Министерством, хотя с точки зрения законов можно было бы устраивать отдельные приемы.
А еще Министерство определяет бюджетные места по каждому направлению до последнего студента, считая, что таким образом оно выполняет государственный заказ. Применительно к бакалавриату и вообще образованию в целом говорить о том, что можно заранее предвидеть, сколько нужно социологов, а сколько филологов — несколько странно. Потому что люди получают базовое образование, а потом, в зависимости от качества этого образования, могут работать в разных областях.
Хотя декан филологического факультета СПбГУ от вопроса "Чья это была инициатива — университетская или министерская?" ушла, я уверен, что все, что сейчас происходит в этих больших университетах, вряд ли может происходить без какого-то согласования с государством. Боюсь, за этим решением стоит тенденция к сокращению фундаментального гуманитарного образования за счет прикладных дисциплин. С государственных амвонов постоянно звучит, что у нас слишком много экономистов, юристов, менеджеров, но при этом, когда дело доходит до сокращения, основной удар приходится по филологам, историкам и прочим.
Конечно, трудно представить, что в нашей стране может последовательно реализовываться некая линия, например, по уничтожению гуманитарного образования. В России всегда действуют разнонаправленные векторы — в этом ее беда и, возможно, ее спасение. Хотя, конечно, некая общая идея прослеживается и в мониторинге неэффективности вузов, и в этом сокращении: властям проще иметь дело с прикладными специальностями, а представить, насколько важна отдача от фундаментального гуманитарного образования, им трудно. Хотя для страны оно значит намного больше прикладного".
Несколько дней назад министр образования Дмитрий Ливанов в интервью PublicPost признал, что поддерживать тех, кто уже работает в гуманитарной сфере на международном уровне, необходимо. Однако создавать государственную программу, направленную на укрепление гуманитарного образования в России, Минобр в ближайшем будущем не собирается.
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.