Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
«И вышло у меня в ответе два землекопа и две трети...»
«Дети в школе перегружены, количество информации, которое они получают, им невозможно переварить. Но далеко не всегда информация эта является нужной и полезной...»
фото: Наталья Мущинкина |
Подобное все чаще доводится слышать от обеспокоенных родителей. И действительно, многие дети ежедневно делают домашние задания до глубокой ночи.
Вот только подчас эти задания кажутся очень странными, если не сказать идиотскими. Родители не без оснований предполагают, что причина сомнительного учительского креатива может заключаться в нынешней системе оплаты работников образования, которая предполагает финансовую поддержку учителей в виде поощрений за особые авторские находки.
Перечень стимулирующих выплат велик, и все они направлены на главное — улучшение образовательного процесса. И для такого материального поощрения в школах существуют фонды стимулирующих надбавок, которые распределяются между преподавателями за различного рода активность, проявляемую ими сверх стандартной обязательной программы. Некоторые учителя ради этих надбавок несколько избыточно увлекаются «новаторством», которое в результате может идти вовсе не на пользу.
На различных форумах в Сети нередко можно обнаружить недоумение и возмущение, с которыми обсуждают в высшей степени странные дополнительные задания, коими школьные учителя дополняют стандартную государственную программу. Например, пятиклассников одной из московских школ озадачили сочинением... синквейна! Не знаете, что это такое? Не огорчайтесь! Скорее всего 10 из 10 случайно опрошенных на улице людей тоже этого не знают.
Из Википедии я узнал, что синквейн — это нерифмованное стихотворение о некоем конкретном предмете, из пяти строк, каждая из которых имеет определенные правила построения; в нем оговорено количество существительных, прилагательных, глаголов...
Созданный по правилам синквейн выглядит в высшей степени странно для русской речи. К примеру, синквейн о «Московском комсомольце» может выглядеть так:
«Московский комсомолец».
Интересный и ежедневный.
Сообщает, разоблачает, развлекает.
Несет вам информацию.
Газета.
Бред, верно? Но зато строго по правилам составления синквейнов! Вот только зачем такая экзотика в российской школе — непонятно.
Еще один пример оригинальности учителей — задание для третьего класса на уроке иностранного языка. Ученик должен дома подобрать некоторое количество семейных фото, принести их в школу на флешке и в режиме слайд-шоу рассказать о своей семье на английском языке.
С одной стороны, задание выглядит интересным и живым, но с другой — совершенно не на то, что надо, в итоге падает акцент! Дети начинают смеяться над фотографиями, сравнивать их, комментировать не по-английски, а совершенно по-русски: «какая у тебя толстая бабушка!» или «как глупо выглядит тут твой папа!», и иностранный язык среди этого как-то напрочь теряется...
Математики тоже порой «жгут напалмом» — ну скажите, под воздействием каких внешних факторов в голове учителя 6-го класса рождаются задачи с такими условиями:
«Книга имеет толщину X метров и содержит миллион страниц. Если листать их со скоростью Y страниц в минуту в течение Z часов в день, то понадобится месяц, чтобы перелистать всю книгу. Найти X, Y и Z».
Не секрет, что задачки из учебника порой сильно оторваны от реальности, но чтоб настолько... Видимо, преподаватель совсем разочаровался в официальном учебнике математики, раз вынужден сочинять подобные «шедевры» в качестве расширения стандартной программы. Я уж не говорю о том, что данная задача вообще не имеет решения.
Впрочем, директора школ, которых мы попросили прокомментировать «синквейны», «фотопрезентации» и «книги из миллиона страниц», оценивают это как палку о двух концах.
— Психов среди учителей много, — уверен директор Центра образования № 686 Сергей Казарновский. — Ко мне как-то пришла женщина, претендующая на должность учителя младших классов, и сказала, что она — педагог-новатор, делающая упор в своей работе на... раннее сексуальное воспитание! Она планировала с младшекласcниками разучивать песенки, суть которых сводилась к тому, что мальчики и девочки во всем одинаковые, кроме различий между ног... Но важно понимать, что не всегда то, что делается не по канону, плохо. И когда преподаватели начинают шевелиться, что-то придумывать для детей — это в целом нормально. Я учителям говорю, что, когда вы потеряете ощущение себя как художника, вам нужно уходить из профессии! Скажем, то же задание по фотопрезентации на английском языке — не так уж плохо! Ведь в стандартном учебнике нам предлагаются примеры, где два мальчика сидят и между ними идет разговор в духе:
— What is this?
— This is a pen...
Это же диалог каких-то умалишенных...
В том же ключе рассуждает и Евгений Ямбург, директор Центра образования № 109:
— Элемент псевдоинновационности в работе учителей вполне может быть, такая опасность существует. Чтобы получать доплаты, учитель должен доказывать, что он не стоит на месте, что он инновационен, оригинален, и с одной стороны это неплохо. Как говорил философ Владимир Соловьев, образование должно быть и консервативным, и революционным. Одно от другого неотъемлемо. Работа учителя — творческая, в ней возможны и какие-то перегибы, какие-то спорные, с точки зрения родителей, задания, работы, тренинги... При этом, опять же, сами родители не всегда в состоянии оценить инновационность, и вполне приемлемые (в особенности для специализированных классов «с углублением») задания могут показаться им странными или неудачными...
Так что родителям не стоит паниковать, если ребенок принес из школы задачку про «книгу в миллион страниц». Однако, если подобные задания появляются с подозрительной частотой, целесообразно побеседовать с директором школы, чтобы он провел работу с преподавателем, порекомендовав тому более тщательно продумывать свои «инновации».
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.