Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.
На днях довелось встречаться с коллегами-журналистами из стран СНГ. Иными словами, из бывших союзных республик. Приготовилась к подробному рассказу о том, как бурно и широко шагает в России реформа образования и какие результаты они принесла, а оказалось, что нам до многих наших "меньших братьев", как именовали в ту далекую пору союзные республики, еще ой, как далеко!
Начнем с ЕГЭ. Тестирование есть почти всех странах СНГ за исключением, разве что Узбекистана. Кыргызстан думает, но уже готов начать эксперимент по примеру России. А вот другие страны СНГ тесты проводят по-разному. В том числе есть варианты, когда выпускники школ и абитуриенты вуза пишут разные тесты. Одни контролируют знания на выходе из школы, другие - проверяют готовность к продолжению обучения в вузе. Россия об этом пока только думает.
Идем дальше. Возьмем поступление в вузы. У нас место в высшем учебном заведении гарантировано 60-70 процентам выпускников школ. В стране открыто 3500 вузов, в том числе 600 - государственных. В Казахстане, для примера, 144 высших учебных заведения, 55 государственных и 89 частных. Студентами становится не больше половины выпускников школ. В Азербайджане идет постоянное снижение числа бюджетных мест в пользу внебюджетных. А что касается льгот при приеме, то такой вакханалии, как у нас, когда ряд льготников могут поступить без всяких высоких баллов практически в любой вуз, нет нигде. В Узбекистане, например, инвалидам гарантируется место в вузе, но не всегда именно в том, куда хочет поступить абитуриент. Ему предлагают на выбор 4-5 вузов с такой же специальностью, а он принимает решение.
В России, если бы не фильтр в виде дополнительных экзаменов в ведущих вузах типа МГУ, МГИМО, льготники заняли бы все места на престижных факультетах - квот для них нет. Только сейчас, в новом проекте закона "Об образовании" сделана робкая попытка ограничить число льготных категорий при приеме на первый курс и отправить льготников, у которых обычно низкие баллы, на подготовительные отделения доучиваться. Но когда еще эта норма реально заработает! Подготовительные отделения есть не во всех вузах, для того, чтобы их открыть, нужны время, деньги и общежития для иногородних слушателей. А главное, нужны четкие инструкции, как и по каким критериям зачислять таких слушателей, как быть вузу, если у него слишком много желающих поступить на подготовительное отделение, и что делать, если слушатели вдруг передумают поступать?
Елена Грачева, первый проректор МГЮА им. Кутафина, соглашается с этим: "У нас в академии есть центр довузовской подготовки, на базе которого можно открыть бюджетные подготовительные курсы для льготников. Но для того, чтобы эта норма закона стала работать, должны появиться уточнения - как отбирать слушателей, какой будет продолжительность курсов, сколько человек должен принимать на эти курсы вуз, как зачислять потом слушателей и что означает "преимущественное право"?"
С трудоустройством специалистов-выпускников вузов наши соседи из СНГ тоже разобрались гораздо ловчее: обязательства по отработке в том или ином виде есть почти во всех странах. Пока мы киваем на конституцию и говорим, что противозаконно отправлять людей, поступивших на бюджет по общему конкурсу, туда, где они особенно остро нужны, в Кыргызстане медики и педагоги в обязательном порядке едут отрабатывать по распределению. Такая же ситуация в Белоруссии. В Узбекистане выпускник вуза обязан сам выбрать любое место работы по специальности, записанной в дипломе. В Азербайджане педагоги, отучившиеся в центральных вузах, обязательно возвращаются к себе домой. В Молдавии есть обязательства у педагогов и медиков отработать положенное время, а в Казахстане хоть распределения как такового нет, но молодым специалистам предлагаются такие заманчивые условия работы с предоставлением жилья и солидных подъемных, что многие не могут отказаться.
Печальная статистика России такова, что даже среди целевиков, которых направили учиться вне конкурса из своих регионов, возвращается отрабатывать не больше 20-30 процентов. И в проекте закона "Об образовании" для нарушителей предусмотрены лишь штрафы, но так и не прописан механизм возмещения бюджетных денег, потраченных впустую.
Почти во всех странах СНГ, особенно в Казахстане и Азербайджане у студентов есть шансы поучиться в лучших вузах мира за счет государства. Сотни отправляются в Европу и Америку. Мы только-только решили, что займемся такой работой. В проекте закона "Об образовании" прописали намерение об этом. Между тем в Казахстане давно существует программа, по которой лучшие выпускники школ едут на учебу в ведущие вузы мира. Многие из них уже отучились и вернулись преподавать.
Единственное, в чем мы стопроцентно перещеголяли всех соседей по СНГ, это зарплата учителей в Москве. Услышав, что в столице педагоги в школе могут получат две тысячи евро и больше, коллеги-журналисты вздохнули - им до такого далеко. Всей остальной России - тоже.
Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.