Минобр глумится над своим Общественным советом

Родители Санкт-Петербурга
Минобр глумится над своим Общественным советом

Александр Привалов в эфире телеканала " Россия-24" прокомментировал то, как принимается новая Программа развития образования, точнее то, как ее пытается принимать Минобрнауки. 

Приводим полный текст реплики журналиста, поскольку считаем очень симптоматичной обозначенную автором проблему:
Здравствуйте, господа.
Как вы знаете, при всех наших министерствах и ведомствах существуют общественные советы. Есть такой совет и при Министерстве образования и науки. По случаю прихода нового министра, этот совет в начале лета сформировали заново – с превеликим шумом, через интернет-голосование на сайте радиостанции «Эхо Москвы». Об историях, связанных с этим голосованием нужно рассказывать отдельно, сейчас же замечу, что в итоге был сформирован совет из семнадцати человек, большей частью _специалистов в образовании и науке, во главе с нобелевским лауреатом Алфёровым. Живи, казалось бы, и радуйся.

Но вот в понедельник, 24 сентября, получают члены Совета из Минобра письмо такого содержания (цитирую полностью): «Уважаемые коллеги! В соответствии с постановлением правительства № такой-то федеральные органы исполнительной власти при внесении разработанных нормативных правовых актов в правительство РФ представляют заключение Общественного совета. Во исполнение указанного постановления направляется на рассмотрение проект Государственной программы РФ “Развитие образования”. В связи со сжатыми сроками внесения программы в правительство (27 сентября 2012г.) просьба рассмотреть в возможно короткий срок. С уважением – такая-то». К письму приложен файл – та самая программа «Развитие образования на 2013-2030 годы». Я хотел было распечатать её, чтобы показать вам с экрана, но пожалел бумаги: в программе _292 страницы. Вы понимаете? Вечером в понедельник серьёзные занятые люди получают 300 страниц текста. В четверг этот текст будет представлен в правительство. Но правительство зачем-то требует вашего, господа общественники, одобрения, поэтому проштампуйте-ка это ваше одобрение жи-вень-ко. Нет, конечно, вы можете высказать и какие-нибудь частные замечания, только вы же понимаете – мы всё равно не успеем их учесть… Заранее благодарны!

На мой взгляд, это какое-то образцовое хамство. От уважаемых людей требуют, чтобы они подписали «одобрямс», не читая подсунутой им бумаги: все же понимают, что всерьёз проштудировать 300 страниц за двое суток (при том, что у членов совета и своих дел выше крыши) попросту нереально. Впрочем, полистав документ с полчаса, я понял, что у чиновников Минобра и не было другого выхода: _после прочтения их творение одобрить _нельзя, одобрения не подпишет и самый лояльный «общественник» – только не глядя. Довольно многие специалисты, которым мы успели показать документ или хотя бы его главы, единодушно бранятся. Вопреки громкому названию, это вообще не программа. Это коллаж, склеенный из полудюжины разных бумаг, клепавшихся Минобром в разные годы по разным поводам. Коллаж крайне неакуратный: разные главы то противоречат друг другу, приводя по одному и тому же предмету разные цифры, то повторяют друг друга дословно, показывая, что чиновники владеют компьютерными функциями Copy-Paste много лучше, чем навыками внимательного чтения. Но это, разумеется, мелочи. Главное – в другом.
Программа – это задачи, ресурсы и методы. В минобровской бумажке нет _задач, одни _пожелания: пять российских вузов в мировой сотне, например; или оснастить все школы бассейнами – или преподавателями-мужчинами. Но нет ни слова о том, как эти пожелания осуществить. Нет, в бумаге _встречаются более чем разумные слова, поминаются более чем назревшие решения. Но они накиданы вразброс – и похоже только затем, чтобы подсластить пилюлю. Пилюля же состоит в том, что Минобр настаивает на продолжении – вплоть до 2030 года – всех, в том числе и самых одиозных своих инициатив. Фиксируется и исключительная роль ЕГЭ, и фактическая ликвидация школьного образования в сельской местности, и убийственная система оплаты труда учителей «ориентированная на результат», и закрепление абсолютно неприемлемых Стандартов для старшей школы под заведомо лживой вуалью «построения индивидуальных образовательных траекторий» – и так далее. Да, я понимаю: у всех – или почти у всех – этих минобровских затей есть сторонники, в том числе и вполне бескорыстные. Но ни одна из них, вежливо говоря, не бесспорна – и в очередной раз, уже при новом министре, проталкивать эти идеи _точно так же, как их проталкивали все последние десять лет,  исподтишка, в искусственно созданной спешке – это выглядит, на мой вкус, очень скверно.

Нет, о Министерстве образования и науки эта неприятная история нам ничего нового не рассказывает. Но она может рассказать нам очень многое о новом составе Общественного совета. Если Совет согласится впопыхах, не обсуждая – да по существу, и не читая! – одобрить это вредное рукоделие, нам придётся констатировать, что Совет не захотел или не смог осуществлять _общественный контроль над действиями министерства. А образование? В нём всё пойдёт, как раньше шло. Минобр называет это развитием, педагоги – деградацией.

Удачи вам.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.