Школьный бизнес-класс‎

Коммерсант
Школьный бизнес-класс‎
В частных учебных заведениях учится не больше 1% российских школьников, однако реформа образования добралась и до этого сегмента. И в данном случае, как ни странно, внимание государства школам только на пользу.
МАРИЯ ГЛУШЕНКОВА
Монетизация школ
Директор Европейской гимназии Ирина Боганцева не скрывает радости. "Вы меня на месте совершенно случайно застали. Мы переезжаем в новое здание!" — делится она приятным известием. 

Ирину Боганцеву можно понять: директор частной гимназии, как и большинство ее коллег, лет двадцать назад получивших в аренду здания детских садов, уже и не мечтала, что столичная мэрия когда-нибудь снизит требования к арендаторам в лице негосударственных образовательных учреждений (НОУ). Договоры аренды этих зданий нужно было продлевать раз в пять лет. И вот сейчас вдруг гимназии передали здание школы на правах бессрочного пользования, причем ставка аренды не выросла, как обычно, а снизилась. 

Формально вопрос о помещении решался, конечно, в департаменте имущества московского правительства — там директора просто попросили написать заявление, и в течение месяца передали здание. Но отправной точкой явилась школьная реформа, которая с некоторых пор распространяется и на НОУ, поскольку жизнеспособность школ стали определять с учетом их востребованности. 

Для частных же школ ключевой вопрос жизнеспособности — это арендные ставки. "Аренда занимает 30% в бюджете школы,— объясняет директор Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов Александр Моисеев.— А перекладывать свои расходы на родителей учеников с такой же динамикой, с какой росли арендные ставки в последние годы, могли себе позволить единицы НОУ". По оценкам генерального директора НОУ "Санкт-Петербургская гимназия "Альма-матер"" Татьяны Щур, которые она представила 29 августа на посвященном готовности школ к учебному году совещании у Дмитрия Медведева, на каждый рубль, вложенный государством в систему негосударственного образования, родители вкладывают примерно двадцать своих. За 2011 год в России родители инвестировали в школьное образование чуть больше 17 млрд руб. 

Вслед за Москвой и Санкт-Петербургом, где уже с этого года для НОУ ввели льготные ставки аренды, о судьбе частных школ задумались и на федеральном уровне. Так, в феврале были приняты поправки к ФЗ "Об образовании", в соответствии с которыми НОУ поступают в сферу ответственности региональных властей — до того взаимодействие с НОУ было прерогативой муниципалов. Это не пустая поправка: в отчетах губернаторов перед центром глава о модернизации системы образования — одна из любимых, а рапортовать о модернизации частных школ выходит куда убедительнее и, главное, дешевле, нежели о школах государственных. 

Таланты и их родители
По оценкам экспертов, в НОУ сегодня учится не более 1% детей школьного возраста. В Москве частных школ больше, чем в любом другом российском городе-миллионнике: по словам Александра Моисеева, сегодня их в столице 160 (департамент образования города Москвы приводит иные цифры — 335 НОУ). Убедительными темпами растет число НОУ в Подмосковье: чуть ли не каждый строящийся поселок обзаводится своей частной школой. 

Стоимость обучения в самых дорогих российских НОУ уже приблизилась к нижней планке элитных британских школ. Так, например, отдать ребенка в младший класс Павловской гимназии на Новорижском шоссе обойдется в 1,6 млн руб. (в старших классах нужно платить 0,67-1,3 млн руб.), в Ломоносовской школе на Рублевке — немногим больше 700 тыс. руб. в год. 

Впрочем, есть и куда более демократичные расценки, в большинстве НОУ стоимость обучения колеблется в пределах $10-15 тыс. Например, в Европейской гимназии за ученика начальной школы необходимо вносить 315 тыс. руб. в год, за старшеклассника — 405 тыс. руб., а в лицее имени Александра Дюма в Москве (частная школа при посольстве Франции) — €5 тыс. "В одной из "приличных" государственных школ с меня требовали примерно такую же сумму в качестве взятки за поступление ребенка, и мне это совсем не понравилось,— рассказывает отец одной из учениц этого лицея.— В результате отдал дочь сюда и младшего ребенка определил в детский сад при лицее. Дети говорят только на французском, а по окончании лицея получат аттестат международного образца, который позволит поступать в зарубежные университеты". 

Экзамен на двойку 
К сожалению, при выборе частной школы приходится довольствоваться в основном сарафанным радио, поскольку достоверного рейтинга НОУ не существует. С оценкой частных школ дела обстоят даже хуже, чем у школ государственных. Так, в этом году по заказу столичной мэрии был впервые составлен сводный рейтинг 300 лучших школ Москвы по результатам ЕГЭ. Несмотря на то что 12 НОУ попали в хвост списка, представители этой маленькой индустрии считают оценку не показательной. "За основу рейтинга было взято количество выпускников, получивших 220 баллов по результатам ЕГЭ и выигравших олимпиады,— объясняет директор одной из крупнейших частных школ.— При этом выпуск общеобразовательной школы — 100 человек, а частной — 20. Допустим, у первой школы из всего выпуска 21 выпускник набирает нужное количество баллов, в частной школе — все, и в рейтинге частная оказывается ниже государственной". 

Вместе с тем существует довольно четкий ориентир для выбора школы — какой аттестат получают ее выпускники, российский или международный. 

Международный диплом обеспечит, например, школа при посольстве. Этот вариант относительно дешев, но подходит не всем. Для начала требуется, чтобы ребенок к моменту поступления уже прилично говорил на языке соответствующей страны: несмотря на то что частные школы при посольствах разных государств ориентированы на развитие межкультурных отношений и стараются принимать на обучение не меньше 15% русскоговорящих детей, попасть туда без знания языка невозможно. Ну а по итогам обучения в рамках национальной программы, скажем, Ирака (на арабском языке) или Финляндии (на финском) ребенок получает аттестат, который котируется международными вузами, но не российскими. 

Впрочем, учиться по международным программам можно и в других частных школах. Так, например, Британская международная школа (8 филиалов в Москве), "Атлантик" (4 филиала) или Европейская гимназия учат по Кембриджской международной программе (AS, A-Level) или одной из программ школ International Baccalaureate (IB). Но в отличие от школ при посольствах перечисленные НОУ выдают дипломы дополнительные к основному, российскому, по результатам ЕГЭ. 

Впрочем, по наблюдениям Ирины Боганцевой, диплом международного образца в качестве главного конкурентного преимущества частного образования воспринимает только небольшая группа родителей, ориентированных на дальнейшее обучение ребенка за рубежом. Остальные родители, и их подавляющее большинство, воспринимают диплом IB только как дополнительный бонус частного образования. "Чаще всего в НОУ приходят люди, для которых важен индивидуальный подход в обучении,— родители талантливых детей",— говорит Александр Моисеев. Как ни странно, для большинства отдающих детей в НОУ важно также, чтобы школа формировала у детей истинные ценности, а отношение к достатку и регалиям родителей школьников оставалось нейтральным. В самих школах это требование пытаются удовлетворить в основном за счет конкурса на поступление, системы грантов и привлечения сторонних стипендиатов. Так, например, в Павловской гимназии, основным учредителем которой является благотворительный фонд бизнесмена Владимира Потанина, ежегодно проводится конкурс, по результатам которого принимаются ученики на бесплатной основе. По словам заместителя директора Павловской гимназии по внешним коммуникациям Людмилы Бурашовой, таким образом в гимназию смогли поступить 15 учеников из других школ. 


 
Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.